Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Докопаться до истины

Дом Симона Петра в Капернауме археологи обнаружили под византийской церковью V века, а многолетние раскопки под храмом святой Анны в Иерусалиме раскрыли древнюю купальню, использовавшуюся в эпоху Христа. Мир, в котором проходила жизнь два тысячелетия назад, теперь не является для нас загадкой. И все это благодаря библейской археологии. Что она дает верующему человеку? Какие святые места в Израиле действительно были свидетелями земной жизни Спасителя? На эту тему мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора священником Аркадием Махсумовым.

– Отец Аркадий, на литературной встрече Вы презентовали книгу греческого историка и библеиста Николая Василиадиса о библейской археологии. Почему интересуетесь?

– Еще в юности, на школьной скамье я поглядывал в сторону исторического факультета. Любил археологию и, даже когда учился на юридическом факультете, много времени проводил на кафедре общественных наук. К истории всегда относился с уважением и почтением.

В период воцерковления неожиданно на полке в церковной лавке Троицкого собора в Саратове увидел эту книгу. На одном дыхании я ее «проглотил», потом перечитал еще несколько раз. Конечно, к Богу я пришел не через историю, но мне было приятно, что в деле катехизации эта книга может дать пищу для размышления тем людям, которые еще колеблются. Человек рационален, и на первых порах его пути к вере рациональное зерно может явиться определяющим и дать многое. Ведь часто спрашивают: на чем основана ваша вера? Почему вы не стремитесь «пощупать» артефакты этой веры? Оказывается, возможность есть, было бы желание.

– О чем эта наука? Ведь это же наука?

– Это наука, которая сформировалась в середине XIX века, в XX веке признана уже академической частью классической истории. Она занимается исследованием различных памятников, артефактов, которые находятся в природном и культурном, этнографическом слое.

За сто пятьдесят лет своего существования библейская археология сделала множество открытий, которые подтверждают достоверность Священного Писания. Уже собран огромный массив документально подтвержденных, исследованных артефактов. Библейская археология, интерпретируя находки, опирается на текст Священного Писания, и это позволяет ей давать очень надежные трактовки.

Библейская археология не только способствует лучшему пониманию мира, в котором жили древние народы, но и дает более верное представление о событиях, описанных в Библии. Уточняет хронологию фактов, реконструирует исторический фон времени написания библейских книг, тем самым проливая на них свет из независимого источника и являясь отличным пособием для изучающих Святое Писание.

– А какая цель? Ведь не для того, чтобы подтвердить что-то или опровергнуть?

– Конечно, нет. Для того, чтобы восстановить исторический контекст. Я бы назвал это – дело любви. Это дорогие для нашего сердца немые свидетели библейских событий. Ведь мы же собираем по крупицам сведения о родных, предках, храним и ценим их вещи. То же самое возникает, когда мы говорим о Господе, о пророках, святых. Реликвии дороги нашему сердцу, потому что это помогает оставаться в свете Священного Писания. А для человека, который только-только приходит к вере, посмотреть и увидеть.

– Мы ищем какие-то свидетельства. А для чего тогда? Верующим людям ведь свидетельства не нужны?

– Об этом Господь красноречиво сказал апостолу Фоме: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20, 24–29). Мы Христа, конечно, не видели, но предание доносит до нас, что Господь являлся во плоти своим подвижникам, святым отцам. И для нас это не составляет никакой тайны и проблемы, нам нечего подтверждать.

Но есть апологетика – искусство защиты своей веры. Библейская археология дает нам инструменты для этого. В спорах с верующими ярые атеисты нередко говорят, что описанные в Библии события – лишь плод чьего-то воображения, и научный факт их существования не доказан. Например, долгое время считалось, что царь Давид – мифологический персонаж. Но археологи нашли упоминания царствования Давида, события, части надписей о нем, государственных актах, которые он издавал в области торговли, обороны, налогов. Часть глиняных табличек сохранилась, дошла до нас и находится в мировых музеях.

Таким образом, восстанавливая факты, мы видим, что все Священное Писание абсолютно исторично, основано на реальных событиях, и хронология подтверждается и становится неоспоримой.

– Есть ли противостояние между этой наукой и религией? Ведь наука основана на доказательствах, религия – на вере. А здесь чего больше – доказательств или веры?

– Наука всегда непредвзята. Есть такое явление, как сциентизм, которое говорит, что наука способна ответить на все вопросы и методом доказательств подтвердить или опровергнуть бытие Бога. В корне это неверно. Серьезные ученые, которые не склонны смешивать религиозность и науку, понимают, что эти методы сами по себе не сопоставимы.

Если науку воспринимать как метод познания, а не как идеологию, то надо честно сказать, что наука никак не может доказать или опровергнуть бытие Божие. Она может служить инструментом в достижении определенных целей. А кто берет в руки этот инструмент – человек идеологизированный, религиозный, атеист? Каждый будет использовать науку так, как выгодно ему.

Библейская археология все-таки поставлена на служение людям верующим, проводящим исследования, а результаты этих изысканий для беспристрастного исследователя имеют неопровержимую доказательную ценность. И кстати, эти исследования многих историков по всему миру приводят к Богу.

– Иерусалим был стерт с лица земли в том виде, в котором он существовал при Спасителе. Что из того, что действительно было свидетелем земной жизни Христа, последних Его земных дней, сейчас осталось?

– Знаете, кто является первым величайшим библейским археологом в мире? Равноапостольная царица Елена – мать императора Константина, которая предприняла титанические усилия по раскопкам аутентичных ландшафтов земной жизни Христа в Иерусалиме. Она занималась тем, чем спустя века сегодня занимаются археологи. Она снарядила экспедицию и расчищала многометровый слой земли разрушенного города. В итоге открылось многое: схемы старого города, улицы, по которым ходил Христос, контуры Голгофского холма, старые ворота города, через которые Господь нес Древо Креста на казнь. Не говоря уже о том, что Древо Честного Креста было обретено царицей Еленой, и его частички разошлись по миру.

Еще вспомним Евангелие от Иоанна, где говорится, что незадолго до Своей смерти Господь пришел в Вифанию, где воскресил Лазаря, четыре дня пребывавшего во гробе. Гробница, в которой лежал Лазарь, сохранилась. Место, где Господь совершил это поразительное событие, послужившее причиной массового скопления народа в Иерусалиме и дальнейших событий, известно археологам довольно неплохо.

Вся Святая земля – это большой музей под открытым небом, реликварий. Там все дышит историей. На Востоке предание долго сохраняется и скрупулезно, люди ведут свою родословную, передают поколениям святыни. Благодаря этому и царица Елена смогла найти старого иудея, который указал ей на место, где находился Крест Господень.

Сегодня происходит то же самое – память людей в другом, перестроенном, изменившемся, поделенном государстве Израиль позволяет запечатлевать святыни. Тот же Храм Гроба Господня, где каждый год в Великую Субботу в Кувуклии сходит Благодатный огонь. Храм перестраивался, страдал во время землетрясений, пожаров, но всегда восстанавливался, и все больше людей стекается поклониться этой святыне. Господь по милости Своей сохранил все это для нас, чтобы мы, маловерные, немощные, колеблющиеся, прикасались к носителям благодати Божией.

Паломнику на заметку

Увидеть Святую землю можно, не выезжая из России. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь – копия Святой земли в Подмосковье. Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводит на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. Ландшафты, расстояние от Голгофы до храма – все воспроизведено с точностью до шагов. Это позволяет нам прикоснуться к евангельской истории и укрепиться в вере.

 

Людмила Питайчук
Поделиться в: