Священник Дионисий Веску: «Не замечать красоту Божию – неправильно»
Природа – камни, вода, деревья, травы, насекомые, птицы, звери, рыбы… Как они прекрасны, и сколь очевидно, что красота эта – одухотворенная; она не может быть порождена безликой «эволюцией», в ней, в этой красоте присутствует Творец, Изряднохудожник. Можем ли мы любоваться природой – и не славить в сердце своем Того, Кто ее создал?
Священник Дионисий Веску служит в Покровской епархии, входящей в состав Саратовской митрополии – это степное Заволжье. Он – настоятель храма во имя мученика Иоанна Воина в селе Лавровка Краснокутского района Саратовской области. И не расстается с фотоаппаратом, свидетельствуя о красоте окружающего мира. Не так давно состоялась выставка его фоторабот в образовательном центре Покровской епархии, ранее те же работы экспонировались в Красном Куте. И – простите за банальное выражение, но они, действительно, никого не оставляют равнодушным, эти кадры, они разве что совсем уж зачерствевшее сердце не тронут.
Попросим отца Дионисия для начала рассказать о себе, о том пути, который привел его к священству:.
– Я родом из Молдавии, закончил Молдавский государственный университет в Кишиневе – биологический факультет. Специальность – ихтиология и гидробиология. Закончил магистратуру, занимался наукой. Был прихожанином русского Свято-Георгиевского православного храма. И вот, как-то назрело у меня это в душе: что я могу сделать для Церкви, для Бога? Согласен был и полы в храме мыть, и сторожить его по ночам… Но, когда подошел с этим вопросом: что я могу сделать для Церкви? – к настоятелю храма, протоиерею Николаю Флоринскому, он сказал: езжай в Саратов, поступай там в семинарию. Меня это очень удивило: почему именно в Саратов, есть ведь немало православных семинарий гораздо ближе. Но, видно, таков был Промысл Божий обо мне. И надо было – либо довериться этому Промыслу, либо нет.
Мой собеседник доверился. Как специалист-ихтиолог высшей категории, он работал в Молдавской Академии наук. Перед ним раскрывалась перспектива научной деятельности. Но он оставил всё, уволился из Академии, университета, лицея, в котором преподавал биологию; собрал документы и поехал в далекий волжский город. Познакомился с епископом Лонгином (ныне митрополит Симбирский и Новоспасский), поступил в семинарию… и встретил свою будущую супругу Марию, тоже биолога. Сейчас подрастает сын Вениамин; он понимает и разделяет любовь отца к природе степи, ставшей уже родной уроженцу Молдовы.
– …А к природе тяга у меня, – продолжает отец Дионисий, – хочется запечатлеть эту красоту, пока она есть еще. Я стараюсь повсюду ее замечать и обращать на нее внимание других людей. Я показываю фотографии своим прихожанам лавровским, коренным степнякам. Все снимки сделаны вокруг села, а они удивляются: «Это все у нас? Все эти птицы прямо здесь и живут?..» И, конечно, они не знают, как эта птица называется. Людям надо помочь глаза оторвать – от телевизора, от телефона, от забот повседневных, помочь увидеть ту красоту, которая пока еще их окружает, потому что не замечать эту красоту Божию – неправильно. Поэтому, куда бы я ни ехал, у меня всегда с собой фотоаппарат.
Отец Дионисий делится опытом: увидел интересную птицу на степной дороге, на дереве или проводах – не останавливай машину резко и не выходи из нее: это птицу испугает. Тормози постепенно, переходи на первую скорость, фотографируй из окна, чтобы не заметила фотомодель твоего к себе интереса. Таких секретов у него много…
– Заяц передо мной дорогу перескочил. Я замер, и он замер. Хорошая фотосессия получилась. А вчера в Аткарском районе вместе с сыном фотографировали сурков. Там поразительно красивое место есть – заброшенные песчаные карьеры у села Докторовка: выходы камней, обточенных водой и песками, просто фантастика, особенно на закате…
Отец Дионисий показывает мне снимки, и у меня возникает вопрос: зачем мы в летний свой отпуск стремимся куда-то за тридевять земель, если у нас в двух часах езды такая красота?
– Отец Дионисий, вас не тревожит то, что современному человеку, в том числе и ребенку, подростку – гораздо комфортнее в Интернете, чем в живой природе и вообще в реальном мире?.. Зачем где-то бродить, лазать, искать, наблюдать, исследовать, если такая масса занимательного в телефоне. Это же страшно, это подмена реальности, отучение от всякого труда, притупление чувств.
– Уход человека, взрослого или ребенка, в Интернет – это от одиночества, это означает, что люди друг другу не нужны или мешают. Некоторые родители отправляют ребенка в воскресную школу только для того, чтоб отдохнуть от него самим. Чтоб человек не пропал в Интернете и не потерял чувство реальности, детям и родителям необходимо быть вместе. Вместе молиться, вместе трудиться, отдыхать, вместе открывать для себя красоту мира и удивляться ей. Красоту ведь везде можно найти, было бы желание. Мы недавно всей семьей проехали по речушке, которая называется Большой Караман, это совсем рядом здесь – речка узкая, извилистая, пейзажи просто удивительные. И там я впервые увидел стрекозу, которая называется красотка-девушка – тоненькая такая синяя стрекозка.
Иногда таких, как отец Дионисий, называют фотоохотниками. Но ему, как мне кажется, это определение не подходит. Потому что для него это не охота, хотя бы и бескровная, не азарт, не радость добычи, а объяснение в любви.
– Каждое творение прекрасно по-своему. И я радуюсь всем, кого вижу. Вот, недавно впервые в жизни нашел нору степной лисицы – корсака – с лисятами. Что интересно, нора корсаков была всего в пятистах метрах от норы обычной рыжей лисицы – обычно они так не селятся, они ведь конкуренты. Но и те, и другие – очень красивые!
И так же красивы и редкая в наших местах болотная сова, и европейский тювик, или коротконогий ястреб, встреченный на полевой дороге сразу за Лавровкой, и краснокнижный степной орел…
Слушаю отца Дионисия – и вспоминаю, как Бог «образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…» (Быт. 2, 19–20).
Природа вручена человеку для осмысления, правильного использования и любви. Для мудрого царствования, а не для разрушительной тирании. Снимки отца Дионисия свидетельствуют об этом без слов: посмотрите на эту синичку-лазоревку, лисенка, лебединую семью, луговых бабочек. Что добавить к этим кадрам? Только новые кадры, следующие. Пока они еще возможны… неслучайно ведь она присутствует, эта тревожная нота в словах священника с фотоаппаратом.
22 июля 2022 г.