Святой паломник и песнотворец
Великим постом мы празднуем память святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. Этот человек вел жизнь подвижника и аскета, совершил паломничество по многим прославленным обителям, возглавил Иерусалимскую Церковь в очень непростое время. Его опыт нашел отражение в глубоких богословских трудах и церковных песнопениях.
Святитель Софроний, самое имя которого означает целомудрие, родился в Дамаске ок. 580 года. С юных лет он отличался благочестием и любовью к наукам, особенно он преуспел в философии, за что его стали называть Премудрым. Но будущий святитель искал высшей мудрости в монастырях, в беседах с пустынножителями. Он отправился в обитель святого Феодосия, расположенную неподалеку от Иерусалима. Там он познакомился с иеромонахом Иоанном Мосхом, стал его духовным сыном.
Иноки вместе совершили паломничество по обителям Палестины, Антиохии, записывали жития и поучения подвизавшихся в них монахов. Из этих записей позже была составлена знаменитая книга «Лимонарь», или «Луг духовный», которую высоко оценил Седьмой Вселенский Собор. В этой книге блаженный Иоанн называет святого Софрония не только мудрецом и господином своим, но даже отцом. Он не смотрел на святого Софрония как на ученика, а считал его своим другом и сотрудником и, кроме того, провидел духом, что Софроний будет великим пастырем и непоколебимым столпом Церкви Христовой.
Спасаясь от опустошительных набегов персов, святые Иоанн и Софроний оставили Палестину и удалились в Антиохию, а оттуда в Египет. В Египте святой Софроний тяжко занемог. В то время он и решил стать монахом и принял постриг от преподобного Иоанна Мосха. После выздоровления Софрония они оба решили остаться в Александрии. Там их с любовью принял святой патриарх Иоанн Милостивый, которому они оказали большую помощь в борьбе против монофелитов.
В Александрии у святого Софрония заболели глаза, и он прибегнул с молитвой и верой к святым бессребреникам Киру и Иоанну и в церкви, посвященной им, получил исцеление. В благодарность святой Софроний написал житие святых целителей-бессребреников. Когда варвары стали угрожать Александрии, святой патриарх Иоанн в сопровождении святых Софрония и Иоанна направился в Константинополь, но по дороге умер. Святые Иоанн и Софроний с одиннадцатью другими монахами отправились в Рим. В Риме в 622 году преподобный Иоанн скончался. Святой Софроний перевез его тело в Иерусалим и похоронил в обители Феодосия Великого.
В 628 году из персидского плена вернулся Иерусалимский патриарх Захария. После его смерти в течение двух лет патриарший престол занимал святой Модест, а по кончине святителя Модеста, в 634 году, патриархом был избран святой Софроний. Более 10 лет он неустанно трудился на благо Иерусалимской Церкви, борясь с ересями монофелитов и монофизитов.
В конце жизни святитель Софроний со своей паствой пережил двухлетнюю осаду Иерусалима магометанами. Изнуренные голодом христиане согласились открыть городские ворота с условием, что противник пощадит святыни. Однако это условие не было выполнено, и святитель Софроний умер в глубокой скорби об осквернении христианских святынь.
Святитель Софроний Иерусалимский известен как глубокий богослов и автор богослужебных песнопений. Следует отметить работу святителя над богослужебным уставом. Трипеснцы святителя на Святую Четыредесятницу входят в состав современной постной Триоди. Он окончательно образовал чин великого водоосвящения, совершаемого в навечерие Богоявления, и впоследствии ввел в богослужение много новых песнопений. До нас дошли также около 950 тропарей и стихиры от Пасхи до Вознесения. Еще будучи иеромонахом, святой Софроний пересмотрел и исправил устав монастыря преподобного Саввы Освященного. Также ему принадлежит знаменитое «Житие Марии Египетской», которое читается в Православной Церкви на пятой неделе Великого поста во время «Мариина стояния».
Известны проповеди святителя, посвященные церковным праздникам: «Омилия, произнесенная на поклонение Честному и Животворящему Кресту в среднюю седмицу Святыя Четыредесятницы», «Похвальное слово святому Иоанну Предтече», «Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы», «Слово на Сретение Господне», «Слово на Воздвижение Честного Креста и на Святое Воскресение», «Похвальное слово святым архангелам, и Ангелам, и прочим Небесным силам», «Похвальное слово блаженным апостолам Петру и Павлу, произнесенное на четвертый день праздника Рождества Христова», а также «Объяснение на Литургию».
23 марта 2012 г.