Крещальная литургия – новая древняя традиция
«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», – звучит вместо Трисвятого в Свято-Троицком кафедральном соборе Покровской епархии (Саратовской области) в субботний день. Четырнадцать человек в белых одеждах, с горящими свечами в руках идут вслед за архиереем. Совершается Крещальная литургия – возрожденная традиция древних христиан.
Рождение христиан – радость Церкви
«В течение последних столетий в практике Церкви Крещение совершается почти исключительно над младенцами», – замечает в своей книге «Водою и духом» протоиерей Александр Шмеман. Он же часто сетует – вхождение в общину новых христиан, которое раньше было радостью всей Церкви, теперь стало частной семейной требой. А ведь в древности Крещальную литургию служили повсеместно. Новопросвещенные знали – их жизнь и поступки теперь напрямую связаны с каждым из собратьев по вере, а члены общины с радостью и любовью встречали новых братьев и сестер.
Со временем эта традиция была прервана, тем радостнее ее возрождение. В Покровской епархии первую Крещальную литургию совершили 10 ноября 2018 года, когда в стенах собора был достроен баптистерий. И с тех пор на протяжении четырех лет это умилительное и торжественное богослужение совершают регулярно.
«Нужно вернуть таинству Крещения его изначальное положение, чтобы оно перестало быть частной семейной требой, которая совершается где-то в уголке храма. Мы хотим вернуть Крещение в центр приходской жизни, поставить рядом с Евхаристией. Чтобы люди понимали, что в этом таинстве происходит рождение новых членов Церкви. Это вопрос продолжения жизни Церкви – из века в век, из поколения в поколение»,
– уверен епископ Покровский и Новоузенский Пахомий. Владыка сам совершает эту литургию и напоминает – с древности Крещение было обязанностью епископа.
Владыка всегда сам напутствует новых христиан, дарит им Евангелие, духовные книги. Каждый раз он находит новые слова наставлений, но их суть в одном – пусть Крещение не будет лишь обрядом, следованием национальной или семейное традиции. Ведь на тех, кто вступает в Церковь, Бог возлагает особую надежду. Он дает силы для христианского пути, но и спрашивать будет – как исполняли заповеди, готовы ли были идти за Ним. «Очень хочется пожелать, чтобы в храме вы нашли для себя смысл жизни, чтобы церковная жизнь для вас стала родной, а богослужение – необходимым, как воздух», – говорит архипастырь новопросвещенным 22 октября.
Осознанный выбор веры
И сознательное Крещение, и участие в этой необычной литургии, конечно, требует подготовки. Отец Александр Шмеман напоминает, как это приготовление происходило в древней Церкви:
«В прошлом оно занимало от одного года до трех лет, в зависимости от местной традиции. Готовившиеся к принятию Крещения, так называемые катехумены, или оглашенные, постепенно вводились в жизнь Церкви посредством специальных обрядов, таких как экзорцизм (изгнание нечистых духов), участие в молитвах, обучение их Священному Писанию и т. п. В этом приготовлении участвовала вся община, которая таким образом сама готовилась к принятию новых членов. И именно это двойное приготовление – оглашенных и Церкви – дало начало длительному предпасхальному периоду, который мы в настоящее время называем Великим постом. Это был период напряженной завершительной подготовки к Святой ночи, назначением которой было просвещение приходящих ко Христу и ищущих в Нём спасения и новой жизни».
Учитывая реалии нашего времени, подготовка оглашенных в Покровской епархии проводится, конечно, намного быстрее – на протяжении нескольких недель. Они посещают беседы с батюшкой, читают Священное Писание, участвуют в исповедальной беседе (совершение Исповеди в полном смысле до Крещения, конечно, невозможно). Глубина познаний у всех разная, тут большое влияние оказывает уровень образования и склад личности. Но все признаются – беседы многое дали для понимания веры и происходящего в храме.
Среди оглашенных – люди разных национальностей. Серк Тулегенович Байдусов получил в Крещении имя Сергий, в честь преподобного Сергия Радонежского. Он прихожанин храма во имя Пророка Божия Илии г. Покровска (Энгельса), ведь именно общение с настоятелем этого храма, протоиереем Виктором Лузганом, сподвигло его на решительный шаг – стать членом Церкви Христовой. Это счастливое событие произошло во время самой первой Крещальной литургии.
После Крещения он получил от Бога самый настоящий подарок – возможность нарисовать фигуры для вертепа, который теперь ежегодно украшает территорию кафедрального собора и становится достопримечательностью города на Святках.
«Для меня Церковь, храм – это место моей встречи с Богом, где я прикасаюсь душой к чему-то великому. Особо запомнил время обучения в приходской воскресной школе для взрослых», – делится Сергей Тулегенович.
Александр Георгиевич Окишев во время огласительных бесед понял – этих знаний ему не хватит, чтобы разобраться во всем основательно. Он записался на вероучительные курсы для взрослых в Покровском епархиальном образовательном центре. На Крещальную литургию пришли многие одногруппники Александра Григорьевича – поддержать и порадоваться. Было это в прошлом учебном году, а в сентябре за парту в образовательном центре села его супруга Наталья Анатольевна. «Я хоть и крещена была давно, в отличие от мужа, но о вере знала очень мало. А теперь решила последовать его примеру», – рассказывает женщина.
«Меня очень радует глубокая степень сознательности тех, кто приходит сегодня на Крещение. Крестятся самые разные люди: и молодежь, и люди зрелого возраста, – и видишь – насколько искренне, с верой пришли они к Христу. Ради этого и Господь пришел на землю, чтобы дать людям надежду на спасение, открыть им эту дверь. Конечно, было бы наивным считать, что каждый из этих людей с сегодняшнего дня сразу станет церковным человеком. Но таинство Крещения, совершенное в древних традициях нашей Церкви, навсегда останется в их памяти», – делится епископ Пахомий.
Радость жизни со Христом
Крещение взрослых людей – особая радость и для всего прихода. Не раз приходилось слышать: «Как жаль, что мне не пришлось принимать Крещение вот так – красиво, торжественно». Удивительно преображают людей белые крещальные одежды, которые святитель Амвросий Медиоланский сравнивает с ризами Христа, преобразившегося на Фаворе.
«Не грех, а рай являет истинную природу человека; и в Крещении человек, возвращаясь в рай, вновь обретает свою истинную природу, свое изначальное одеяние славы», – поясняет протоиерей Александр Шмеман.
«Когда мы смотрим на новопросвещенных христиан, вспоминаем свои первые шаги в храме, свое Крещение или покаяние. Крещальная литургия – напоминание каждому из нас о нашем обращении к Богу и возможность вернуться к той ревности, что горела в нашем сердце в начале пути», – говорит епископ Пахомий.
Новопросвещенные во время этой литургии впервые подходят к Чаше, причащаются Христовых Таин. Так возрождается трехчастная структура чина посвящения – Крещение, Миропомазание и Евхаристия, – о забвении которой сетуют литургисты. Есть во всей этой удивительной службе какая-то особенная полнота и глубина.
«Мы радуемся сегодня. Ведь эта Крещальная литургия свидетельствует – Церковь наша жива, несмотря на все трудности, что выпали на ее долю. Сыны и дочери Отечества нашего и сегодня приходят к Богу. А мы продолжаем Евангельскую миссию, которую заповедовал каждому из нас Христос», – говорит владыка Пахомий, поздравляя солнечным субботним утром новопросвещенных.
Мы, прихожане, смотрим на эти горящие свечи, белые одежды, вдыхаем тонкий аромат – и понимаем, что так пахнет то самое миро, которым единым все мы мазаны. И что-то важное, что не выразить словами, открывается нашему сердцу. Что-то о верности и мужестве, терпении и радости жизни со Христом.
26 октября 2022 г.