Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Не сотвори себе врага

О том, почему люди стали делиться на лагеря и как в ответ на злобу и гнев взращивать в своем сердце любовь, мы поговорили с настоятелем Петропавловского храма г. Саратова игуменом Нектарием (Морозовым).

– В последнее время ненависть стала особенно ярко звучать в нашей жизни, социальных сетях и мессенджерах. Становится по-настоящему страшно от таких настроений людей, но еще страшнее видеть в когорте тех, кто сеет ненависть, православных верующих. Почему ненависть захватила именно информационное пространство? И как бороться с ненавистью в себе самом?

– Это многоплановый вопрос. Во-первых, вне экстремальных ситуаций мы мало что знаем о самих себе, да и об окружающих. Но когда наступает час «Ч», в человеке проявляется его глубинная сокровенная сущность. Очень грустно наблюдать, что эта человеческая сущность зачастую представляет собой горькое зрелище.

Ненависть, вражда, желание зла кому бы то ни было – то, что априори должно быть невозможным для христианина. Но мы видим обратное сегодня. А это серьезный повод, чтобы задуматься, кто мы и какого мы духа. Помните, что Господь ответил, когда ученики, видя, что Его не приняли в самарийском селении, потому что у Него был вид путешествующего в Иерусалим, предложили: «Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их?» (Лк. 9: 54)? Господь запретил им и сказал: «Не знаете, какого вы духа» (Лк. 9: 55). Это вразумление для всех людей, которые горят ревностью об уничтожении инакомыслящих или инакоживущих. Если мы испытываем злобу, то это (что совершенно очевидно) не дух Христов! Это может быть гибельно.

– Но как не испытать злобу, если убили твоих родных?

– Да, каждый убитый человек является чьим-то братом, чьей-то сестрой, чьим-то отцом, чьей-то матерью, чьей-то женой, чьим-то ребенком – и запускается цепная реакция ненависти и злобы. Надо быть человеком высокой христианской жизни, чтобы в случае убийства родного человека не взять в руки оружие и не воздать должным образом. Это удел немногих – по-христиански прощать и принимать. Ведь это требует огромных духовных сил.

Мне памятны слова покойного генерала Александра Ивановича Лебедя о том, что идеальный воин получается из человека, который утром, выходя из дома, совершенно не планировал воевать, но, вернувшись вечером домой, обнаружил вместо дома воронку, в которой испарились жена, дети, родители. Такой человек будет мстить за своих родных и близких, покуда жив. Александр Иванович говорил об этом, опираясь на личный опыт участия в Афганской войне, говорил применительно к войне Чеченской, где, как мы наблюдали, из обычных крестьян как раз вырастали боевики и террористы. Собственно говоря, мало кто помнит о погибших при обстреле членах семьи Шамиля Басаева, зато многие знают, в кого он превратился впоследствии. Так шаг за шагом растет взаимная злоба, взаимная ненависть. И каждый залп производит все больше и больше обоюдной ненависти. Это еще одна причина, почему ненависть нарастает вследствие боевых действий.

– При этом ненависть сеют и те, кого непосредственно боевые действия не коснулись.

– Да, мы часто видим, что ядом ненависти оказываются поражены не только те, кто находится на поле боя, кому домой пришла «похоронка», кто несколько месяцев пребывает в неведении, что с их родными и близкими, оказавшимися в зоне боевых действий, но и те, кто пока не имеет сугубо личных причин и поводов.

Также мы наблюдаем: со всех сторон конфликта немало людей, убежденных в том, что чем жестче говорить о текущей ситуации, тем лучше видно, насколько они патриотичны, любят и поддерживают свою Родину. Это превращается в некое соревнование, в котором люди в своей агрессивной риторике переступают мыслимые и немыслимые границы. А кроме того, это тоже способствует нарастанию градуса злобы и ненависти.

А есть еще и такой момент, о котором приходилось говорить даже в более спокойной обстановке. Это постоянное деление на «мы» и «они», на «свои» и «чужие», на «такие» и «не такие». Каждому из нас нужно понять, что люди бывают разные и что могут быть те, кто думает иначе. Но это не значит, что они наши враги и что мы должны их за это ненавидеть, унижать или уничижать. Мы должны каждому дать право на волеизъявление.

В современном западном мире есть масса вещей, которые с христианской точки зрения абсолютно неприемлемы. Это и однополые браки, и так называемое «гендерное самоопределение» и т.п. Нельзя к этому относиться спокойно и считать допустимым. Но в то же время нельзя ненавидеть людей, которые так живут. Это и есть христианское отношение к другим, ведь то, что мы видим, – их беда, их несчастье. Господь ни у кого из нас не отнимает права быть такими, какими мы хотим быть. Реализация этого права может быть гибельной. И подчас становится таковой. Но ошибочно считать, что именно ты должен стать «орудием возмездия», «бичом Божиим». Не ненависть должна царить в наших сердцах, а любовь, и не проклятия должны звучать в наших устах, а молитва.

На самом деле, люди всегда сами себя наказывают – за свое неразумие, за свое отступление от Бога. Давая заповедь Адаму в раю, Бог сказал: «В какой день вкусишь от запрещенного древа, смертью умрешь» (Быт. 2: 17). Смерть – не наказание за преступление, а его естественное следствие. И чем внимательнее мы всматриваемся в окружающую нас жизнь, тем больше убеждаемся в этом.

Если нам кажется, что кто-то делает что-то не так, кто-то совершает ошибку, то это лишь повод для нас молиться о том, дабы данные действия человека не привели его к гибели. Хотя больше нужно следить за тем, чтобы мы сами не сделали что-то не так. А стремление делить людей на «таких» и «не таких» приводит к разрастанию раковой опухоли – к ненависти в сердцах и в мире, и внутри страны, и внутри Церкви, что очень страшно.

– Но почему платформой для распространения этой ненависти стали именно социальные сети?

– Интернет сегодня стал продолжением реальной жизни. С его помощью мы работаем, общаемся, ищем необходимые нам вещи. Коммуникация между людьми с самыми различными взглядами, живущими даже в наиболее отдаленных государствах, посредством интернета самая быстрая. Поэтому в киберпространстве и происходят столкновения, с одной стороны. А с другой стороны, любые боевые действия в современном мире ведутся не только на поле боя, но и на информационном поле. Совершенно естественно, что каждая из сторон конфликта использует целые отряды информационных сотрудников, задача которых – подливать масло в огонь.

Чтобы вести войну, нужно создать убедительный образ врага. В некоторых случаях то, что пишут о происходящих событиях, может быть правдой, в некоторых случаях может быть преувеличением или вовсе неправдой. А тем временем градус ненависти возрастает, и каждая из сторон об этом заботится.

— Сейчас многие люди добровольно делятся на те или иные лагеря (по национальному, языковому и др. признакам). Как во всем этом не отклониться от верности Христу?

– Для того, чтобы сохранить верность Христу, нужно в первую очередь определиться, что на первом месте для тебя действительно Господь. Если ты понимаешь, что важнее Христа никого и ничего в твоей жизни нет, то в каждой жизненной ситуации ты будешь сверяться с тем, что говорит Святое Евангелие. При этом важно понимать не только букву, но и дух Евангелия. Человек, стремящийся в своей жизни исполнять евангельские заповеди, этот дух постепенно приобретает и узнает Христа. Поэтому, когда хочется поступить по эмоциям сообразно представлениям ветхого человека, нужно задать себе простой вопрос: «А Господь мной сейчас доволен? Возможно ли, чтобы Христос чувствовал, поступал и думал, как я сейчас?» Не надо искать оправданий, объяснений и доводов – всё очень просто: да или нет.

Как человек ты имеешь право на что угодно. Но ты должен четко разуметь, что, поступая и мысля по-евангельски, ты со Христом, а, поступая и мысля не по-евангельски, ты не со Христом. Когда звучат слова: «Мы – такой-то национальности, поэтому с нами Бог», то это страшное безумие. Нет такой национальности, которая бы сама по себе понудила Бога быть с ее представителями. Не надо пытаться управлять и руководить Богом. Ничего более нелепого придумать невозможно. Бог с тем, кто выполняет Его заповеди, Бог с тем, кто любит Его и старается жить по Его воле, кто любит других людей. И мы должны помнить, что Господь любит каждого человека. Как сказано у блаженного Августина, Бог любит каждого как единственного, и всех – как этого каждого.

Не надо думать, что Господь любит кого-то больше лишь потому, что он русский, украинец, американец, еврей, грек, поляк или кто-то еще. Христос пришел на землю ради всех людей, и для Него дорог любой из нас. Господь говорит: «То, что вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40). Поэтому всё, что мы кому-то делаем в мирное и немирное время, имеет прямое отношение ко Христу. Важно помнить: все, что происходит в нашей жизни, – это не что-то оторванное от Евангелия, а некое его продолжение. Поэтому все происходящее в жизни мы должны рассматривать через призму евангельских событий.

Мы должны честно испытывать себя: среди кого бы мы оказались – среди тех, кто кричал «Распни Его!», среди тех, кто молчал, скорбя, или среди тех, кто, не покладая рук, «трудился», чтобы обречь Христа на Крестную Смерть. Об этом надо постоянно задумываться. В ответе на этот вопрос для нас заключается всё. Христос от нас не пострадает, но если мы окажемся Ему чуждыми и враждебными, будучи чуждыми и враждебными по отношению к тем, кого Он любит, то это ужасно. Потому что суета житейская и мировые потрясения закончатся, а мы все предстанем перед Ним.

В своей кровожадной суете многие люди выглядят как муравьи в муравейнике, над которым уже занесена нога, что раздавит их. Мы живем в такое время, которое может окончиться тем, что «времени уже не будет» (Откр. 10:6), как сказано в Апокалипсисе апостола Иоанна Богослова. Безусловно, своими необдуманными шагами мы приближаем этот момент.

– А еще многие начинают искать врагов, выявлять их. Речь, как вы понимаете, вовсе не о диаволе.

– Заниматься поиском врагов, а тем более их выявлением, – не христианское занятие. Проведем такую параллель. Если ты не закрыл дверь и, выпив изрядное количество алкоголя, лег спать, а поутру обнаружил, что тебя ограбили, то не надо по этому поводу слишком сильно возмущаться. Почему? Потому что, как мы отлично знаем, в мире много тех, кто хочет поживиться чем-то чужим. Если ты напился до беспамятства и не закрыл дверь, то есть риск, что ограбят именно тебя. Поэтому не проклинай ожесточенно того, кто тебя ограбил, а заботься о том, чтобы быть трезвым, ясно мыслить и следить за порядком и достатком в доме. Это более продуктивный путь, чем поиск врагов.

Сейчас в нашей стране есть масса точек для приложения усилий. Мы столкнулись с самыми масштабными санкциями в истории и видим, насколько мы не готовы. Ушло в прошлое представление о том, что добывать и продавать ресурсы экономически целесообразнее, нежели производить. Давным-давно назрела острейшая необходимость в реиндустриализации. Мы находимся в критической ситуации – и духовной, и экономической. Поэтому лучше ту энергию, которая выплескивается через край, направить исключительно в мирных созидательных целях. В этом было бы гораздо больше любви к Родине, чем в каких-то лозунгах, угрозах и т.д. Это было бы очень разумно и полезно.

– Вы упомянули об отношении человека к утратам и страданиям. Одни принимают скорби с действительно глубоким смирением и благодарностью Богу. Другие, к сожалению, начинают не только гореть ненавистью к конкретным людям, желанием мстить, но и обвинять Самого Бога, «Который позволяет злу сокрушать этот мир» (распространенная цитата). Как помочь тем, кто такое чувствует, переживает?

– К каждому человеку нужно искать индивидуальный подход, чтобы помочь не потерять ни веру, ни себя самого в трудных жизненных ситуациях. Но ключевой момент всегда один: какое бы зло ни причинили нам и нашим близким, та злоба, которую мы испытываем к обидчику, в первую очередь будет уничтожать нас самих и превращать нашу жизнь в непрекращающийся ад, наполненный огнем и мраком. Поэтому надо научиться прощать. Прощать хотя бы ради нас самих, чтобы научиться впоследствии полноценно жить.

Всегда возникает вопрос: как можно любить врагов? как можно простить? Если в тебе нет любви, то, пожалуй, никак. Но когда ты стремишься к любви и понимаешь, что это – основа жизни и что ты можешь в любви и любовью жить, какой бы маленькой она ни была, то тогда она всегда присутствует. Даже в тот момент, когда происходит что-то страшное, ты ее не утрачиваешь, потому что любовь стала частью твоей жизни, стала ее основой. Но об этом нужно заботиться заранее. Потому что если ты не учился любить, а всю жизнь учился ненавидеть, то в тот момент, когда появится повод ненавидеть особенно сильно, ты мимо этого повода пройти не сможешь.

– Знали ли вы таких подвижников, которым удалось превозмочь себя и в ответ на злобу и гнев взрастить в своем сердце любовь? Как им это удавалось?

– За последний год вышли две очень дорогие для меня книги о покойном отце Кирилле, многолетнем лаврском духовнике. Первая – «Сталинградское Евангелие архимандрита Кирилла (Павлова)», в работе над которой мне довелось принять участие как редактору и автору небольшого фрагмента воспоминаний. Вторая книга – «Увидеть однажды. Воспоминания об архимандрите Кирилле (Павлове)» – была написана монахиней Евфимией (Аксаментовой), многолетней помощницей отца Кирилла.

Эти книги подробно рассказывают об архимандрите Кирилле (Павлове), раскрывают его образ мышления, отношения к людям. Становится понятно: у этого человека врагов не могло быть в принципе.

Отец Кирилл (Павлов) прощал и покрывал своей любовью тех, которые старались причинить ему зло, и удивлялся, как же можно поступать иначе

Жизнь отца Кирилла была далеко не безоблачной, немало было таких людей, которые старались причинить ему зло. Но тех, кто его близко знал, удивляло, как он к таким людям относился, как он их прощал и покрывал своей любовью. Когда близкие выражали недоумение по этому поводу, архимандрит Кирилл удивлялся и спрашивал: «А как же еще можно?..» Такой вопрос должен звучать в сердце каждого из нас. Потому что из Евангелия мы знаем, как должно быть, но пренебрегаем этим знанием. Не любим человека, который нас не любит, причиняем зло в ответ на его зло и тоже говорим: «А как же еще можно?!» А можно так, как нас всех учил отец Кирилл (Павлов).

– Как нам всем сегодня, когда вокруг столько зла, гнева и ненависти, «стяжать дух мирен», как завещал преподобный Серафим Саровский?

– Это зависит от того, что для нас в жизни главное. Если для нас важны какие-то земные достижения, материальные ценности, то очень сложно иметь мирный дух. Если же для нас на первом месте Господь и наша жизнь с Ним, то это то, что позволяет нам этот мир сохранять или приобретать в различных жизненных обстоятельствах. Но если мы утрачиваем мир, значит Господь в нашей жизни не на главенствующем месте. А это несет в себе огромную угрозу для полноценной и счастливой жизни.

Столкнувшись в эти дни с испытаниями, мы в одночасье обрели возможность провести внутреннюю духовную ревизию, чтобы осознать, что в нашей жизни не на своем месте. С одной стороны, это страшно, но с другой, это удивительный шанс – предоставить наконец первое место в своей жизни Богу и никого и ничего на это место не пускать. Вот тогда мы сможем стяжать мирный дух. Потому что если Господь будет действительно на первом месте, то со всем остальным мы сможем справиться. Бог никогда нас не посрамит и не оставит, если жизнь с Ним всегда будет оставаться для нас главной целью, главной. 

 

Поделиться в: