Дети поют в церковном хоре
Всех детей можно научить петь!» — в этом уверена музыкант, хоровой дирижер, заслуженный работник культуры России Александра Юрьевна Подаруева. Почти пятнадцать лет она была регентом детско-юношеского хора воскресной школы на Московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сегодня она преподает в Свято-Владимирской православной школе в Москве. О том, как это важно — учить детей церковному пению — наш с ней разговор.
— Православное богослужение невозможно представить без пения, а храм — без хора. В старину церковным песнопениям начинали обучать с раннего детства. «Учись, чадо мое, пению» — книгу с таким названием я видела на выставке музыкального музея имени Глинки. Сейчас эта традиция возрождается — на приходах ведется обучение маленьких певчих, создаются детские хоры. Расскажите о своем опыте работы с детьми в воскресной школе на Московском подворье Троице-Сергиевой Лавры.
— Все началось, когда Владыка Лонгин (с 1993 по 2003 год Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин был настоятелем подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве. — Прим. авт.) предложил мне организовать женский любительский хор. Он создавался с образовательной целью — чтобы люди, которые приходили в храм, понимали, о чем поется на богослужении, и посильно участвовали в нем.
Родители, приходя в храм, приводили туда и своих детей, и вскоре я начала заниматься воскресной школой. Как показывает опыт, через богослужебное пение дети очень быстро воцерковляются — сначала они поют молитвы, потом начинают пропевать всю службу. Так, участвуя в хоре, они учатся лучше понимать духовную музыку, молитвы и все церковное богослужение.
— При обучении детей что важнее: понимание текста или умение правильно петь?
— Конечно, сначала была работа над словом, и потом уже над красотой звука. Первым шло осмысление, мы переводили тексты с церковнославянского языка, пытались понять, о чем поется в каждый момент богослужения, а потом уже шла работа над правильным, чистым, вокально красивым пением.
В воскресной школе мы работали со всеми детьми, кто приходил на занятия, отбора по слуху и голосу не было. А приходили абсолютно разные дети, разного возраста. Состав хора постоянно менялся: не у всех детей была возможность регулярно посещать занятия, и зачастую вместе с теми, кто уже давно поет и чему-то научился, начинали петь только что пришедшие в воскресную школу.
Начинали работать с одноголосья, учили простое — основной, второй голос в обиходе, то, что поет сопрано II или альт, также пробовали учить несложные песнопения знаменного распева. Потом присоединили первый голос, позже дети сами попросили, чтобы их учили петь на три голоса. Дети подрастали, становились крепче, со временем в хоре стали появляться ребята, которые занимались в музыкальных школах. Уже хотелось петь разный репертуар, потому что в богослужебном пении большое разнообразие и в обиходе, и в композиторских церковных произведениях. И мы стали потихоньку разучивать новые песнопения.
Вместе с детьми на занятия приходили мамы, умеющие петь. Здесь мы пошли на маленькую хитрость, потому что выглядели мамы зачастую как взрослые подростки — двух-трех мам мы пригласили петь в хоре, они вместе с детьми учились, пели и помогали детям. Так, потихоньку, сформировался коллектив — детско-юношеский хор воскресной школы.
— Который и стал принимать участие в богослужениях?
— Где-то полгода мы учились, и потом Владыка Лонгин благословил нас петь за богослужением, потому что только на репетициях нельзя научиться церковному пению. Конечно, нельзя ему учиться и непосредственно на Литургии — там должно быть уже хорошее пение. Поэтому мы стали петь, уже достаточно подготовившись и научившись. Начинали петь антифоном с братским хором — на утренней службе в субботу, пели обиход, простейшие ектении, Трисвятое, Единородный Сыне. Потом постепенно выучили Херувимскую, Достойно есть. И где-то спустя 2–3 года стали петь целиком Литургию на два голоса с элементами трехголосья.
Мальчики подрастали, стали петь теноровые партии, а со временем мы разучили и басовую партию. Был такой период, до 2003 года, до отъезда Владыки, когда у нас было четырехголосье. Был очень хороший состав, мы легко пели. Когда на подворье приезжал Патриарх Алексий II, ему наше пение очень понравилось.
В лучшие времена в нашем детско-юношеском хоре пело до 30 человек, на службах было не меньше 20 певчих. Большой радостью для всех были праздничные богослужения, когда мы пели позднюю Литургию на Рождество Христово и на Пасху — это было настоящее торжество для всех поющих. Кроме того, мы участвовали во всех праздниках, которые проходили в воскресной школе, готовили музыкальные представления.
— Знаю, что Вы даже записали диск с песнопениями в исполнении детского хора.
— Да, к 10-летию воскресной школы мы выпустили диск «Радуйтеся Богу, Помощнику нашему», где записали песнопения, которые дети пели на Божественной литургии и праздничных выступлениях, обиходные богослужебные песнопения различных монастырских распевов, а также авторские сочинения. Дети очень полюбили произведения Д. С. Бортнянского, А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова. Они также вошли в альбом.
— Какова роль обучения церковному пению в нравственном воспитании детей? Меняются ли дети, когда начинают петь в церковном хоре?
— Дети откликаются на церковное пение, чувствуют его на подсознательном уровне — оно их привлекает даже в большей степени, чем современная популярная музыка. Духовные песнопения не надоедают!
И как любая молитва при повторении меняет человека, так и церковное пение воздействует на душу. Дети меняются, становятся лучше.
— Неужели всех детей можно научить петь, даже тех, у кого нет ни слуха, ни голоса?
— Всех, и не только детей, но и взрослых. В нашем женском любительском хоре были случаи, когда сорокалетние прихожанки, которые никогда нигде не пели, начинали петь очень успешно. Конечно, чем раньше приходят люди — тем лучше, но научить можно всех, а детей учить пению очень важно! Нужно развивать ребенку слух, который пригодится ему не только на занятиях музыкой, но и при обучении иностранным языкам. Голос — музыкальный инструмент, управлять которым можно научить ребенка как можно раньше. В пении важна координация между слухом и голосом — слышит ли ребенок себя и как слышит. Если не слышит, то важно научить его этому, обращать внимание ребенка на то, что он поет и как поет, необходимо обучить его правильному владению певческим дыханием, своим музыкальным инструментом, голосом.
— Важно ли учить детей дома молитвенному пению?
— Если дети поют дома — это замечательно! В нашей школе учились дети регента Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Владимира Горбика — очень талантливые и музыкальные дети, так хорошо пели!
Но родители, если хотят, могут петь дома вместе с детьми, даже не имея профессионального музыкального образования. Например, пропевать молитвы во время утреннего или вечернего правила, петь перед трапезой и после нее. Домашнее пение помогает детям.
— Как составляется репертуар детского хора?
— Репертуар зависит, конечно, от желания настоятеля, от традиций храма, в котором совершается богослужение, а также от вкуса регента. Если регент любит, к примеру, знаменный или византийский распев, то детей обучают этому. Если же регент любит партесное пение — трех или четырехголосное — то репертуар будет другим. Выскажу свое мнение: людям, молящимся в храме, более привычно многоголосие. Знаменный распев, конечно, очень красивый, это старинная традиция, но не все воспринимают его.
— Слушать детское пение — всегда радость, но обучать детей пению — колоссальный труд. Какими качествами должен обладать педагог? Что приносит особую радость в работе с детьми? Что можно назвать педагогическим успехом в работе регента детского хора?
— Я считаю, что церковное пение в воскресной школе — один из основных предметов, то, чему должны обязательно обучаться дети. Это практическое воплощение тех знаний, которые они получают на занятиях по церковнославянскому языку, на уроках Закона Божьего — все, что они узнали в воскресной школе, они могут выразить в церковном пении.
Самое главное в работе с детьми в воскресной школе — состояние любви и строгости. Вот это сочетание привлекает детей. Нужно любить детей, чтобы дети отвечали тебе взаимностью, но вместе с тем нужна строгость. Это не означает, что нужно все время ругаться — учитель должен быть справедливым, он должен постараться сделать так, чтобы дети полюбили и его, как педагога, и пение. А для этого нужно много работать. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. Человек, не умея рисовать, не станет иконописцем, так же и ребенок, который поет мимо нот, не сможет научиться красиво петь, стать певчим.
И мне как регенту бывает радостно, когда в нашей совместной деятельности виден результат. Ведь когда дети хорошо подготовлены, то и сами довольны тем, как пели на службе. Главное, что при этом они испытывают огромную радость от пения на Божественной литургии. Это и есть, наверное, главный педагогический успех, особенно когда слышишь, как дети, которые пришли в хор, ничего не умея, и на репетициях у них ничего не получалось, на службе, наконец, начинают петь правильно. Это победа!
Беседовала Ольга Новикова
29 октября 2014 г.