Батюшка преосвященный
«Пастырь добрый», «райская ветвь Малороссии», «святитель с медоточивыми устами» — так называли православные верующие святителя Ростовского Димитрия, блестящего оратора и выдающегося духовного писателя.
Будущий святитель, сын полкового сотника Саввы Григориева, родился близ Киева, в г. Макарове в декабре 1651 года и при крещении был назван Даниилом. После начального обучения в школе юный Даниил поступил в Киево-Братскую коллегию, ставшую впоследствии Киевской Духовной Академией.
Несмотря на большие успехи в учебе, получить оконченное высшее образование будущему святителю не удалось. Его юность пришлась на время войны с поляками, и коллегия, где обучался Даниил, закрылась, так как город попал в руки врагов. На 18-м году жизни, испросив благословение родителей, Даниил переселяется в киевский Кирилловский монастырь, где 9 июля 1668 года принимает постриг с именем Димитрий. Весной 1669 года он посвящен в первый духовный сан — иеродиакона, в 1675 году — в иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов.
В 1681 году на святого было возложено игуменство в Свято-Спасском монастыре г. Чернигова. Архиепископ Лазарь, возводивший его в игуменский сан, провидя его еще более высокое призвание, сказал, что желает ему «по имени — Димитрий — и митры», т. е. служения на архиерейском поприще.
Жизнь будущего святителя сложилась так, что он постоянно переезжал с места на место: за 30 с лишним лет своего служения побывал настоятелем пяти разных монастырей, епископом нескольких кафедр. География его служения — от Украины и Белоруссии до Сибири и Китая. Молва о назидательных духовных поучениях святителя Димитрия распространилась повсюду, так что многие обители приглашали его к себе, «дабы паства могла насладиться его искусным красноречием».
В 1684 году, находясь в Киево-Печерской Лавре, святитель Димитрий принял на себя послушание — составление Четьих миней, сборника житий, расписанных по дням богослужений. Именно этот труд, которому он отдал более двадцати лет жизни, стал величайшим подвигом, принесшим святому общецерковную и общенародную славу.
Труд святителя не остался незамеченным. В 1702 году Петр I вызвал его в Москву для назначения на Тобольскую кафедру. Это почетное назначение едва ли обрадовало святителя. Слишком далекая и холодная Сибирь не подходила для его ослабленного здоровья и не могла дать ему возможность продолжить свои ученые занятия. Петр, узнав об этом, позволил остаться в Москве. Вскоре святитель был назначен на свою последнюю должность — митрополита Ростовского.
В своей новой епархии святитель столкнулся со многими трудностями и церковными нестроениями. Прежде всего, его поразило невежество местного духовенства: многие иереи не хранили тайну исповеди, не считали нужным готовиться к Литургии, хранили Святое Причастие где попало… В особом архипастырском послании к духовенству своей епархии он убеждал их открыто проповедовать слово Божие и усердно вразумлять паству, с благоговением совершать таинства и богослужение и подробно наставлял священников о приготовлении к служению Литургии.
Еще больше огорчений доставляли святителю споры со старообрядцами, с которыми он впервые столкнулся в Ростовской епархии. Результатом борьбы с раскольниками стала книга «Розыск о брынской вере» (по названию Брынских лесов, в которых укрывались многие из главных учителей раскола), написанная святителем уже в последние годы жизни.
Сам святитель был очень образованным человеком, знал иностранные языки, имел большую библиотеку, в которой находились книги на разных языках. Чтобы впредь предуготовить для Церкви способнейших служителей, он открыл в Ростове духовное училище. Из 200 учеников большинство были детьми священников, но имелись и выходцы из других сословий (что являлось исключительным для того времени). Чтобы как-то разнообразить процесс обучения, сделать его более интересным, митрополит Димитрий устроил при училище театр, репертуар которого составляли пьесы духовного содержания. Некоторые из них он писал сам. Заботливость и щедрость святого проявлялись во всем: он выплачивал из своего кармана небольшие стипендии, из архиерейского сада ученикам отдавали яблоки, груши, вишни. Ученики очень любили владыку и звали его «батюшка наш преосвященный».
28 октября 1709 года вошедшие в келью нашли митрополита Димитрия мертвым. Он скончался во время молитвы, на коленях. В тот же день тело было перенесено в домовую церковь и положено в гроб. По завещанию святителя, гроб выстлали его черновиками житий святых. Он не оставил после себя никакого имущества, только рукописи и книги.
При перестройке монастырской церкви в 1752 году обретены были нетленные мощи святителя. На поклонение святыне императрица Екатерина шла пешком (!) из Москвы в Ростов. Сегодня мощи хранятся в Спасо-Яковлевом мужском монастыре в Ростове, где и был похоронен смиренный архиерей. В памяти современников и потомков святитель Димитрий Ростовский остался «самой светлой личностью в церковном мире XVIII века».
10 ноября 2014 г.