Каждый храм – часть нашей истории
Застывшие над селами, почерневшие от времени деревянные или кирпичные остовы храмов... Где-то верующие энтузиасты берутся за восстановление порушенных святынь, где-то на это не хватает ресурсов. Нужен ли приходской храм в каждом, даже очень маленьком, селе? И надо ли возрождать, если потом его некому будет содержать? Об этом беседуем с епископом Покровским и Новоузенским Пахомием.
Дело непростое
Старинных храмов в России много. Их возводили на средства благотворителей или строили всем миром, собирая пожертвования по копеечке. После революции церкви закрывали, изымали все ценное и отдавали под клубы, зернохранилища, склады. В какой-то момент памятники архитектуры остались и вовсе «без пригляда».
За десятилетия эти храмы основательно потеряли величественный облик. Пример – храм во имя святителя Николая Чудотворца, освященный в 1886 году в селе Пограничное (в дореволюционное время – Николаевка) Новоузенского района. Когда-то деревянная церковь вмещала до 400 богомольцев. К началу XXI века уцелели лишь три стены.
Этот уникальный храм признан памятником архитектуры областного значения. Восстановление его началось в 2006-м на средства регионального бюджета, спустя три года храм увенчали купола и кресты. Этим удалось предотвратить его полное разрушение. Затем реставрационные работы остановились, причина банальна – отсутствие средств. Но епископ Пахомий уверен – наследие обязательно надо сохранять.
– Это память предков, нить, связь времен и поколений, – говорит владыка. – Каждый такой храм – часть нашей истории, истории той местности, людей, которые там жили, трудились. Большинство храмов признаны памятниками архитектуры. Конечно, нужно прилагать старания и усилия для того, чтобы это национальное достояние осталось для будущих поколений.
За последние годы в разных уголках нашей страны, в том числе и в Саратовской области, было многое сделано. Когда я был руководителем реставрационного отдела Саратовской епархии, мы принимали участие в федеральных программах финансирования. Власть выделяла средства, пусть и небольшие, но их можно было направить на реставрацию храмов, являющихся памятниками истории и культуры.
Сейчас меньше возможностей. Мы обращались с просьбой профинансировать в рамках областных программ реставрацию Свято-Никольского храма в Пограничном и еще нескольких храмов-памятников архитектуры областного значения. Но пока средств на это нет.
Каждый памятник на охране у государства, у каждого есть статус, паспорт, и проводить любые, даже самые незначительные, работы можно только после получения специального разрешения. Реставрация, воссоздание, обновление храмов-памятников, которые порой находятся в ужасающем состоянии, требуют серьезной подготовки и больших финансовых вложений. Церковь такой возможности не имеет.
– Владыка, как же сохранять в такой ситуации храмы-памятники? Может, выход в консервации?
– На это тоже, безусловно, требуются средства. В свое время на областном уровне мы начинали работать в этом направлении: был составлен перечень храмов, являющихся памятниками архитектуры и находящихся в руинированном состоянии. Мы, люди Церкви, должны этим заниматься, но без помощи государства восстановить заброшенный храм достаточно трудно. Слава Богу, если находятся заинтересованные меценаты, тогда даже в самом небольшом селе храм постепенно восстанавливаем.
По большому счету, не мы рушили храмы, это трагическая страница истории нашего государства. И я убежден, что государство могло бы привести в порядок уникальные памятники. К исторической памяти надо относиться бережно.
Новая история святынь
– В таких условиях возрождение храма в былом величии и красоте представляется нереальным. Но, вопреки всему, есть же и положительные примеры?
– В селе Каменная Сарма Ершовского района был большой каменный храм в честь Рождества Христова. Его построили в 1905 году на средства местного землевладельца Ивана Васильевича Кобзаря. В советское время храм был закрыт, частично разрушен, сохранилась только нижняя часть яруса колокольни. В 2012 году начались восстановительные работы. Остов колокольни переделали в храм, освящение его состоялось в 2013 году. Теперь там сплоченный приход.
Старинный храм во имя Архангела Михаила восстановлен в селе Борисоглебовка Федоровского района. Реставрация шла долгие годы, усилия прилагали прихожане, жители, меценаты. Возрождены и действуют Троицкие храмы в Малом Перекопном, в Маянге (с марта 2022 года – Балаковская епархия. – Ред.).
Столетия назад люди хотели видеть свою церковь величественной. Например, разрушенный храм в Каменной Сарме вмещал до 800 прихожан, благолепным и просторным был Покровский собор в Новоузенске.
– При невозможности возродить храм можно ли возвести часовню?
– В некоторых случаях это оправданно. Несколько лет назад недалеко от села Корнеевка (с марта 2022 года – Балаковская епархия. – Ред.) в память о давнем обретении чудотворных образов Божией Матери «Испанская» и великомученика и целителя Пантелеимона была установлена часовня. Святыни были утрачены, но теперь каждый год от центральной части села, где когда-то был храм, к часовне совершается крестный ход. Сейчас речь идет о восстановлении утерянного храма. У Бога нет забытых мест, людей, а значит, и у нас не должно быть забытых событий.
Иногда возведение часовни может стать началом возрождения церковной жизни. Так было в селе Долина Федоровского района, начиналось с малого, теперь там новый Никольский храм.
Сейчас становится популярным возвести часовню, чтобы увековечить память родившихся и живших в той или местности родных. Однако я советую лучше строить небольшой храм, чтобы обязательно совершать Литургию. А если у человека есть возможности, лучше построить храм не посреди поля и вымершего села, а в райцентре, где он будет востребован. Там за его предков будут молиться десятки, а может, и сотни людей.
Проще разрушить, чем создать
– Владыка, в идеале храм нужен каждой деревне, тем более, если он был там исторически. Но главный вопрос для сельского прихода – его выживание: текущий ремонт храма, его содержание, оплата коммунальных услуг. Что делать?
– Мы прекрасно понимаем, что в сельской местности достаточно трудностей – не хватает школ, детских садов, больниц. За прошедшее десятилетие я вижу неутешительную статистику – сокращаются районные центры, не то что села. А раз жителей мало, то и приход небольшой, раз нет детей, то и воскресная школа будет не востребована. Храмы существуют на пожертвования верующих, и священникам в этих условиях очень непросто жить. Проблемы сельского храма – это проблемы самой деревни. Поэтому необходимо работать по всем направлениям. И когда меня спрашивают, надо ли храм восстанавливать, конечно, надо, как и строить новый детский сад или прокладывать дорогу.
Разрушить проще, а на созидание требуются время и средства. В период коллективизации, в годы гонений на Церковь людей сознательно отрывали от земли, сознательно выжигали чувство принадлежности к храму, к религии. Потому сегодня возникают вопросы не только социальные, но и духовные. Сменилось два-три поколения, и мы видим результат. Вернуться к своим корням очень тяжело, на это уходят десятилетия.
В 90-е, 2000-е годы все начиналось с нуля, в тех же Озинках, Ершове. Приезжал в поселок священник, и вначале появлялся временный храм в переоборудованном здании старого клуба, магазина. Там постепенно формировался приход. Спустя годы и новый храм возводили. Пример тому – село Лавровка в Краснокутском районе. Больше двадцати лет люди молились в приспособленном помещении, потом нашлись меценаты, и буквально за два года был построен храм во имя мученика Иоанна Воина. В прошлом году он был освящен, а в этом на престольный праздник будем открывать здание воскресной школы.
Церковь сегодня доступна любому жителю Саратовского Заволжья. А как будет дальше развиваться ситуация в том или ином селе, поселке, во многом зависит от местных жителей и от усердий самого пастыря. Если священник находит отклик в сердцах людей, то и церковная жизнь быстро развивается.
Мы всячески поддерживаем инициативы, исходящие от верующих в деле возрождения святынь. За эти годы открыли много новых храмов, пришло много новых людей, кто-то из них стал священником, помощником на приходе. Если мы сохраним веру во Христа, которой жили наши предки, то, возможно, и памятники уцелеют.
30 июня 2022 г.