Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Большие и маленькие дети дружной Иоанновской семьи

 

Поселок Мокроус – районный центр Федоровского района Саратовской области – неспособен поразить нарядностью улиц или красотой окружающей природы. Здесь жить не просто и не ярко, здесь чувствуешь всю грусть и боль нашей русской глубинки. Но тем дороже храм, что, словно свечка, согревает поселок. Его маленькое, но такое горячее сердце.

Неунывающие оптимисты

Церковная история поселка рождается на наших глазах. Приходу во имя Праведного Иоанна Кронштадтского 20 лет. До этого в Мокроусе никогда не было храма, может, потому так сильны здесь советские традиции. «Здесь даже заправку назвали ‟Комсомол”», – удивляется протоиерей Евгений Клементьев, бессменный настоятель храма.

Мокроус основан на рубеже XIX и ХХ веков, во время строительства линии Рязано-Уральской железной дороги от Покровска на Уральск. По преданию, название свое он получил от имени атамана Мокроуса, бродившего здесь с шайкой разбойников в период заселения Заволжского края. В 1939-м году посёлок становится центром Фёдоровского кантона республики немцев Поволжья, с 1941 года – центр Фёдоровского района. К сожалению, период развития и расцвета пока в прошлом, хотя хочется, конечно, надеяться, что в будущем. Население сокращается, сегодня оно немногим больше 5 000 человек.

Но это вовсе не значит, что жизнь в поселке замерла, что не происходит здесь ничего заслуживающего внимания (а порой и восхищения). По крайней мере так точно не скажешь о жизни церковной, приходской. Неунывающим оптимистом назвал отца Евгения наш архипастырь. И активные помощники – батюшке под стать.

Все сами, все с нуля

Окончив семинарию и приняв священный сан в достаточно юном возрасте, отец Евгений отправился служить в заволжскую степь с энтузиазмом и дерзновением. Тогда в Мокроусе ещё не было храма, да и прихода тоже не было. Все сами, все с нуля.

«Сами строили, без спонсоров. Помогала епархия – началось все еще при владыке Александре (Тимофееве), очень поддержал нас владыка Лонгин (Корчагин) (ныне – митрополит Симбирский и Новоспасский – М.Ш.), протоиерей Василий Стрелков – тогда он был настоятелем Свято-Троицкого храма в Покровске. Весь нулевой цикл мы сами осилили – помогали прихожанки, их мужья, просто жители поселка, даже мусульмане в стороне не остались – мы стучали в каждый дом. Многие отозвались», – вспоминает настоятель те первые страницы истории своего храма.

Для самого батюшки строительство дома Божия стало исполнением давней заветной мечты: «Ведь в нем будут молиться обо мне и после моей смерти, пока храм стоит». В то время его постигло искушение, иначе просто не скажешь – травма глаза. Чтобы сохранить зрение, нужно было отказаться от строительства полностью, пожертвовать этой мечтой – самому построить храм. Отец Евгений предпочел пожертвовать… глазом – сейчас один глаз у него полностью ослеп, – но храм достроил.

Тяготы разделяли с батюшкой его домочадцы – супруга и двое сыновей. Но сейчас он вспоминает о проблемах просто:

«Да, слава Богу за все. Были и тяжелые времена, когда и кушать было толком нечего, ютились по съемным квартирам. Но люди добрые всегда помогали. Была такая бабушка – Анна Ивановна, я с семьей жил у нее первое время, она заботилась о нас, как о родных. Она уже умерла, мы каждый день читаем по ней Псалтирь, Царствие ей Небесное… Сейчас выручают друзья. Бог милостив к нам: когда для храма что-то срочно нужно – даже не сомневаемся, молимся, скажем, святителю Спиридону Тримифунтскому. И вскоре приходит какая-нибудь бабушка – приносит конверт. Думаешь, ну, сколько там может быть от пенсии? Ну, тысяча... Открываешь, а там ровно столько, сколько нужно…».

«С бабушкой Валей мы вдвоем штукатурили в алтаре, – вспоминает батюшка. – Профессионалов приглашали только класть кирпич, плитку, и покрыть крышу металлочерепицей. А все остальное – деревянные перекрытия, монтаж, шпаклевка, штукатурка – сами… И дети помогали, и бабушки. И, конечно, наш покровитель – святой Иоанн Кронштадтский. Мы ему акафист постоянно читаем с тех пор еще, как в вагончике служили – очень нам его поддержка нужна, и мы ее постоянно ощущаем!»

Иоанновская семья

Именно благодаря отцу Евгению и его дружным, душевным прихожанам я узнала, что есть такая в России. В 2009-м году исполнилось 100 лет со дня кончины праведного Иоанна Кронштадтского (кстати, в том же году состоялось освящение храма в Мокроусе). Впервые в Санкт-Петербург в Иоанновский монастырь прибыли клирики и миряне – представители храмов, монастырей, часовен, гимназий, школ, реабилитационных центров, братств, сестричеств, приютов, посвященных батюшке Иоанну. Именно так называют его члены этой огромной православной семьи.

Они собрались не только для того, чтобы вместе помолиться у гробницы всероссийского пастыря в день памяти святого, но также обсудить планы начинаний, направленных на прославление трудов и служения отца Иоанна Кронштадтского. Так родилась Иоанновская семья – содружество Иоанновских приходов, связанных желанием помогать друг другу, совместно трудиться и молиться друг за друга.

«Эта идея родилась у покойного протоиерея Николая Беляева – старшего священника Иоанновского монастыря, где под спудом почивают мощи батюшки. Семья – это, прежде всего, большая площадка для общения», – поясняет отец Евгений и сетует, то пока преемника у отца Николая нет.

Но Иоанновская семья продолжает свое существование.

Наши дети

«Милостью Божией, я участвовал в общении Иоанновской семьи, начиная с первых встреч. Посещал разные секции, но особенно интересовался помощью наркозависимым. С этим в поселке в то время просто беда была. Когда я приехал на приход, стал думать – как можно помочь? Со временем ситуация стала более благополучной, сейчас больше интересуюсь педагогикой», – делится отец Евгений.

Этот интерес тоже не случаен. Вот как об этом написал в своих путевых заметках «Вконтакте» епископ Покровский и Новоузенский Пахомий:

«Приход стал большой семьей для многих подростков, у которых с родительской семьей все сложно. При храме действует много лет воскресная школа, для которой всем миром строят сейчас новый дом».

А я вспоминаю свои трудовые будни в должности старшего воспитателя детского православного лагеря Покровской епархии «Гардарика». Из Мокроуса туда приезжали непростые детки – со сложными судьбами, усыновленные, чаще опекаемые. Но язык не поворачивался сказать, что о них не заботились близкие – большая и очень ответственная семья прихожан Иоанновского храма. Поверьте, не со всеми родителями можно было так быстро и просто найти контакт, как с директором приходской школы «Воскресение» Оксаной Михайловной Ткаченко.

У нее – мирская и хорошо оплачиваемая работа, семья, частный дом. Забот, казалось бы, хватает. Но приходская жизнь и помощь детям – на очень важном месте в сердце. Кроме текущего воспитательного процесса – организация межмуниципальных Иоанновских образовательных чтений. «Все мы знаем, как богато педагогическое наследие батюшки Иоанна. Вот мы и подумали, что нужно открыть его для наших учителей», – рассказывает Оксана Михайловна.

Самое главное – осознание, что ты не один, что рядом неравнодушные люди, радеющие за будущее нашего Отечества

Приходские педагоги – участники самых разных конкурсов, в том числе – известных по всей стране.

«Педагогический конкурс ‟Серафимовский учитель” – это уникальная площадка, пожалуй, на сегодня единственная по своему масштабу в деле нравственного воспитания, – рассказывает моя собеседница. – Нельзя не отметить и духовную составляющую – возможность пройтись по канавке Божией Матери, приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского и святых жен Дивеевских, принять участие в богослужениях, а для священства – послужить в Троицком соборе монастыря. А еще – познакомиться и подружиться с людьми с большим сердцем, которые радеют о душах наших детей. Это, наверное, самое главное – осознание, что ты не один, что рядом с тобой плечом к плечу стоят неравнодушные люди, радеющие за будущее нашего Отечества!»

Духовная вертикаль

О ней на Иоанновском приходе не забывают никогда. В храме за 20 лет сложились свои традиции – регулярное совершение молебнов и чтение акафистов (чтобы не прекращалась в доме Божием молитва) перед чтимыми святынями.

«Что отрадно: богослужение для настоятеля и прихожан – главное, а все остальное – душевное общение, решение материальных и житейских проблем – прилагается к этому. Кроме того, на священнике ещё и весь Феодоровский район, он один на 5 приходов. Тут захочешь – не заунываешь. Некогда», – завершает свой краткий рассказ епископ Пахомий.

Да и нет нам дороги унывать – так еще преподобный Серафим Саровский говорил. Потому что Христос всех спас. Потому что там, в вечности, у нас есть святые молитвенники и заступники. А на этом свете – неунывающие оптимисты, которые многие добрые дела совершают вопреки. Но за все благодаря.

Поделиться в: