Как детям в Дьяковке колокольный звон подарили
Никольский храм – старинный, почти ровесник села, основанного в конце XVIII века. А приход у него юный, по большей части состоящий из школьников – посланников от своих семей. Кто-то приходит на уроки и воскресные службы, кто-то на праздники. И уж точно все – на Пасху, Христа славить и в колокола звонить. Те самые, что подарили им когда-то добрые люди.
История детского прихода…
«Колокольню я вообще считаю местом, где у нас только ребятишки заведуют, – улыбается настоятель, протоиерей Димитрий Шевченко. – Дети очень любят звонить. Поэтому колокольный звон у нас не только оповещает о важных моментах богослужения, но и детей помогает воспитывать. А уж на Пасху движение на колокольню весь день продолжается. Мы в сам день праздника утренник в храме устраиваем, гостей приезжает человек под сто – наши, из соседних сел, бывает, даже из районного Красного Кута. Столы накрываем, радуемся. И звоним, конечно».
Батюшка в Дьяковке – старинном селе Саратовского Заволжья – более двадцати лет. Городской житель по рождению, он здесь и в мазанке однокомнатной с семьей из пяти человек пожил, и в просторном здании бывшей церковной школы. Всяко бывало, но оптимизма и радостной, по-детски ясной улыбки он не теряет. Может, поэтому и дает ему Бог такой вот детский приход.
«Нам это самим непонятно, – поясняет Марина, супруга и первая помощница батюшки. – Когда росли трое наших детей, у нас не было воскресной школы – не складывалось. А потом, после завершения реставрации храма, пришло сразу человек 45–50 детей с 1 по 7 класс – это половина учащихся нашей сельской школы. Мы сами удивились. Разделили детей на две группы, создали воскресную школу. А еще попробовали взять детей на клирос, чтобы им легче было стоять на службе и лучше понимать, что происходит в храме. Ну, и колокольня, конечно. Они с удовольствием звонят, потому что это тоже общее действие, совместное участие в богослужении».
Общение с юными дьяковцами производит впечатление отрадное – скромные, воспитанные, трудолюбивые.
«На селе очень много работы, люди ведь живут только за счет домашнего хозяйства. Мне нравится, что дети всегда помогают родителям убирать двор, за огородом ухаживать, сажать цветы. На Пасху мы вместе с ними решаем: ‟Приглашаем гостей? Приглашаем! Но будет тяжело? Ну и что, ведь это для людей делаем”. Нам интересно быть вместе. Мне кажется, детям нельзя давать специальных назидательных уроков, нужно просто жить с ними одной жизнью, трудиться для них. И тогда они отвечают добром», – рассказывает Марина.
А еще в Дьяковку часто приезжают школьники из окрестных сел и районного центра, посмотреть на старинный Никольский храм, пообщаться с батюшкой и тоже в колокола позвонить.
…и старинного их дома
«Здесь ведь дикие места когда-то были, – рассказывает батюшка, – бродили по степи беглые каторжники, искали себе места беглые крепостные крестьяне, кочевники, разбойники. Когда обосновались здесь оседлые люди, первым делом нужно было поставить храм, чтобы бродяги эти научились возле него жить по-человечески. Вот крестьянин-однодворец Иван Иванович Дьяков, чьей обязанностью было следить за порядком, построил здесь Никольскую церковь. С этого и началась, собственно, история Дьяковки… А во время Великой Отечественной войны в закрытом уже храме размещались казармы летного училища. Мальчишек-курсантов отправляли отсюда на фронт после краткосрочной подготовки. Мне довелось прочесть воспоминания одного из тех мальчишек. Понимание, что курсанты живут в стенах Божьего дома, как-то укрепляло, успокаивало, вселяло надежду».
Вот такая она – история Никольского храма, да и всего села. Непростая, многостраничная. Дореволюционное основание и расцвет села, в котором к 1910 году проживало боле семи с половиной тысяч жителей, а храм был его центром. Затем – лихолетье Гражданской войны, после которой численность населения сократилась вдвое, закрытие храма в 1936-м году. Традиционный для нашего многострадального Отечества клуб в доме Божьем во второй половине ХХ века. И долгожданное возрождение храма (увы, не села) на рубеже веков.
По словам отца Димитрия, средства на храм жертвовали не только православные христиане, но и… неравнодушные мусульмане. Многие считали свои долгом возродить главную достопримечательность старинного села. Батюшка подробно, с огромной любовью рассказывает о том, как возвращали его к жизни почти из небытия, как проводили первые службы, опасаясь, что вот-вот может рухнуть потолок в алтаре, как велись строительные и реставрационные работы. Долго и непросто велись, пока благодаря включению в ряд федеральных программ реставрация здания не прошла, наконец, быстрее. Потрудился для этого и епископ Покровский и Новоузенский Пахомий – в те дни руководитель епархиального реставрационного отдела.
«На освящении храма 2 июля 2011 года не звонили колокола, – вспоминает отец Димитрий, – их просто не было, денег не хватило. Владыка Лонгин (ныне митрополит Симбирский и Новосспасский – Ред.) спросил – почему не звонят? Это услышал Игорь Витальевич Архипов – депутат Государственной Думы пятого созыва. За трапезой после службы Игорь Витальевич пообещал: ‟Я помогу вам найти средства на колокола”. И слово свое сдержал».
«Меня поразил этот старинный храм. А еще тронули глаза детей, которых я там увидел – чистые, ясные. Такие села – это ведь и есть Россия, которую нужно хранить и возрождать», – делится Игорь Витальевич.
И признается: Саратовский край дорог ему, там родина, там могилы предков. А значит, помочь – святая обязанность.
«Недели через три после освящения храма была конференция в центральной районной больнице, – продолжает батюшка свой рассказ, – обсуждали проблемы здравоохранения. В ней принимал участие Евгений Евгеньевич Ачкасов – Игорь Витальевич меня туда позвал, чтобы нас познакомить».
«В то время я возглавлял Комиссию по охране здоровья Общественной палаты Российской Федерации, на примере Краснокутского района знакомился с положением дел в здравоохранении в Саратовской области. И храмы посещали, конечно. Ведь храм очень важен, в том числе и для социального развития, для здоровья людей. Есть храм на селе, и жизнь там по-другому развивается. Свято-Никольский храм в Дьяковке привлек мое внимание – старинный, недавно отреставрированный, а колоколов нет. Они храму необходимы – и для службы, и для воскресной школы, и для праздников, вот и решили мы помочь батюшке», – рассказывает благотворитель.
Евгений Евгеньевич считает себя прихожанином Дьяковского храма – приезжает сюда, маму привозил, старается и дальше приходу помогать. Он уверен – помогать нужно в первую очередь небольшим сельским приходам, ведь в городских помощников больше:
«Каждый из нас должен найти храм, детский дом, нуждающихся людей – точку приложения своей заботы, это очень важно. Ведь порой у людей и возможности есть, а они просто не знают, как ими правильно распорядиться. Благодарю Бога за то, что Он открыл мне и храм этот, и батюшку Димитрия, и его прихожан. И дал мне возможность быть полезным».
Полный набор колоколов для звонницы – подарок для сельского храма поистине царский. Его заказали в Тутаеве, и к началу декабря колокола были готовы. Глава района Геннадий Иванович Зайцев помог с доставкой. И уже 8 декабря Дьяковку впервые за многие десятилетия огласил колокольный звон. А маленькие звонари обрели дело по душе.
С надеждой на возрождение
Старинное село окружает памятник природы – Дьяковский реликтовый лес, единственный в Заволжских степях. Подвесной мост через реку со сказочным названием Еруслан – тоже своего рода памятник. Он переносит нас из настоящего в то время, когда не было такой суеты, огромного потока информации, а жизнь текла размеренно.
До районного центра – 30 км, до областного – 160. Поездка в Дьяковку – это всегда немного путешествие, в том числе и во времени.
«К нам едут те, кто родился в Дьяковке, но живут в Красном Куте. Говорят, что их притягивает наш храм, – рассказывает Марина. – Я считаю нашими прихожанами жителей села Салтово, которое относится к Волгоградской области. Они каждое воскресенье приезжают в Дьяковку на службу. Своего храма у них нет, а до районного центра 25 километров».
Она уверена: «Если бы было, где работать, то вернулись бы все жители Дьяковки. Даже те, кому сейчас по 50. Потому что они все любят свое село, свою школу, дружат с односельчанами. Работать негде. А ведь в этом селе до революции были ювелирные, золотошвейные мастерские, заводы, большое ателье по пошиву одежды. В советское время крупный совхоз был. Была своя пекарня – из Красного Кута за хлебом приезжали. Были люди заняты, жили на одном дыхании, все вместе. Настолько было все хорошо и здорово, что плакать хочется, когда видишь, что осталось. И хочется надеяться, что что-то изменится».
Отец Димитрий вопреки всему в будущее смотрит с оптимизмом: «А иначе для чего Господь здесь такой храм восстановил? Раз храм стоит – все будет!»
И хочется верить, что возрождение этого старинного села станет еще одним чудом святителя Николая – невозможным по всем житейским меркам, но таким желанным. Что по молитвам детей будут и дальше сюда на Пасху приезжать гости и звонить, звонить в колокола.
4 мая 2022 г.