Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Побеждаем страх любовью

В прошлом номере мы беседовали о том, позволительно ли, не греховно ли радоваться в наше непростое время, полное тревог и скорбей. Сегодня продолжаем этот разговор. И вместе с нашими респондентами рассуждаем о том, в чем радость помогает человеку.

Священник Димитрий Вразовский, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора Покровска (Энгельса):

– Можно ли сказать, что в наше время радоваться даже нужно, наперекор тревогам?

– Здесь легче всего обратиться к примеру Церкви. В ее календаре каждый день – праздник, и каждый день мы чествуем память святых, а большинство из них – мученики. Казалось бы, что тут праздновать? Человека арестовали, избили, отправили на казнь, часто позорную – где здесь праздник?

Но для христианина не существует смерти как таковой, ведь вся его жизнь, ее цель – это достижение совершенства, а это великий труд над собой. Каждый раз, когда мы вспоминаем святых – людей, которые смогли возрасти над собой и приблизиться к Богу, – мы радуемся за них, побуждаем себя становиться лучше. Но эта радость не тождественна бурному веселью. Радость – в тишине, в спокойствии, в молитве.

– И в покаянии?

– Да. Пророк Иона ожидал Божьего возмездия для Ниневии, но Господь помиловал народ, видя его покаяние. Люди возрадовались тому, что, понеся пост, они очистились. А пророк Иона не понимал их радости и того, почему Господь их помиловал. Но они радовались именно милосердию Божию. Плод любого труда, в том числе и покаянного, приносит радость человеку – потому что он возрос над собой.

– Если из-за многозаботливости не хватает энергии на радость даже церковного праздника, что делать?

– Не пытаться создать ее искусственно и не тратить слишком много сил на соблюдение внешней атрибутики (не силиться покрасить сто яиц или испечь пять десятков куличей на Пасху). Усталостью мы только усугубим свое положение.

Радость церковного праздника более всего рождается от участия в нем, прежде всего, молитвой. Когда человек хотя бы немного потрудился духовно, то Господь коснется его сердца. Опять же, если Господь не дает радости в день праздника, это не значит, что этот человек – великий грешник. Радость во Христе легко пропустить, ведь она не грандиозна, это не фонтан эмоций, не эйфория, а веяние тихого ветра, глас хлада тонка (3 Цар. 19, 11–12).

– Порой людям свойственно от переживаний впадать в крайности. Некоторые считают, что сейчас неподходящее время для постановки личных целей, что неуместно просить Бога о чем-то своем земном, не относящемся к мировой ситуации …

– Любой взрослый человек, мало-мальски знакомый с историей человечества, поймет, что никогда такого времени не было, когда действительно было бы благоприятно что-то планировать. Даже если взять историю нашего многострадального Отечества, хотя бы за последние сто лет – сколько войн, переворотов оно пережило. Но трудно представить, что наши предки ничего бы не планировали, не отстраивали заново.

Когда закончилась Вторая мировая, уже опустился железный занавес и нависла угроза новой войны – Карибский кризис, вечная гонка вооружений – страшно… Все жили в постоянном ожидании того, что скоро обрушатся ракеты, и мы все умрем. Но, тем не менее, люди продолжали строить города и дороги, открывали школы, развивали науку и совершали огромные достижения. Все это происходило в условиях, крайне трудных для страны.

Сейчас мы живем в непростое время, но поиск и ожидание стабильности – отговорка для лени и боязни ответственности. Как в притче о талантах: неверный раб зарыл талант в землю, ссылаясь на жестокость господина. Но это политика пораженчества. Если здоровый человек не будет созидать несмотря на трудности и угрозы, то он и жить в полноценном смысле не будет. Ведь жизнь – это творчество.

И молитва – тоже творчество, и чем сильнее человек в это погружается, тем больше он начинает самостоятельно творить. Ведь, по сути, научиться молитве – живому, творческому, идущему от сердца разговору человека с Живым Богом – без текстов молитвослов и рамок – это тоже цель жизни христианина. И молитву никто и никогда у человека отнять не может, это добродетель, доступная каждому.

– Как помочь человеку, которому единственной радостью кажется отмщение врагу?

– Месть, как и любое греховное чувство, имеет свою подоплеку – возможно, это обида или страх. Видя человека в таком состоянии, его банально нужно поддержать, больше говорить с ним, чтобы он понял, что его не перестали любить и ценить, что даже с потерей близких он не закончился, и жизнь продолжается. И если он почувствует любовь к себе, то плохие мысли его отпустят. Любовь и радость вообще помогают побеждать страх.

– Как еще побеждать страх по-христиански?

– Здесь можно разделить понятия малодушия и маловерия. Одно дело – неверие в Бога и Его промысл, другое – неверие в себя и собственные силы. А если эти чувства соединяются – то человеку и вовсе очень тяжело. Даже молитва от малодушия и маловерия «проседает», человек теряет ценность молитвы, упование на нее, начинает считать ее недейственной.

Здесь нужно разобраться, что человека привело к такому состоянию. Возможно, его загнал в угол трудоголизм, как душевный, так и телесный. Если о теле мы так или иначе заботимся – даем себе поспать и погулять, то с душой все сложнее. Если человеку не дать отдохнуть душой, «перезагрузиться» – то он рискует превратиться в бесчувственного робота, который не принесет пользы ни себе, ни людям.

Комментарий психолога

Наталья Григорьевна Соплякова, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры детских болезней л/ф Саратовского государственного медицинского университета, клинический психолог:

– В связи с военной операцией привычное течение жизни изменилось. Много пугающих новостей льется на нас из СМИ. В таком переизбытке негативной информации даже у психически здоровых людей может развиться нервный срыв. Сегодня в обществе повышен «индекс тревожности». Люди испытывают тревогу, беспокойство, страх за судьбу страны, за будущее свое и своих детей, страх смерти, страх потери близких. Отрицательные эмоции зашкаливают.

Особенно этому подвержены дети, т.к. у них еще не сформированы адаптивные механизмы психологической защиты. Потому родители должны прикладывать свои усилия – давать детям чувство любви и защищенности, но с молитвой, оставаясь спокойными и уравновешенными даже в трудное время.

Наш мозг фильтрует информацию в зависимости от наших личных предпочтений и склонностей. Чем лучше человек умеет радоваться каким-либо вещам и занятиям, тем чаще он испытывает счастье и удовольствие. Тот, кто предпочитает замечать все, что ему мешает, возможно, уже предрасположен к тревоге, унынию, отчаянию, страху. Вся информация, которую мы воспринимаем и обрабатываем, меняет нас. Если постоянно бояться, тревожиться, что что-то пойдет не так, вскоре почувствуешь, что жизнь становится сложнее и несправедливее.

С позиции православной психологии главный источник радости – Сам Бог, переживание Его присутствия рядом с собой, переживание связи с Ним. И если в христианской душе открывается эта высшая радость, то она ничем уже не может быть преодолена. Никакие события не смогут попрать эту радость, потому что она означает свободу и внутреннюю независимость от чего бы то ни было, включая и скорбь, а благодарение за скорбь означает радостное и активное согласие с нею как с даром благодати Божией.

Совет специалиста: как побеждать тревоги?

  • Важно не забывать о помощи Господа в наших немощах и скорбях и благодарить Его за каждый прожитый день.
  • Формировать позитивные мысли, благие привычки, а также использовать свой телефон продуктивно – для обучения, а не для бесконечного листания новостной ленты.
  • Находить время для общения с друзьями, счастливыми людьми, каждый день не менее получаса гулять, больше двигаться, больше читать хорошей литературы и слушать любимой музыки, петь.
  • Выявлять и распознавать свои ложные, неконструктивные убеждения, ограничивающие вас, и переосмысливать прошлый негативный опыт – находить положительный смысл в негативном явлении или событии.
Татьяна Уютова
Поделиться в: