Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Услышать Рождество

Христово Рождество – второй по значению и величию праздник в церковном календаре. Уступает он лишь Пасхе – празднику праздников. Лучшие песнотворцы украсили богослужение в этот день своими тропарями, стихирами и канонами. И если мы постараемся внимательно слушать, что читают и поют в храме в эти дни, перед нашим мысленным взором они начертают прекрасную картину евангельского события.

Скромный город Вифлеем

Рождественские песнопения звучат в храме еще до наступления 7 января. Особенно насыщено смыслом богослужение Сочельника. Им часто жертвуют, чтобы подготовиться к празднику – приготовить угощение, купить подарки. И, к сожалению, не слышат многого, в том числе и текстов паремий – отрывков из Ветхого Завета. Прообразы и пророчества готовили израильский народ к пришествию Мессии столетиями. Причем не в общих чертах, а со множеством подробностей. К примеру, пророк Михей предсказал славу скромного Вифлеема. Именно в нем, а не в славном Иерусалиме родится Царь царей.

О том же мы слышим и в стихире первого часа навечерия Рождества: «Вифлееме, уготовися, / благоукраситеся, ясли, / вертепе, приими: Истина прииде. / Сень мимотече, и Бог человеком от Девы явися, / вообразився якоже мы и обожив плоть. / Тем Адам обновляется, со Евою зовуще: / на земли благоволение явися спасти род наш». (Перевод: «Вифлеем, готовься, / да устраиваются ясли; / пещера, принимай: Истина пришла. / Тень пробежала, и Бог человеком от Девы явился, / приняв образ подобный нам и обожив то, что принял. / Потому Адам обновляется, с Евою восклицая: / “На земли благоволение явилось, чтобы спасти род наш!”).

Много раз песнотворцы подчеркнут скромность, если не сказать убогость, места, где происходит Рождество. «Христос рождается в Вифлееме, в убогом вертепе – в пещере, где пастухи содержали скот. Рождается в нищете, в убожестве, в безвестности. Хотя, казалось бы, весь мир (по крайней мере, весь богоизбранный народ) ожидал Его. Но, как это часто бывает – чего-то очень сильно ожидая, мы слишком много внимания обращаем на самих себя. И, как следствие, пропускаем то, чего ждем», – отмечает епископ Пахомий.

«Люди ожидали Христа; но когда Он родился, оказалось, что перед Его яслями сошлось всего лишь несколько человек – пастухи, волхвы – да еще домашние животные, которые согревали Его своим теплом. А все человечество продолжало жить обычной жизнью, хотя на словах готовилось ко встрече своего Спасителя», – продолжает владыка. И подчеркивает: такая опасность есть и в нашей жизни. Если мы позволим сердцу заняться чем-то второстепенным и забыть о самом важном.

Промыслительная перепись населения

«Написовашеся иногда со старцем Иосифом, / яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. / Наста же время Рождества, / и место ни единоже бе обиталищу, / но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. / Христос раждается прежде падший воскресити образ». (Перевод: «Некогда вносилась в перепись со старцем Иосифом, / как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам, / носящая во чреве Зачатого без семени. / Настало время родить, / и не было нигде места для ночлега; / но, как чертог приятный, / пещера Царице была показана. / Христос рождается, чтобы в нас восстановить / прежде падший Свой образ»).

В этом тропаре еще одна подробность евангельского события – Деву Марию с Иосифом отправиться в Вифлеем принуждает перепись населения. Как бы мы сказали сегодня – знакомый проект. Но к нашим услугам и специальные сотрудники, готовые опросить нас по месту жительства, и электронные ресурсы. В те времена Святое семейство вынуждено было совершить целое путешествие в свой родной город. Путешествие особенно непростое, если вспомнить, что до родов оставались дни.

«Сенатор Квириний, который раньше занимал все государственные должности и проложил себе дорогу к консульству, человек, пользовавшийся во всех делах огромным влиянием, явился в Сирию, куда его посылал император для того, чтобы творить суд и оценить все имущество населения. Вместе с ним был послан и Копоний, происходивший из всаднического сословия. Ему была предоставлена верховная власть [прокуратора] над всею Иудеею. Затем в Иудею, которая тем временем вошла в состав Сирии, прибыл и Квириний, желая совершить общую перепись <...> Хотя иудеи при первых слухах о переписи с самого начала были возмущены этим, но в конце концов оставили всякую мысль о сопротивлении, благодаря увещаниям первосвященника Иоазара, сына Боэта. Уступая увещаниям Иоазара, они, наконец, беспрепятственно допустили расценку своего имущества», – пишет Иосиф Флавий в «Иудейских древностях».

Так рачительная забота чиновников о государственном имуществе послужила исполнению пророчества – именно Вифлеем стал местом рождения Христа.

Первые мученики

С самого Рождения Христос приносит на землю не только мир, но и разделение. Волхвы проделывают огромный путь, чтобы поклониться Богомладенцу и принести свои дары – золото, ладан и смирну. А Ирод – правитель, не имеющий законных прав на престол, – лишь ненависть. Его злоба стоит жизни невинным Вифлеемским младенцам – первым мученикам за Христа. И об этом мы также слышим в богослужебных текстах.

«Удивляшеся Ирод, / зря волхвов благочестие, / и, гневом побеждаемь, / лета испыташе разстояния; / матери безчадствуемы бываху, / и безвременный возраст младенцев горце пожинашеся, / сосцы ссыхахуся, / и источницы млечнии удержавахуся, / велие бяше лютое. / Темже благочестно, вернии, сошедшеся, / поклонимся Христову Рождеству». (Перевод: «Поражался Ирод, / видя волхвов благочестие, / но, гневом побеждаемый, / точно время прошедшее рассчитывал; / матери детей лишались, / и несозревшие возрастом младенцы горестно сжинались, / сосцы иссыхали, / и потоки молока иссякали, / великий был ужас! / Мы же, верные, сойдясь благоговейно, / поклонимся Христову Рождеству»).

Радуйтесь о празднике

Но все-таки в этой праздничной картине намного больше светлых и ярких красок. Весь мир радуется, может, даже не понимая еще причины своей радости. «Господу Иисусу рождшуся от Святыя Девы, / просветишася всячeская: / пастырeм бо свиряющим и волхвом покланяющимся, / Ангелом воспевающим, Ирод мятяшеся, / яко Бог во плоти явися, / Спас душ наших». (Перевод: «С рождением Господа Иисуса от святой Девы / просветился весь мир: / пастухи играли на свирелях и волхвы поклонялись, / Ангелы воспевали – но Ирод тревожился, / что Бог во плоти явился, / Спаситель душ наших»).

Рождество входит и в жизнь каждого из нас, мы встречаем его, радуемся и веселимся. И должны не забывать об этой радости, даже когда она пройдет – уверен епископ Пахомий: «В те трудные моменты жизни, когда человека посещает искушение, когда к нам приходит скорбь, болезнь, какой-то труд, – чтобы в эти мгновения мы тоже не забывали о Боге, что Он рядом с нами, что Он пришел в мир не просто так, что Он пришел ради каждого из нас. Сам стал человеком – бесконечно великий, могущественный Господь».

Звезда Рождества светит нам в эти дни не только на небе, но в наших сердцах, в наших душах. И свет этот, и эта радость находят свое отражение в прекрасных словах богослужения.

 

Пресс-служба Покровской епархии
Поделиться в: