Борьба за Веру
У молодого священника, отца Михаила, две Веры — это и вера в Бога, и имя жены. Всё у него в жизни хорошо, пока однажды его супруге не ставят онкологический диагноз. Ей может помочь лечение, но лекарство очень дорогое. Чтобы на него заработать, батюшка снимает рясу и идет в дальнобойщики. Работа сложная, порой опасная и может стать настоящим испытанием для любого человека — а каково на дороге тому, кто учился служить Богу, а не крутить баранку грузовика?.. Но мысль у главного героя только одна: спасти любимого человека. И главное в этой борьбе за жизнь и жену — не потерять веру в Бога.
Таков вкратце сюжет фильма «Лекарство для Веры» режиссера Андрея Лескина. Отец Михаил и его супруга — добрый пример священнической молодой семьи. Вера — кроткая, тихая матушка, поющая на клиросе. Она преподает в сельской школе музыку, ученики ее очень любят. Иерей Михаил — чуткий, внимательный священник. Он готов выслушать каждого, кто идет к нему со своей бедой, не торопится с советами — дает возможность человеку самому осмыслить, что делать дальше. Счастливая, спокойная жизнь на сельском приходе, а тут еще радость — Вера узнаёт, что ждет ребенка.
Но эта идиллическая картина разбивается вдребезги в один день. Сначала потеря ребенка, затем — страшный диагноз. Отец Михаил оглушен. Надежда есть, но лекарство стоит несколько тысяч долларов. А какие доходы у священника на селе? Таких денег за всю жизнь не заработаешь. У родных не займешь, да и друзья — такие же небогатые люди. Даже местный предприниматель батюшке отказал — слишком большая сумма. Правда, вместо рыбы предложил удочку: ему как раз нужен водитель на фуру с грузом. Так священник становится дальнобойщиком.
Трудно принимать все испытания, данные Богом, как благо. Но главному герою это удается. Создатели фильма мастерски использовали кинематографические приемы для того, чтобы показать, как меняется мир и люди в нем, когда в него приходит человек веры. Отец Михаил не унывает и не озлобляется, не клянет злодейку-судьбу, несмотря на то что трудности у него начинаются сразу: полицейский, требующий взятку, бандиты, ворующие груз. Как со всем этим справляться священнослужителю, у которого из оружия — только молитва?
Но оказывается, что этого достаточно. Зрителю может показаться, что слишком уж просто получается у водителя-новичка решать все проблемы. И полицейские его отпускают, ничего не взяв, и товарища он спасает от вооруженного нападения без каких-либо последствий. К тому же без году неделя на дороге, а уже все дальнобойщики его считают «своим». Так и хочется крикнуть: «Да не бывает такого в жизни! В реальности всё намного сложнее!».
Но создатели фильма хотели не тревожные, наполненные испытаниями будни нам показать, а напомнить о важном. Еще до выхода картины продюсер Алексей Вареник отметил: «Мы очень часто слышим, что не хватает духовно-нравственных лент, которые способны рассказывать о вечных жизненных истинах, воспитывать в людях правильные ценности. А наша история именно об этом! Ведь сейчас всем так не хватает доброго, искреннего, затрагивающего душу кино».
И задумка эта удалась. Фильм оставляет очень светлое впечатление, дает надежду на лучшее. Наблюдая за тем, как дальнобойщики помогают друг другу словом и делом, мы вспоминаем, как важна в современном мире поддержка. Пусть это даже будут просто ободряющие слова — и они могут помочь отчаявшемуся человеку пережить тяжелый момент. И дать кому-то эту поддержку для любого из нас не так сложно.
А еще это фильм-предостережение. Видя, как взяточникам и обманщикам в фильме аукаются их поступки, зритель задумывается о словах, которые мы вроде бы все знаем, но порой забываем: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7, 12).
Подтекстов в картине немало. Мы уже говорили, что Вера — это не только имя главной героини. Отец Михаил пытается восстановить свою собственную веру в Бога, подорванную болезнью жены. Он не позволяет себе забыть о молитве ни на минуту — в пути, перед трапезой, в любом испытании она сопровождает его. Зритель видит, как к молитве тянутся и другие. Вот встречный водитель фуры, узнав, что его коллега — священник, просит благословить его. Вот другие дальнобойщики называют свои имена, чтобы батюшка на Литургии помолился за них. И отец Михаил находит лекарство для их веры. Даже девушка с обочины, зарабатывающая на жизнь древнейшей профессией, не остается без Божией помощи. Ее крещение в ближайшей реке немного наивно, но очень гармонично ложится в сюжет картины, образуя смысловую связку с самым началом фильма, когда мы видим крещение младенца в купели. Какие разные судьбы у этих людей, но сила любви Господа одинакова ко всем — и к невинному младенцу, и к блуднице.
Переплетение судеб — одна из важнейших тем фильма. Вот появляется в картине маленькая девочка с таким же, как у жены священника, диагнозом. Что их может объединить, кроме этой страшной беды? Смерть одной станет надеждой для другой — и как не увидеть в этом Промысл Божий…
Еще в самом начале фильма у зрителя закрадывается ощущение, что хеппи-энда ждать не стоит. Эта история — не одна из многочисленных мелодрам со счастливым концом об испытаниях, которые выпадают на долю хороших людей. Эта история правдива до боли. Мы видим, что священник принимает свое горе как обычный человек, и… мы не хотим этого видеть! Ведь он же батюшка, уж он-то должен отнестись к испытанию духовно! Но отец Михаил — человек. И боль его — настоящая, человеческая. Непереносимая, черная, удушающая… «Это не просто история священника, но, прежде всего, история каждого из нас. Это путь испытания духа и всего, во что мы верим»,— сказал про свою работу исполнитель главной роли актер Макар Запорожский. Зритель узнает в отце Михаиле себя, родственника, друга, соседа. Перед нами обычный человек с большой болью — один на один с ней. И только вера может спасти его от отчаяния. Но как? На этот вопрос каждому из нас придется отвечать самому.
5 мая 2022 г.