В границах истории
Не каждый школьник любит историю, не каждый взрослый вспоминает о ней с благодарностью. Тому виной обилие фактов и дат, за которыми порой теряются судьбы и чувства живых людей. Чтобы исправить этот досадный недостаток, и трудятся писатели, оживляя страницы прошлого. И пытаются извлечь из него уроки для настоящего и будущего. Библиотекарь Свято-Троицкого кафедрального собора Людмила Анатольевна Джумайлова знакомит наших читателей с новинками. Итак, знакомьтесь…
Дмитрий Агалаков. «Апостолы»
Дмитрий Агалаков, современный русский писатель, родился в Самаре в 1966 году. С детства любил рисовать, и не случайно: в роду были иконописцы, странствующие по русскому Северу и Уралу. Потому Дмитрий сначала окончил художественную школу, а затем и художественное училище. Стал художником-оформителем.
Затем служба в армии, после которой судьба Дмитрия круто изменилась: он обнаружил в себе писательский талант и поступил в Самарский университет на филологию. Но, окончив его, резко изменил решение, поступив на факультет театральной режиссуры Самарской академии культуры. Ненасытная и жадная до всего нового писательская натура толкала его в разные профессии. Были еще годы занятия этнографией, работа в журналистике (прошел все ступени – от репортера до главного редактора). Сотни статей и очерков вышли из-под его пера.
С 2000 года Д. Агалаков является одним из авторов издательства «Вече». Произведения свои он пишет в различных жанрах – это и детектив, и фантастика, и приключения, и исторический роман.
Задумав роман «Апостолы» об апостолах Луке и Павле, автор понимал, что ничего упустить в этой истории нельзя: «Едва я взялся за эту книгу, как оказался в строгих границах великих книг Нового Завета. Отправными точками стали четыре Евангелия (от Луки в первую очередь), Деяния святых апостолов и письма апостола Павла».
Как признается сам автор, описание сцен детства Луки (грека из Антиохии, врача и иконописца) и знакомство его с Богородицей – это все, что является художественным видением писателя. Д. Агалаков очень бережно, хронологически точно, но одновременно и очень увлекательно, живо представляет читателю картины жизни святых: «Я садился писать художественное произведение, но быстро понял, что пишу художественно-документальный роман, я еще назвал его “романом-толкованием”, потому что он не только подробно повествует о жизни величайших подвижников, но и раскрывает саму суть происходившего тогда грандиозного действа на планете Земля. Действа, которое зовется христианизацией мира, со всеми препятствиями, подводными течениями, ошибками и поиском правильных, единственно верных путей».
Роман «Апостолы» – о великом путешествии двух великих людей, изменивших в первом веке нашей эры лицо мира. Пути Луки и Павла неразрывны вот уже две тысячи лет. Ведь они были связаны и великой идеей, и простой человеческой дружбой. Апостол Павел крестил европейцев, апостол Лука помогал ему и записывал его деяния. Воистину их сердца стучали в такт друг другу. Избранные однажды волей Самого Господа, они смело шагнули навстречу судьбе, память о которой останется с нами навсегда.
Удивительно увлекательный, написанный живым красочным языком, новый исторический роман Дмитрия Агалакова «Апостолы» ждет своих читателей.
Людмила Разумовская. «Апостасия. Отступничество»
Людмила Николаевна Разумовская родилась в Риге 2 февраля 1949 года. Окончила в 1974 году факультет театроведения Ленинградского театрального института. Первая ее пьеса «Дорогая Елена Сергеевна» – о трудных подростках – имела огромный успех. Во всех последующих пьесах автор также обращается к актуальным социально-нравственным и психологическим проблемам. В конце восьмидесятых Л.Н. Разумовская, русский драматург и прозаик, становится одной из самых популярных в стране.
События новой книги Л.Н. Разумовской «Апостасия. Отступничество» разворачиваются за полтора десятилетия до Октябрьского переворота в России. Роман почти в 700 страниц состоит из пролога, трех частей и эпилога. Трудная книга. Автор пишет ее с болью за Россию, о разрушителях России, о смуте, но порой с разоблачительной меткой иронией. Можно только догадываться, какая большая и серьезная работа предшествовала написанию романа.
Начинается книга с описания явления иконы Божией Матери «Державная» в старинном храме Коломенского. А далее – череда ужасных катаклизмов живо, мастерски изображается автором в романе. На примере жизни членов семьи университетского профессора, поповича в нескольких поколениях, Тараса Петровича Горомило и Елизаветы Ивановны Словеновой, происхождением из Рюриковичей, мы прослеживаем печальный ход истории нашей страны вплоть до тридцатых годов ХХ века.
Все главнейшие события нашли отражение на страницах романа, вымышленные герои которого живут рядом с историческими личностями того времени. Либеральные выходки интеллигенции, ее вероотступничество, заигрывание с масонством, смута, разгул террора, убийство Столыпина, Первая мировая война, предательство и свержение царя, – все это привело к гибели великой православной державы.
Во вступительном слове к роману О.Б. Сокурова, доктор культурологии, доцент Института истории Санкт-Петербургского университета, отметила: «Прослеживая, шаг за шагом, жизненные пути главных героев и других многочисленных персонажей книги, вымышленных и реальных, читатель постепенно начинает замечать, как много поразительных параллелей существует между тем временем и нашими днями. Ныне, как и тогда, Россия оказалась перед лицом великих испытаний и надвигающейся, разрастающейся катастрофы. Ныне, как и тогда, в пространстве мировой истории активизировались всё те же противоположные силы, приближающие катастрофу или противостоящие ей. Только все это происходит уже на новом уровне, на еще более крутом витке истории и в ином масштабе разрушений, грозящих всему человечеству».
О своем творчестве Людмила Николаевна говорит: «Для меня художественность ценна не сама по себе, но только тогда, когда в глубине ее, в основании, в самой ее ткани лежит христианское миросозерцание, духовная истина. Мы стоим перед выбором: кто мы? кем себя осознаем? кому служим? Без ясного ответа на эти вопросы все наше творчество может оказаться не только не спасительным (о спасении творчеством говорил Бердяев еще в 1926 году), но и явно вводить в соблазн и погибель».
«Апостасия. Отступничество» – объемный и хороший роман, в котором показан распад государства, его сползание в пропасть междоусобной брани, передана вся глубина и трагизм ситуации, обернувшейся для одних – изгнанием, для других – гибелью, для третьих – муками и лишениями. Автор мастерски показывает духовную первопричину трагедии судеб героев – это апостасия... Всеобщее отступление от Христа. Большинство героев романа не сумели сохранить жизнь, но успели сделать главное – встать на путь спасения души.
27 июля 2022 г.