Дар творческого слова
Мы прославляем церковные праздники их словами, размышляем их образами, цитируем отрывки. И до обидного мало знаем об их жизни и творчестве. Память одного из них – преподобного Космы, епископа Маиумского, творца канонов, – празднует Церковь 25 октября. Предлагаем нашим читателям узнать об этом удивительном святом из замечательной книги «Церковные песнотворцы».
Взгляд церковного человека
Есть книги, за малую известность которых становится очень обидно. В 2005 году в издательстве Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры вышла одна из них. Книгу продавали по символической цене, ее хотелось дарить каждому с пожеланием полюбить богослужебные тексты так же, как любит их автор.
Само жизнеописание схимонахини Игнатии (Пузик) – настоящий приключенческий роман. Доктор медицинских наук, профессор, прожившая более ста лет и до конца сохранявшая ясность ума. При этом монахиня в тайном постриге, духовная дочь преподобномученика Игнатия (Лебедева), получившая в схиме имя в честь своего духовного отца.
Матушка прожила жизнь, наполненную, с одной стороны, научными трудами, а с другой – духовным подвигом. С середины 1940-х годов ее научная деятельность дополнял литературный труд духовного содержания. С начала 1980-х годов монахиня Игнатия занималась гимнографическим творчеством. Часть созданных ею служб вошла в богослужебный обиход Русской Православной Церкви.
Из работ, посвященных великим православным гимногрофам, и родился сборник «Церковные песнотворцы». «Почему именно ее размышления над древними песнопениями ценны для нас? Прежде всего потому, что ее взгляд – это взгляд человека, укорененного в Предании. Прежде чем взяться за перо, монахиня Игнатия в течение 60 лет воспитывалась ежедневным чтением службы, вниманием к праздничному богослужению в храме. Она многократно прожила весь церковный год, впитала в себя почти каждую строчку наших богослужебных книг. Церковные гимны перестали быть для нее сухими и слишком далекими, раскрылись во всей своей красоте и глубине. Их авторы стали ей близки и понятны, подлинно стали ее друзьями. Монахиню Игнатию интересует, прежде всего, духовный облик песнописца, неповторимые черты его души, нашедшей себя в предстоянии Богу и выразившейся в слове», – пишет в предисловии А.Л. Беглов.
Украшение Церкви
Череду словесных портретов великих песнотворцев открывает преподобный Косма Маиумский, автор песнопения «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородищу Тя величаем». Удостоенный похвалы Божией Матери, преподобный подарил нам нестареющий гимн Ее чистоте и величию.
В раннем возрасте будущий песнотворец, рожденный в Иерусалиме, остался сиротой и около 676 года был усыновлен Сергием Мансуром – богатым придворным халифа в Дамаске. Вельможа воспитывал его вместе со своим сыном Иоанном, который также в будущем стал великим песнотворцем. Образованием юношей занимался монах Косма – грек, искусный и в светской, и в духовной премудрости. Завершив образование названных братьев, он удалился в Лавру преподобного Саввы Освященного под Иерусалимом.
Друзья жили в Дамаске, где Иоанн занимал высокий пост при дворе халифа. В 732 году после несправедливого оклеветания Иоанна Дамаскина они удалились в обитель, где жил их наставник, и посвятили жизнь написанию трудов в защиту веры и церковных песнопений.
В 743 году Косма против его желания и воли (святой не хотел разлучаться с любимой обителью и духовным братом) был поставлен во епископа города Маиумы, находящегося в Палестине, близ Газы. Он кротко и трудолюбиво управлял своей паствой, пережил своего друга и мирно скончался, дожив до глубокой старости. «Богу угодно даже посреди смут и смятений сохранять отдельные души, которые являются утешением, украшением, утишением, умирением мира и Церкви. Таким человеком был преподобный святитель Маиумский Косма», – подчеркивает монахиня Игнатия.
«Украшен добродетельми, Космо богодухновенне, Церкве Христовы украшение был еси: песнъми бо украсил еси сию, блаженнее», – поем мы в кондаке святому – украшению христианской богословской мысли. Ему приписывают 12 полных канонов, посвященных в основном двунадесятым праздникам. Особую похвалу исследователей заслуживает обычно канон, который мы слышим на Вербное воскресенье. Только три канона прославляют святых: великомученика Георгия Победоносца, праведного Иосифа Обручника и святителя Григория Богослова. К последнему песнотворец относится с особой любовью, начиная его знаменитыми словами «Христос раждается, славите!» канона на Рождество Христово.
Кроме того, перу преподобного принадлежат трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы, полный канон на Великий Четверток и четверопеснцы на Субботу ваий и Великую Субботу. Святой Косма участвовал вместе с Иоанном Дамаскиным в создании Октоиха – Осмогласника, в котором новый род песней, оформленный в виде канонов с ирмосами, был основным для каждого гласа.
«Преподобный Косма был носителем великого творческого дара слова. Этот дар сочетался в нем с тихостью его жизни и святительского делания в небольшом палестинском городе… Всему человечеству, и особенно Церкви Христовой, оставлено святителем Космой великое наследие слова, являющегося украшением рода нашего. И всему человечеству оставлено преподобным в его трудах руководство к подлинной духовной жизни», – пишет монахиня Игнатия. Не увлекаясь подробным пересказом глубокого анализа творчества этого великого песнотворца, от всей души советую познакомиться с ним в подлиннике. И заразиться от автора ее внимательным вслушиванием в слова и смысл церковных песнопений.
25 октября 2022 г.