Проповедь Епископа Пахомия в день памяти преподобного Сергия Радонежского
Сегодня мы совершаем память преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца – великого святого нашей Русской Православной Церкви, пожалуй, самого почитаемого подвижника за всю ее историю.
Преподобный Сергий не просто святой, угодник Божий, послуживший своей жизнью, своим подвигом Господу нашему Иисусу Христу. Это человек, которого по праву можно называть героем и отцом русского народа, подвижником русской государственности. Преподобный Сергий – человек, который обладал колоссальной внутренней свободой. Христианство даёт такую свободу человеку. Но, как мы знаем, дорогие братья и сестры, не всегда у нас хватает веры, мужества, терпения принять эту свободу и развить в своём сердце. Преподобный Сергий – человек, в полной мере получивший от Бога великий дар и приумноживший его как те благоразумные рабы, которым Господь давал таланты, а они возвращали их с прибытком.
На первый взгляд жизнь преподобного Сергия была непонятна людям. Казалось бы, человек, имеющий знатное происхождение, определённые перспективы в жизни, возгорается любовью ко Христу и оставляет всё. Он исполняет последнее желание своих родителей, и, прежде чем развязаться с миром, погребает их и уходит в пустыню. Для того времени это было явлением довольно странным. В домонгольский период на Руси монастыри обычно основывались в городах или рядом с городами, селениями. Монастыри содержались попечением князей, бояр, богатых жертвователей. Пустынническая жизнь, в общем-то, была практически не знакома Русской Церкви.
А если говорить о периоде монгольском, когда татары уже поработили Русь, и она находилась под игом, то здесь вообще трудно найти пример глубокого подвига. Практически на протяжении столетия Русская Церковь не знала подвижников монашества. И вот преподобный Сергий – юноша Варфоломей – возгорается любовью к Богу и совершает поступок, который многим казался странным. Он оставляет всё и уходит один в Радонежский лес.
На первоначальном этапе монашеского пути с преподобным рядом находится его брат Стефан. Но и он его оставляет. И в итоге преподобный Сергий остаётся наедине с собой, своими мыслями, помыслами, страстями и начинает непримиримую борьбу с грехом. Из жития мы знаем, дорогие братья и сестры, как тяжело ему было. Страх одиночества, разбойников, злых зверей – всё это преподобный Сергий, смиряясь, терпит и переносит безропотно, уповая на Бога и Матерь Божию.
Удивительно, что преподобный Сергий посвящает первый храм своей обители Святой Троице. В православной догматике, в православном богословии Троица есть образ единства. И храм, который создал преподобный Сергий, его обитель, сам он и то братство, которое было собрано сначала его трудами, а потом в веках множилось до тысяч и сотен тысяч монахов, священников, архиереев и чад Русской Церкви – были явной и наглядной проповедью единства Русской Церкви, русского народа.
И вот преподобный Сергий, подвизаясь, чудесным образом, сам того порой не ведая и не ища, привлекает к себе всё новых и новых людей. Пустынная обитель с годами становится, как мы сегодня слышали в одной из стихир, градом. Множество монахов собрал преподобный. Вокруг его скромной обители строится Посад, который разрастается до города, а с годами и столетиями ученики и ученики учеников преподобного Сергия основывают несколько десятков монастырей по всем пределам русского государства. Слава преподобного Сергия достигает таких масштабов и величин, что, как я уже сказал, его невозможно сравнивать ни с кем в истории русского государства и Русской Церкви. Сегодня, к сожалению, братья и сестры, не то что люди светские, даже многие прихожане, ничего не знают и ничего не слышали о преподобном Сергии. Это большое наше упущение.
Преподобный не искал мирской славы, не искал похвалы. Он даже не искал внешней славы Церкви. Его жизнь, его подвиг действительно удивительны. Отрешившись от всего, он хочет лишь служить Богу, быть простым чернецом – монахом. Если сегодня спросить у молодых прихожан наших храмов, чтобы они хотели сделать, чтобы послужить Церкви, то в большинстве случае в ответ можно услышать – стать священниками, диаконами, певцами, чтецами. Кто-то, наверное, даже скажет, что хотел бы быть архиереем, а преподобный Сергий вменял это всё ни во что. Он хотел лишь служить единому Богу и быть простым черноризцем. Он хотел проходить послушание, искал смирения, кротости и непрестанной молитвы. И поэтому ничего не искал внешнего, но как это обычно бывает, кто ради Христа всё оставляет, тот в этой и будущей жизни может стяжать во сто крат более. И на преподобном Сергии это исполнилось. Дальше мы видим, когда обитель уже умножается, преподобный никак не хочет становится игуменом, потому что для этого нужно становится священником, а это, так или иначе, слава, общение, мирские заботы. Он всячески отказывается, и только когда братия умоляет его принять священный сан и стать игуменом, соглашается на уговоры, принимая это как груз, как обязанность, а не как почесть.
Проходят годы, и братия поднимает ропот в монастыре. Из жития видно, что они говорили абсурдные вещи: «Зачем ты основал монастырь на этом месте? Здесь нет воды, здесь нет источников, устав обители тяжёл и невозможно его исполнить, богослужения слишком длинные, пост слишком строг, жизнь и бытовые условия невыносимы…». Те, кто добровольно пришли к преподобному, ропщут на устроение жизни, какой он жил. Преподобный ни с кем не спорит, никого не обличает. Видя, что братия впала в прелесть, он тихо уходит из собственной обители и переселяется на берег реки Киржач. Через некоторое время одумавшиеся братья находят его там и просят вернуться. Для человека мирского мудрования, мирского расчёта это совершенно необъяснимо, неприемлемо, но преподобный был человеком духовным. Он видит окружающий мир совершенно иными глазами.
Проходит ещё некоторое время и в Русской Церкви случаются большие перемены, большие трудности. Святитель Алексий, митрополит Московский предчувствует свою кончину и понимает, что после его смерти, скорее всего, наступит смута в Русской Церкви. Он просит преподобного, чтобы тот стал его преемником. Он просит его принять архиерейский сан и стать митрополитом всея России. Но для преподобного Сергия это было невозможно. Он отказывается и от этого послушания. Не по злобе, не по лености, не потому что боялся ответственности, а потому что понимал – он может принести намного больше пользы Русской Церкви, оставаясь монахом и настоятелем монастыря.
Проходят годы, столетия, и русские митрополиты сами приходят в Лавру преподобного Сергия и совершают поклон перед ракой честных мощей. До сегодняшнего дня по уставу Русской Церкви наши патриархи, а до начала ХХ века, когда в России ещё не было патриаршества, московские митрополиты были и остаются настоятелями Троице-Сергиевой Лавры. То есть в лице патриарха или в лице митрополита Русская Церковь признаёт своей главой как бы Лавру преподобного Сергия и самого преподобного. И всё это, братья и сестры, только потому, что преподобный Сергий никогда ничего не искал своего, всегда смирялся, всегда терпел, а самое главное – он, прежде всего, искал вечности и видел славу и величие и Русской Церкви, и русской государственности в проекции вечности, в проекции Царствия Божьего.
Это, братья и сестры, наверное, всем нам урок: и простым прихожанам, и духовенству, и властям. Мы всегда хотим всё поменять здесь и сейчас, чтобы перемены наступили немедленно. Хочется, чтобы храм был приведён в порядок, чтобы храмов было больше, чтобы они были полны людьми. Простой прихожанин хочет, чтобы в его доме, среди его детей и внуков тоже было счастье, веселье и порядок. И мы пытаемся своими человеческими усилиями, стараниями сделать всё от нас зависящее и независящее, чтобы именно так и случилось, но часто забываем, что не всё в нашей власти. Всё во власти Господа. И Церковь строится не одним днём. Церковь Христова пребывает в вечности. Преподобный Сергий это знал и предвидел.
В сегодняшней молитве мы обращаемся к нему и просим утешения, поддержки, а преподобный знал, что после его смерти монастырь будет разорён. Пришли татары, сожгли всё, разогнали братию, многих убили, но обитель снова возродилась. И ещё не раз наступали такие мгновения, когда, казалось, что память о самом преподобном Сергии исчезнет. В начале ХХ века безбожные коммунистические власти закрыли Троице-Сергиеву Лавру. Лампада перед мощами преподобного, которая шесть столетий горела, была затушена. Мощи преподобного Сергия были осквернены и выставлены на поругание. Все, кто приезжал в эти годы в Лавру, видел мерзость запустения. Лавра потеряла свою колокольню, храмы были закрыты, монашеские кельи были превращены в общежития. Сам Троицкий собор – сердце Русской Церкви – был закрыт и обращён в музей безбожия. Под стеклом лежали кости преподобного Сергия. Верные чада нашей Церкви, приходя в эти дни в храм, уже осквернённый и закрытый, не могли без слёз смотреть на это жуткое зрелище. Русский народ собственными руками разорил своё сердце, свою святыню.
Но прошли годы, и Лавра открылась. Мощи снова пребывают на своём месте, колокольня обрела голос, и тысячи, десятки, сотни тысяч русских людей снова выстраиваются в очередь на поклон преподобному. И все мы, братья и сестры, совершая сегодня молитву, молимся преподобному и просим, чтобы он был наставником нашим, вразумителем, утешителем, чтобы его имя – имя игумена Земли русской – всегда давало нам надежду, что есть у нас герой, есть наш отец, заступник и молитвенник, и по его молитвам Господь не оставит нас. Преподобный Сергий всё это предвидел и понимал, и поэтому никуда не торопился и не скорбел, а доверялся Богу и доверял своих чад промыслу Божиему.
Будем верить и надеяться, дорогие братья и сестры, что преподобный не оставит нас, будем стараться хотя бы отчасти подражать ему, искать и просит у Бога такой же горящей веры, такой же молитвы, и, самое главное, такой великой любви, которая была в сердце этого замечательного, удивительного подвижника. Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником. Пусть благодать Божия и молитва преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца пребывают с вами. С праздником!
+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий,
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса),
8 октября 2014 года.
8 октября 2014 г.