Проповедь в Неделю 10 по Пятидесятнице, попразднство Преображения Господня
Во имя Отца, и Сына , и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, я всех вас приветствую, поздравляю с Праздником Преображения Господня и воскресным днем. Я очень рад, что сегодня мы имеем возможность служить Богу, причащаться Христовых Таин, радоваться о Господе и быть вместе в этом замечательном храме. Отрадно отметить, что не смотря на полное отсутствие средств, здесь строят воскресную школу. Это важно, человеку нужно иметь ту точку, на которую человек обопрется и сделает старт.
Праздник Преображения Господня – особенное торжество, это чувствует каждый человек, приходящий в храм. Это богословский праздник, сложный для понимания. Но сердце радуется, потому что Господь открывает верующему человеку и очень непростые события. И человек, идущий за Христом, это чувствует.
На горе Фавор Христос преображается перед Своими учениками, открывает Свою Божественность. Ведь апостолы вплоть до явлений после Воскресения видела во Христе более Человека. Учителя, Наставника, Царя Израильского. И лишь только несколько раз исповедовали Его Богочеловеком, Спасителем мира.
Для нас – современных христиан – это также актуально. Для тех людей, которые смотрят на жизнь Церкви со стороны, Христос – это исторический персонаж, который учил людей добру. Да и постоянные прихожане порой просят у Христа земных благ, а не покаяния, преображения души.
Христос преображается, а апостолы слышит призыв Бога Отца – слушать Сына. И это тоже относится к нам – и нам нужно чаще слышать слова Спасителя и глубже понимать их.
После Преображения Христос спускается с Фавора и видит толпу народа. И остальных апостолов, которые не смогли исцелить бесноватого юношу. Его несчастных отец обращается к Спасителю. А думаю каждый из нас понимает, как страдает человек, когда болеют близкие. Христос исцеляет юношу.
Почему этого не смогли сделать апостолы, которым дана была такая власть? Христос говорит: «Приведите его ко мне». Это главное, что должны исполнить апостолы и мы – ученики Его учеников. Приводить к Богу – главная обязанность наша. Когда мы видим страждущего, нуждающегося, мы должны помогать сами. Но самое главное – привести к Богу.
Это просто и одновременно очень сложно – быть человеком, через которого близкие и дальние смогут увидеть Христа и прийти к Нему. Это главное качество священника – своими поступками, образом жизни, а главное любовью приводить людей ко Христу. И каждый христианин должен не надмеваться, не считать себя чем-то великим, а вести людей ко Христу. А ведь такое искушение – обижать нецерковных людей, надмеваться над ними – случается. Люди ждут от нас чего-то великого, святости, праведности. А если это нет, то и Бога по их мнению нет, и в Церкви все ложь и обман. Представьте меру нашей ответственности. Как должны мы бережно относиться к людям, приходящим в храм. Не замечать их раздражения, обид.. Это трудно. Часто мы привыкаем к храму, к службе и забываем о своем наставническом долге.
Почему же ученики не смогли исцелить юношу? Оказывается, у них было мало веры. И Христос говорит о том, что сей род изгоняется молитвой и постом. Пост – не диета, а аскетическое упражнение. Молитва – это тяжкий труд, и все мы знаем, как бывает трудно прочитать вечерние молитвы, подготовиться к Причастию. Пост – это умение отказаться Бога ради от чего-либо, признание Бога центром и целью своей жизни. А глубина и широта этой жертвы бесконечна. Жертва – это не только деньги. Есть у тебя что-то – поделись с ближним, поддержи немощного, укрепи слабого, накорми голодного, помоги сделать что-то в храме. Жертва может быть и духовной – отнестись с милосердием к грешному, поддержать унывающего и тем самым оказать ему может быть большую милость, чем просто дать денег. Когда мы вникаем в то, что говорит нам Христос. А не считаем, что знаем все сами. Мы ведь часто не любим, когда нас учат, подсказывают. Мы привыкли относиться к себе, как к центру Вселенной. Это страшно, ведь нельзя измениться, если ты не готов меняться, слушать другого человека, как ученик, а не как учитель.
Истинный пост, когда мы вопрошаем у своих учителей, наставников и понимаем, что своими силами не можем измениться. И это есть истинная молитва. Когда мы настойчиво просим чего-то для себя, может Господь даст это, но, к сожалению, не даст большего.
И еще одна причина, по которой юношу не смогли исцелить апостолы. Многие святые отцы считают причиной этого зависть по отношению к тем ученикам, которых Христос взял на гору Фавор. Представьте, если сейчас на трапезу после службы я приглашу отцы Алексия и еще пару человек. Почему так? Всем будет не понятно, но важнее увидеть, что будет в наших сердцах. Одни скажут – слава Богу, хорошие люди, пообщаются, покушают. А другие – почему они, а не я? Я что хуже? К сожалению, мы часто себя чувствуем себя более достойными, чем другие.
В книге интересного и замечательного человека митрополита Вениамина (Федченкова). Человека драматичной судьбы, простого русского человека, эмигранта, проехавшего много стран, вернувшегося в Россию. Он даже два года прослужил в Саратове. Он написал много книг, я очень советую вам с ними познакомиться.
И вот в книге «Беседы в вагоне» он описывает беседу о главных страстях в человеке. У одного это жадность, у другого раздражительность. А владыка сказал, что и у народов могут быть главные страсти. Он пишет, что у поляков – это гонор, гордость, им никто не указ. А у русских? Зависть. Я поначалу не поверил, но потом понял, что владыка прав. Эта страсть не дает идти вперед, развиваться, радоваться жизни. Просто поскорбеть с плачущим, но сложно порадоваться за того, кто счастлив.
Дорогие братья и сестры, нам важно помнить – нужно уметь не завидовать. Нужно идти ко Христу, уметь предпочесть себе Бога. Уметь привести ближних ко Христу. Открыть им радость о Господе. Храни вас всех Господь.
Епископ Покровский и Новоузенский Пахомий
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы Покровска
21 августа 2022 г.