Над суматохой повседневности
Лето – время отдыха и общения с природой. Но оно может стать и временем самообразования и расширения кругозора. Ведь так часто именно на это не хватает того самого времени в течение учебного года (своего или детей). Но мало что-то познавательное прочесть, важно его правильно понять. И тут без помощи учителей не обойтись. Образовательный сайт «Магистерия» может стать для вас именно таким наставником.
В сопровождении наставника
Вот уже пять лет этот ресурс предлагает нам качественный и актуальный образовательный контент. Даже если вы не специалист в области истории религии, искусства или литературы – не беда, материал на сайте представлен полно и в то же время просто и доступно. Каждая тема богато иллюстрирована – иконами, картинами, фотографиями, а если речь идет о композиторах – еще и отрывками музыкальных произведений. Слушатели приобретают четкое, структурированное и системное знание материала.
Ключевая фигура каждого курса – его автор. Создатели сайта тщательно и долго выбирают каждого лектора – специалиста в своей области – и потому заслуженно гордятся своими авторами. Мagister по-латыни – «учитель, наставник», отсюда и название портала. «Мы постарались представить на этом сайте учителей, способных приподнять слушателя над суматохой повседневности, дать новую перспективу, свежий взгляд на, казалось бы, вполне традиционные сюжеты», – поясняет главный редактор сайта Андрей Борейко.
Слушатель курсов учится понимать искусство, не только видеть произведения. «Но эта тщательно измеряемая божественная справедливость подводит этих людей. Она оказывается слишком человеческой», – размышляет Роман Насонов в курсе «Оперы Моцарта». Здесь и факты биографии, и тонкие грани сюжетов, и нравственные уроки, которые могут ускользнуть от нас без такого – знающего, мудрого – проводника. Музыка Баха, произведения Достоевского и Пушкина, картины Поленова и Репина – уверена, вы увидите их по-новому, прослушав эти познавательные курсы.
Христианские образы и силуэты
Особого внимания заслуживают курсы, посвященные христианскому искусству. Это не просто иллюстрированное перечисление фактов, это настоящее путешествие во времени. К примеру, в курсе Анны Пожидаевой «Иконография Нового Завета» автор последовательно показывает историю изображения евангельских сюжетов с III по XVII век. «Именно к концу первой трети III века в христианском мире появляются образы символические, т.е. связанные с иносказательными, указывающими знаками, показывающими на Христа, но не изображающими его. Христианский мир интуитивно стремится себя оградить от любой опасности – и от опасности идолопоклонства, и от опасности карикатуры».
Изображения представлены по темам – от Благовещения до Пятидесятницы, а начинает автор «говорить об иконографии Нового Завета, конечно же, с главного действующего Лица этой истории». В курсе показаны связи западного искусства с визуальной культурой античности, византийской и древнерусской традициями.
Если вы хотите больше разбираться в искусстве Возрождения, несколько курсов Ирины Языковой помогут вам в этом. Ее курс «История иконописи» даст общее представление об этом процессе – от катакомб Рима до возрождения иконописи в постсоветский период. «Искусство иконы является не произведением одного человека, а произведением Церкви, которая сформировала свой взгляд на мир, на космос, на Бога и человека. Икона – это один из богословских языков Церкви, через который Церковь исповедует свою веру, проповедует и являет миру весь тот комплекс знаний о мире, который есть, прежде всего, в Священном Писании и потом далее развивался в Священном Предании. Поэтому когда мы говорим об иконе, мы должны помнить, что иконописец не очень похож на художника, разве только тем, что он пользуется кистью и красками. Он похож скорее на евангелиста. Церковь выбрала только четыре Евангелия. Потому что именно эти четыре автора выразили то, что Церковь несла миру, что понимала под спасением, под священной историей, она передавала образ Христа» – эта пространная цитата дает представление, насколько фундаментально, но в то же время понятно лектор излагает свой материал.
Еще одно путешествие по городам и странам может состояться, если вы станете слушателем курса «Византийская архитектура» Андрея Виноградова. «На стенах баптистерия мы с вами видим фрески. Это изображения, прежде всего, чудес Христа, поскольку крещение ранними христианами воспринималось именно как полное преображение человека, как новое рождение, как исчезновение старого ветхого человека и рождение нового. Мы видим здесь расслабленного, который поднимает свое ложе», – лектор говорит так убедительно и иллюстрирует рассказ так красочно, что мы действительно видим те великолепные базилики, баптистерии, соборы, которые навсегда вошли в сокровищницу не только христианского, но и общечеловеческого искусства.
Земля обетованная
«Многие, читая Библию, сталкиваются с тем, что не все в ней понятно. Проблема даже не в том, что непонятны слова в старом синодальном переводе (есть и современные переводы Библии), а в непонимании ситуации. Потому что все книги Священного Писания создавались в определенных условиях: и авторы, и герои находились в зависимости от местных природных условий, от климата, от растительности и даже от животного мира. А мы живем в другой стране с другим климатом, у нас другие поля, другие леса. И многое из того, о чем как о само собой разумеющемся сказано в Писании, для нас не понятно, не очевидно», – утверждает автор курса «Природа библейских земель» Сергей Хрибар. И приглашает нас посмотреть на Священное Писание глазами биолога – старшего научного сотрудника Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева.
Путешествие в библейские земли поможет нам понять, что было в библейские времена, что изменилось с тех пор, что подразумевается под животными или растениями, к названиям которых мы так привыкли. «Каменные утесы – убежище зайцам», – читаем мы в 103 псалме. Автор справедливо интересуется: «Что это за зайцы, которые на горных камнях живут?» И отвечает: «Долго не знали ученые, как перевести использованное в оригинале слово “шафан” (ивр. שָּׁפָן). Интересно даже, что некоторые второстепенные персонажи Библии имеют такое имя, имя собственное, людей называли в честь такого зверька. Позже выяснилось, когда изучали фауну тех земель, что, скорее всего, имеется в виду капский даман (Procavia capensis), которому каменные утесы служат убежищем».
В некоторых случаях уточнение – лишь интересная деталь для любознательных. А в других такие детали глубже раскрывают евангельский текст. К примеру, в лекции «Культурные растения: вкус земли» автор поясняет, почему Христос проклял смоковницу за отсутствие плодов, которым было не время: «Особенность смоковницы состоит в том, что плоды появляются раньше листьев. Вот этот снимок сделан в начале марта. Только-только начинают набухать почки, а мы видим уже нечто, подобное смокве. Правда, кушать эту смокву не стоит. Это даже, наверное, еще не плод. Это уникальное свойство именно фикусов: соцветие сиконий... Христос, конечно, не рассчитывал полакомиться спелыми смоквами, но Он ожидал некую тенденцию к образованию плодов. Если листья уже распустились, а сикониев нет, то, значит, эта смоковница бесплодна, поэтому важны не листья, важны плоды, даже если они не очень зрелые».
Всего не повторишь, нужно смотреть и слушать. И совершенствовать свои знания, ведь, как известно, совершенство в деталях.
14 июля 2022 г.