Можно ли научить детей молиться?
И как, приучая исполнять регулярное молитвенное правило, вовсе не отбить у них любовь к молитве? Эти вопросы задают себе многие родители. Найти ответы помогает главный редактор православного журнала для молодых людей «Наследник» протоиерей Максим Первозванский, отец девятерых детей.
— Отец Максим, как объяснить маленькому ребенку, что такое молитва?
— Мой ответ будет зависеть от того, в каком пространстве мы находимся. Если речь идет о воскресной школе, куда ребенок пришел, чтобы услышать, что такое молитва, — это одна ситуация. Если мы молимся с ребенком дома, то это ситуация другая.
Дома в православных семьях, где люди молятся регулярно, у ребенка в большинстве случаев вопросов почти не возникает. И родители ограничиваются лишь короткими комментариями, когда, к примеру, ребенок плохо себя ведет во время молитвы (что бывает далеко не со всеми детьми и совершенно не всегда), и ему приходится что-то объяснять. А так, если семья молится, то и маленький ребенок автоматически начинает участвовать в общей молитве. Порой ему просто нужно сказать: «У тебя завтра такое ответственное дело — поход к врачу, давай вместе помолимся, чтобы Господь тебе помог». Или в дорогу семья собирается, и все вместе просят Бога помощи, Ангела Хранителя в дорогу. Но вообще объяснять ребенку в принципе, что такое молитва, не требуется, как ему не требуется объяснять, что такое еда. Можно от случая к случаю объяснить, почему завтра у нас нет мяса, или наоборот, почему мы сегодня едим шашлык. Но это же не абстрактное объяснение слова «еда», которое он и так прекрасно понимает.
Другой вопрос, если ребенок сидит за партой или за круглым столом в воскресной школе, и священник или преподаватель говорит: «Ребята, вы знаете, существенной частью жизни христианина является молитва — общение с Богом. Оно может проходить в разных формах, но когда наш ум и сердце обращаются к Богу, это и называется молитвой». При этом научение молитве происходит все же на практике.
— С какого возраста нужно приучать ребенка молиться?
— С рождения. Или даже с зачатия, ведь когда мать носит ребенка, она молится. На мой взгляд, нужно не прятаться от ребенка, когда молишься. У нас в семье маленькие дети просто присутствуют на общей молитве, и главная их задача — не мешать молиться остальным. Он вроде бы и не молится, но слышит, как остальные читают, поют. Ему запрещено в этот момент шуметь, отвлекать других. Потом ребенок присоединяется ко всем. Это ведь очень индивидуально: кто-то и в два годика вместе с мамой молится, а кому-то и в пять рано. Принуждать здесь не нужно. Принуждать нужно к тишине и дисциплине, а молитва зависит уже от потребностей самого маленького человека.
— Ребенок сразу должен учиться читать молитвы по детскому молитвослову или сначала учить их наизусть?
— Мы в семье вообще не используем детский молитвослов. Как учебное пособие — да. Но есть разные семьи, у всех все по-разному. В нашей семье мы не учим детей читать практически до школы, поэтому сначала происходит запоминание на слух. Я просто вслед за многими педагогами считаю, что раннее знаковое обучение ничего полезного из себя не представляет. Ребенка слишком рано приучать к букве, цифре, нотам совершенно не нужно.
— Кто и как определяет размер молитвенного правила ребенка лет 5–8? Как оно увеличивается с возрастом ребенка?
— Опять же нужно понимать, что семьи все очень разные, и традиции в семьях тоже очень разные. У нас есть утреннее и вечернее правило для всех, оно несколько меньше обычного правила из обычного молитвослова. Был в свое время неоднократно издаваемый молитвослов для мирян, где содержится обычное правило в некотором сокращении — там опущено несколько длинных молитв. Мы его читаем целиком все — утром перед завтраком, вечером после ужина. Это чтение занимает порядка 10 минут, и независимо от возраста все в нем участвуют. Молитвы читают по очереди по одной молитве. В какой-то момент младшие дети просят: «А можно, и я прочту?» То, что возможно петь — «Царю Небесный», «Отче наш», «Взбранной Воеводе», «Достойно есть», тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» — поем все вместе. Потом все получают отцовское благословение. А уже дальше старшие могут молиться дополнительно: кто-то читает акафист, кто-то Псалтирь. Это уж как определил каждый для себя по совету духовника.
— А ребенок может выбрать себе духовника сам?
— Вообще, я не очень понимаю, что такое духовник у маленького ребенка. Ребенок исповедует свои повседневные грехи. Знакомому батюшке ему рассказать легче. Но чтобы у ребенка возникали какие-то серьезные проблемы, которые должен решить духовник, это начинается, на мой взгляд, в переходном возрасте. Родители могут помочь, подсказать в выборе духовника, но давить ни в коем случае нельзя. Они могут лишь вмешаться, если на их взгляд что-то будет происходить совсем неправильно. Если после общения со священником у ребенка явно возникают какие-то внутренние проблемы. Но при этом нужно быть очень внимательным, спокойным и деликатным.
— Из чего состоит правило ко Причастию у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста?
— Я считаю, что у самых маленьких детей правило ко Причастию ни из чего не состоит. Начинать же приучать ребенка к этому правилу нужно с самого простого. Сначала пусть он читает те молитвы ко Причастию, которые слышит в храме после выноса Чаши. Дальше, когда он уже научился читать сам, можно дать ему молитвослов православного воина, в котором содержится всего три молитвы. Или читать молитвы ко Святому Причащению, начиная с восьмой молитвы «Боже, ослаби, остави, прости ми согрешения моя…». Если причащается вся семья, то опять же удобнее прочитать все молитвы всем вместе. В среднем школьном возрасте нужно уже читать все последование ко Святому Причащению, а в старшем школьном возрасте нужно читать так, как читают взрослые.
Хотя здесь сложно что-то говорить вообще, потому что в разных храмах, у разных священников разные подходы к частоте Причастия, а следовательно, и к подготовке. Если человек причащается каждую неделю, то естественно, что подготовка ко Причащению у него другая, чем у того, кто причащается раз в год. Поэтому если ребенок причащается раз в неделю, сложно нагружать его каким-то большим правилом. А, может, и хорошо, если они прочтут большое правило, выделят как-то день перед Причастием.
— Нужно и можно ли научить детей азам церковнославянского языка в домашних условиях, чтобы они лучше понимали смысл молитв?
— Да, мне кажется, что это очень важно. Если у вас нет возможности специально заниматься с ребенком церковнославянским языком, сначала нужно его приучить самому читать церковнославянские слова, написанные русскими буквами (как пишут в большинстве молитвословов). Потом в какой-то момент предложить ему прочитать хорошо знакомые молитвы в молитвослове на церковнославянском языке. Конечно, грамматику глубоко изучать всегда очень сложно. Но просто читать и понимать слова, написанные на церковнославянском, детям очень нравится.
— Могут ли родители объяснять смысл молитв или это дело священника?
— Да, мне кажется, это нужно делать. Но дома, как правило, это происходит от случая к случаю, когда оказывается необходимо что-то разъяснить. Иногда можно даже провести специальные беседы.
— Лучше для этого дождаться вопроса ребенка?
— В любом случае, нужно дождаться интереса и готовности ребенка слушать. Потому что если его нет, ребенок будет просто ждать, когда ты закончишь, и ничего хорошего из этого не получится. А вообще, хорошо, когда есть такая возможность по воскресеньям собраться всей семьей и о чем-то духовном побеседовать. Не всегда, к сожалению, это получается.
— А как приучить детей к совместному пению молитв во время правила?
— Любой христианин должен уметь петь молитвы «Царю Небесный», «Отче наш», «Взбранной Воеводе», «Достойно есть». Это же абсолютно обязательно, если только ему медведь полностью не наступил на ухо (а это бывает очень редко). Точно так же любой христианин должен уметь петь тропари всем двунадесятым праздникам. И в идеале знать их наизусть. А как иначе? Ведь, как правило, двунадесятый праздник празднуется по несколько дней. Значит, человек несколько раз утром и вечером поет тропарь праздника дома, не считая того, что пел в храме. И так из года в год. Надо быть просто беспамятным, чтобы не выучить этот текст через три-четыре года. Либо полностью не интересоваться тем, о чем поешь. И тогда зачем мы говорим о том, как приучить детей делать то, что родителям не интересно.
— А как быть с молитвенным правилом, к примеру, в православном лагере? Ведь туда приезжают дети из очень разных семей. И для кого-то правило, установленное духовником, кажется маленьким, а для кого-то непомерно большим.
— Со своим уставом в чужой монастырь лезть не приходится. Как решил руководитель лагеря, так и надо молиться. Нужно участвовать во всех общих мероприятиях, в том числе и в молитве. Там же не может быть обязательного правила дольше, чем на 10 минут. Если ты приехал в православный лагерь, где все молятся утром и вечером, значит, стой, слушай, что читают. Режим есть режим. Это как факультатив в школе. Ты выбираешь его по желанию, но если выбрал, то обязан ходить, сдавать экзамены, получать оценки. Детям нужно разъяснить перед сменой, что в лагере будут обязательные молитвы. Тебя не заставят их петь или читать, но стоять смирно и не мешать другим ты должен.
— Как Вы думаете, родители могут помочь ребенку полюбить молитву, богослужение? Или это очень личное дело?
— Молитва — это как любовь. Ей нельзя научить, а можно заразить. Если родители вдохновенно и ответственно молятся, то у ребенка, как правило, вообще вопросов на эту тему не возникает. До определенного возраста. А дальше происходит его самоопределение. Ведь Адам был хороший человек, с Богом лично беседовал. Но у него было два сына — Каин и Авель, которые совершенно по-разному себя определили по отношению к Богу. Начиная с определенного возраста, ребенок сам себя определяет по отношению к Богу. Тут есть Промысел Божий о каждом человеке. Не можем мы, будучи сосудами, которых Господь избрал одного для высокого употребления, другого для низкого, задавать горшечнику вопрос: «Почему Ты меня сделал так, а не иначе?». Тут и человек сам определяет, будет он молиться, причащаться или нет. В подростковом возрасте от родителей требуется и такт, и деликатность. И если они их проявляют, то для детей этот период может пройти довольно безболезненно.
Беседовала Марина Шмелева
21 апреля 2022 г.