Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Протоиерей Виталий Колпаченко: «Господи, каков Твой промысл обо мне?»

Протоиерей Виталий Колпаченко – настоятель Благовещенского храма, одного из старейших в Самарской области. Будучи крещен в детстве тайно от неверующих родителей, отец Виталий с ранних лет чувствовал, что кроме материального мира существует мир духовный. В старших классах начались осознанные поиски истины, приведшие его в итоге к Богу и священству. Рассказывая о своем пути, отец Виталий отмечает, что на каждом решающем этапе своей жизни чувствовал действие Промысла Божиего.

Протоиерей Виталий КолпаченкоМир видимый и мир невидимый – духовный

В моей жизни с раннего детства бывали моменты, когда я понимал, что кроме видимого, материального мира существует мир невидимый, духовный. В первый раз я столкнулся с чем-то необъяснимым, когда мне было лет пять. Мы жили с родителями в селе Квасниково на берегу Волги. Близился мой день рождения, и я очень хотел получить в подарок футбольный мяч, в семидесятые годы это было настоящее сокровище для сельского мальчишки. Я просто мечтал об этом мяче – кожаном, шнурованном. И вот ложусь спать и вижу сон, будто просыпаюсь, нахожу под кроватью заветный подарок, выхожу с ним во двор, радостно бегаю, мастерю футбольные ворота, штанги, перекладину и начинаю играть.

Когда утром я в самом деле проснулся – сон повторился полностью уже наяву, точь-в-точь, настолько явно, с малейшими деталями, что я даже стал сомневаться: может, это снова сон? Не мог понять: сновидение это или явь…

Как у меня душа ликовала

Другое яркое воспоминание детства – мое крещение. Бабушка повезла меня в город Энгельс (бывший Покровск) крестить тайком от родителей (папа не был коммунистом, но к Церкви относился неблагосклонно). Шел 1980-й год. Помню огромную радость, которая переполняла меня после крещения. Душа так ликовала, что я не смог удержаться и поделился с отцом. Сказал ему так:

– Папа, папа, я Бога видел!

И он сразу догадался, куда мы с бабушкой ездили.

После крещения у меня появилось чувство, что Бог рядом – совсем-совсем рядом. И что Он меня любит.

Отец работал директором Дома культуры в нашем селе, и я мог ходить на любые фильмы. Зал был обычно битком набит. Уже став священником, я узнал, что на месте нашего Дома культуры раньше был храм Архангела Михаила.

Драгоценное сокровище

Потом мы переехали в Энгельс, а затем в поселок Новопушкинское, где папа стал работать во Дворце культуры художественным руководителем театрального кружка, он – заслуженный работник культуры РФ. После 9 класса мы с ребятами поехали по туристической путевке в Минск, и там на рынке я купил Библию (в те годы ее трудно было найти в продаже).

Приехав домой, начал читать. Никому об этом чтении не рассказывал – это было нечто сокровенное, очень дорогое душе. Больше всего мне тогда запала в сердце личность Христа – каким Он был. Сила Его личности, обаяние. Я снова испытал то же ликование, ту детскую радость, которые испытывал в детстве, когда так ясно чувствовал, что Бог любит меня, что Он меня не оставит, что бы со мной ни случилось.

Потом, спустя годы, я подарил эту Библию как драгоценное сокровище своей будущей жене в тот день, когда понял, что именно она станет моей женой.

Отец Виталий и его супруга НатальяИскушения

Потом у меня случилось искушение: один знакомый привел меня в клуб, где занимались восточными учениями. И я почувствовал, что они со своими гуру и Буддой отнимают у меня моего Христа, ту мою детскую веру, что была у меня с младенчества как дар. И я перестал к ним ходить, хотя они мне звонили, уговаривали вернуться.

Были и другие искушения: я чувствовал, что за мою душу идет борьба. Как-то, когда мои родители ушли на спектакль, в дом к нам пришла знакомая мне взрослая женщина. Она заранее знала, что моих родителей не будет дома, и начала меня соблазнять. И мне стало страшно, потому что я очень четко понял, что это приведет меня к падению, к потере целомудрия, в котором до тех пор Господь меня хранил. А я верил в то, что у каждого человека есть его единственная любовь, его вторая половинка, и нужно ее найти, избегая случайных связей. По милости Божией, я сумел справиться с искушением.

О друзьях

После школы я поступил на истфак Саратовского госуниверситета: история мне всегда нравилась. Любимым моим предметом стала философия – я не пропускал ни одного занятия.

Как-то разговорился по душам с нашим преподавателем философии Владимиром Петровичем Рожковым. Рассказал ему, что у меня широкий круг общения, но оно какое-то поверхностное. Меня занимают вопросы смысла бытия, мне кажется, что без веры в Бога жизнь вообще не имеет смысла, а многие мои приятели совсем об этом не задумываются, и мне неинтересно с ними общаться. Получается, что знакомых много (я был очень общительный), а близких друзей совсем нет. И Владимир Петрович сказал мне такую фразу, которая оказала влияние на всю мою дальнейшую жизнь. Он посоветовал мне:

– Пусть твоими друзьями будут святые, а также поэты, писатели, философы…

Поиски смысла жизни

Во время учебы в университете я чувствовал некую неудовлетворенность. Раздумывал: чем же я буду заниматься в жизни, чтобы посвятить этому все свои силы – так, чтобы это было служение чему-то высшему и значимому. Во время учебы на третьем курсе сдал экстерном сразу и зимнюю, и летнюю сессии. Чтобы получить разрешение сдавать досрочно, мне пришлось объясняться с проректором университета, которому я так откровенно и выложил:

– Мне нужно время, чтобы понять, кем я хочу стать, чтобы разобраться с собой.

Мне еще не было и двадцати, но я уже тогда понимал, что жизнь – это служение, и посвятить себя полностью можно только тому, что является для тебя самым главным, самым важным.

Проректор дал разрешение, и после сдачи сразу двух сессий я был свободен с января по сентябрь следующего учебного года. Читал художественную и духовную литературу, просто прислушивался к своему сердцу.

«Господи, каков Твой Промысл обо мне? Да будет воля Твоя!»

В это же время, в 1999 году, я увидел интервью с Юрием Шевчуком, где мне особенно запомнились его слова о том, что он каждый день молится и читает молитву «Отче наш». После этого я тоже начал каждый день читать «Отче наш».

Главными словами в молитве для меня были «Да будет воля Твоя». Я начал жить с мыслью: «Господи, каков Твой Промысл обо мне? Да будет воля Твоя!» Этот год стал для меня временем очень напряженных душевных и духовных исканий.

Оптинские старцы

Потом я прочитал «Братьев Карамазовых» Достоевского – этот роман оказал на меня огромное влияние, очень увлек. Я узнал, что, оказывается, есть такие люди – старцы, которые могут открыть Промысл Божий о тебе. Это было словно зерно, брошенное в глубину моего сердца, которое стало потихоньку прорастать и превратилось наконец в мечту встретить подобного старца.

И тут, словно по воле Божией, один мой знакомый рассказал мне, что прототипом старца Зосимы из романа Достоевского был преподобный Амвросий, старец Оптинский. Этот знакомый даже дал мне почитать книгу про старца Амвросия.

Как-то я собрался идти в театр и перед спектаклем заглянул в магазин православной книги «Благовест». Увидел там книгу об Оптинских старцах, сразу купил ее, вышел из магазина, присел в сквере на лавочку, открыл томик и уже не смог оторваться – меня коснулась благодать Божия. В этот день я так и не попал на спектакль – читал про старцев Оптиной пустыни, словно пил «живую воду».

«Случайная встреча»

Потом Промысл Божий устроил так, что я «совершенно случайно» встретил в троллейбусе священника и узнал в нем бывшего студента нашего истфака, который учился когда-то старше меня курсами. Я спросил у него, можно ли сейчас найти таких старцев, которые подвизались когда-то в Оптиной. И он назвал мне два имени: отец Кирилл и отец Наум. Еще сказал, что встретиться с ними можно в Троице-Сергиевой лавре.

Я отправился в лавру, купил там молитвослов – первый в моей жизни, узнал, как следует готовиться к исповеди и причастию.

Троице-Сергиева лавра

Как я извинялся перед преподобным Сергием

В первый свой приезд в лавру к старцам я не попал: мне сказали, что отца Наума нет в монастыре, и приедет он к празднику преподобного Сергия Радонежского. Второй раз подгадал к празднику, но старец принимал только монашествующих, и я снова не смог подойти к нему за советом.

Отправился поклониться мощам преподобного Сергия, но к ним стояла огромная очередь, и я решил сходить еще раз – вечером. Пришел попозже, а храм уже закрыт. Тогда я подошел к алтарной части церкви и стал просить прощения у преподобного:

– Прости меня, преподобный Сергий, за то, что я поленился стоять как все в очереди и не смог поклониться тебе в твой праздник!

И вдруг увидел, что двери храма открывают. Бросился туда – и охранник пропустил меня, так что я смог с умилением сердца поклониться преподобному.

Молитва старца

В Троице-Сергиевой лавре я исповедался, ночевал на солее в Успенском храме, тогда еще разрешали спать в храме (было очень много паломников). Наутро я причастился, снова пошел к отцу Науму. Надеялся, что Господь откроет старцу волю Божию обо мне.

Старец предложил мне съездить в Николо-Шартомский мужской монастырь недалеко от Шуи, присмотреться к монашеской жизни, испытать себя. И, конечно, он помолился обо мне, чтобы Господь направил меня именно на то служение, к которому я более всего пригоден.

После встречи с ним я ощутил мир и покой душевный, это была благодать по молитвам старца. Отошли беспокойство и напряжение, появилась уверенность, что Господь промышляет обо мне. Мне очень хотелось тут же исполнить послушание, и я отправился в монастырь.

Николо-Шартомский монастырь

Как Господь меня «прополоскал»

Когда я подходил к обители – увидел ту же самую речку, тот же самый пейзаж, что уже когда-то видел во сне. Господь меня там освободил, «промыл», «прополоскал» от всего наносного, прилипшего к душе, от всего, что было противно духу Христову, что прилипло ко мне во время моих духовных исканий.

В монастыре мне дали послушание работать над изданием газеты, потом в библиотеке. Я читал там авву Дорофея, его труды многое для меня прояснили.

Как в монастыре я выбрал свою дорогу в жизни

Некоторое время спустя приехали мои родители, и они увидели, как я изменился даже внешне. Папа сказал мне фразу, которая тронула меня до глубины души:

– Сынок, я не могу без тебя!

А я тогда уже соразмерил свои силы и выбрал для себя путь мирского священника. Был праздник Преображения, я причастился и сказал родителям:

– Я выйду из монастыря, если вы не будете препятствовать мне поступать в духовную семинарию и идти по пути служения Богу.

Протоиерей Виталий Колпаченко– Хорошо, хорошо!

Так в монастыре я выбрал свою дорогу в жизни.

Пришла моя очередь помочь бабушке

Домой Господь привел меня вовремя: после инсульта в тяжелом состоянии находилась моя бабушка – та самая, которая когда-то меня крестила. Теперь пришла моя очередь оказать ей духовную помощь: я спросил ее, не позвать ли священника, и она с радостью согласилась. Исповедалась, причастилась – и отошла ко Господу.

Пастырское служениеБлаговещенский храм

Я окончил духовную семинарию, был рукоположен еще на первом курсе и начал свое пастырское служение более двадцати лет назад. У нас с матушкой семеро детишек, старшая недавно вышла замуж, а младшие еще маленькие.

Сейчас тружусь настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы, старейшего в Самарской области. Его история своими корнями уходит в далекий 1728 год (каменная церковь была возведена на месте деревянной, построенной в 1712 году). Красивейший храм и замечательные места, глядя на которые сразу вспоминаешь картину Левитана «Над вечным покоем».

В этом храме во время своего путешествия в 1871 году молились государь император Александр II вместе с наследником-цесаревичем, будущим императором Александром III. Был здесь когда-то и монастырь, вот бы тоже его возродить!

Много работы еще предстоитПосле революции прекрасный храм был закрыт, здесь устроили колхозное зернохранилище. Мы с прихожанами мечтаем полностью возродить замечательный храм, ведем работы по электрификации и совсем недавно, 1 ноября, даже сумели, милостью Божией, провести электричество (линию вели целых четыре километра). На сегодняшний день проделали уже много: восстановили стены алтаря и приделов, установили купол с крестом. Предстоит возвести перекрытия над приделами, покрыть крышу, восстановить фрески на стенах. В ближайших планах создать музей эпохи государя императора Александра II и трапезную.

Будем молиться о всех, кто сможет оказать нам посильную помощь. Имена для молитвы можно писать в комментариях к статье, а также по адресу kashpir-hronograf@yandex.ru

Пожертвования можно перевести на карту Сбера: 2202 2023 8013 4928 (получатель: Виталий Сергеевич Колпаченко).

Поделиться в: