Подвиг, которому всегда есть место в жизни
Это был долгожданный фильм. Премьеру картины, снятой режиссером Айнуром Аскаровым по мотивам повести башкирского писателя Мустая Карима «Таганок», несколько раз по разным причинам откладывали. Но режиссер терпеливо ждал — так хотелось показать зрителю фильм о смелости, мужестве и настоящей дружбе. А вместе с автором и его командой ждали и мы, зрители — и не зря. «Отряд Таганок» — понятное каждому кино, рассказывающее просто о самых важных ценностях, о которых мы, повзрослев, к сожалению, порой забываем.
«Приходилось ли вам бывать в ауле Беркутный? Как же вы можете жить, не побывав в одном из самых красивых аулов на свете?» — с этих слов рассказчика начинается фильм «Отряд Таганок». Мы видим обычную башкирскую деревню, мирную жизнь с ее повседневными заботами и необыкновенной красоты пейзажи. С первых же кадров картина уносит взрослого зрителя в его прошлое, мы на некоторое время ощущаем себя непоседливыми беззаботными детьми, так похожими на тех, что, может быть, сидят с нами рядом. Ведь «Отряд Таганок» — это фильм для семейного просмотра. И в этом его особая ценность.
Главные герои картины — три мальчика: Габдула, Вазир и Айдар — настоящие сорванцы, они каждый день ищут приключений и находят их. Однажды кочующий киномеханик Шарифулла Агай привозит в аул фильм «Тимур и его команда». После просмотра картины ребята, вдохновленные героями Аркадия Гайдара, понимают, что тоже должны совершить подвиг. Какой? Подскажет древняя местная легенда. Мальчишки решаются отправиться на гору Кирамет, чтобы заселить озеро на ее вершине рыбками и тем самым спасти гору от обрушения — ведь если эта природная катастрофа произойдет, то обломки могут завалить аул у ее подножия. Такой вот экологический подвиг. План есть, команда тоже, но оказывается, что совершать подвиги непросто. То друг подведет, то разъяренный бык нападет. Как будут бороться за свою мечту мальчишки, мы увидим, и не раз за время этого кинопутешествия вздрогнем и вздохнем. Иногда будет реально страшно. Часто — весело. Но из этого и складывается жизнь, а найдется ли в ней место для подвига, зависит от каждого из нас. Не случайно слоган фильма «Каждому пацану нужен подвиг!».
Создатель фильма Айнур Аскаров в одном из интервью говорит: «“Отряд Таганок” — это кино о дружбе, о том, что мечты сбываются, если в них по-настоящему верить, о том, что целей можно достичь, если делать все от тебя зависящее для их достижения». А можно сказать иначе: «Делай, что должно, и будь, что будет». То, что именно так нужно жить, однажды понимает один из героев фильма, маленький Якуп.
Якуп, по прозвищу Примерный — самый правильный мальчик на свете, по мнению его мамы. Да и жители деревни это лестное мнение разделяют и ставят Якупа своим сыновьям в пример. Он не ходит далеко гулять, во всем слушает старших и даже с ребятами не дружит, ведь мама сказала, что они «научат его плохому». Представляете, как относятся к паиньке Якупу остальные мальчишки?.. И все же Габдула и Айдар возьмут Якупа в свой «Отряд Таганок», когда ряды их команды поредеют из-за предательства Вазира.
Кинолента подкупает не только красотой картинки и реалистичностью бытописания. Сильной оказалась и игра юных актеров. Чего только стоит сцена, когда мальчишки приходят в больницу навестить товарища. Ильяс Киньябулатов (Якуп) очень искренне передал чувство досады, сдерживая слезы перед грозной санитаркой.
Почему эта картина имеет отклик не только у юного, но и у взрослого зрителя? Потому что она позволяет нам вернуться в детство. Ведь мы когда-то тоже были детьми, мечтали о подвигах, что-то придумывали, ошибались и побеждали. И во всем этом мы были искренними. Остались ли мы такими, когда выросли? Что бы мы сказали себе двенадцатилетним сегодня?
А детям создатели картины показывают героев, у которых, как и у них, есть хозяйственные дела, конфликты со взрослыми, дружба, споры, игры, рыбалка, покорение вершины — и всё это важные события, из которых складывается жизнь. Мы видим, как исправляется Вазир, как становится мудрее Габдула, как Якуп открывает в себе лидерство, и во вчерашнем «маменькином сынке» просыпаются храбрость и ответственность.
Кроме главных героев — мальчишек — есть в фильме еще один важный персонаж. Это бык по кличке Гитлер, который периодически врывается в размеренную жизнь аула и устраивает беспорядки: то киносеанс на середине оборвет, то на рога кого-нибудь поднимет. И, кажется, нет от этого рогатого чудовища спасения — не только ребята его боятся, но и взрослые. Но оказывается, что именно действия Гитлера позволяют персонажам фильма раскрыться с той стороны, с какой они бы ни за что не раскрылись, если бы не созданная быком опасная ситуация. Лишь одному человеку подчиняется Гитлер — хромому пастуху Хамзе, который в человеконенавистничестве, кажется, даже превосходит своего «любимца». Оказывается, в молодости Хамза услышал красивую легенду, в которую поверил, но жизнь показала, что эта история всего лишь сказка. Грубая реальность, как считает пастух, сломала его жизнь. И живет он, ненавидящий всех и ненавидимый всеми, не замечая красоты родной земли, не радуясь радостями односельчан, и даже ребята, играющие недалеко от пастбища, вызывают у него раздражение. Эти два «злодея» играют в фильме очень важную роль, показывая, как по-разному люди проживают испытания. Как дети быстро забывают обиды, и как долго хранят их в сердце взрослые! Кто из них счастливей?..
Мир детей и мир взрослых в фильме выписаны разными красками. Если картины детства — это щедро залитый солнцем луг, то жизнь взрослых — это пахнущая хлоркой больничная палата. Взрослые в картине очень суровы и часто либо паникуют, либо бранятся. Почему они такие? Боль от прожитой войны заставляет их все время быть настороже, быть готовыми к обороне. Да и мужского воспитания явно не хватает. Далеко не все отцы вернулись с войны, а матери с сорванцами не справляются. «Мальчик без отца, что конь без узды — совсем перестал слушаться», — говорит один из персонажей фильма. А еще взрослые охвачены страхами за жизни своих детей, и именно ощущение, что мир опасен, заставляет их воспитывать детей «кнутом». Они искренне считают, что наказав, ударив, сделают детей послушными и правильными, что это удержит ребенка рядом с ними и тем самым спасет ему жизнь. Но послушный не значит добрый, не значит сильный. Показывая суровые сцены «воспитания», которые невозможно смотреть без жалости и возмущения, режиссер пытается достучаться до родителей, просит их быть бережнее к внутреннему миру ребенка, учит видеть в «сорванцах» тех, кто однажды примет из родительских рук ответственность за свой город, страну, за этот мир, и эта ответственность потребует от выросшего человека не только умения слушаться, но и мужества, находчивости, а порой и отваги.
В фильме «Отряд Таганок», в отличие от книги Мустая Карима, есть эпизод с покорением горы Кирамет. Это логическое завершение сюжета еще раз раскрывает перед нами каждого персонажа, особенно «примерного» Якупа. Радость от побед, гордость за себя и за друга — эти важные моменты в послевоенные годы формировали личности многих ребят. Когда рядом озлобленные или грустные взрослые, еще не оправившиеся от ужасов войны, дети черпают друг в друге веру в жизнь, раскрашивая будни в яркие краски.
«Пройдут годы. Эти мальчики вырастут и станут джигитами. Они будут подниматься на новые вершины, более высокие, чем гора Кирамет, они оживят не одно озеро и украсят не только землю, но и небо. Вы верите этому? Я верю», — так заканчивается фильм. Создатели фильма верят в этих ребят, пусть они и выглядят в глазах взрослых непослушными, «неправильными». Но именно за этими детьми будущее — то светлое будущее, о котором мечтают эти самые сердитые взрослые.
12 января 2023 г.