Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Святой Нектарий Эгинский считал, что отчаяние побеждается познанием себя

 
В 1904 году будущий святой Нектарий Эгинский написал богословский труд «О познании себя» – практическое руководство для тех, кто хочет навести порядок в своей душе. Фрагменты этого сочинения в переводе священника Александра Сергеева публикует портал miloserdie.ru.
Святой Нектарий Эгинский (1846-1920) жил так, будто мирских условностей и вызываемых ими радостей и огорчений не существовало: сделал быструю церковную карьеру, но был оклеветан и смиренно перенес это. Большую часть жизни святой Нектарий провел в бедности и неустроенности, несмотря на сан митрополита. Но то, что человек праведный, было очевидно всем вокруг.

Еще детстве он написал письмо, простодушно адресованное «Господу Иисусу Христу на Небо», а став директором семинарии, тайком мыл в ней туалет, чтобы облегчить жизнь уборщику, в старости своими руками замешивал строительный раствор для строительства храма.

В общем, как говорил «старший» современник митрополита Нектария святитель Игнатий (Брянчанинов), «спасение – дело простое; только эта простота не дешево дается. Да и тот, у кого шея не вытерта хорошенько скорбями, не дает должной цены этой простоте».

Бог прославил святого Нектария многими чудесами при жизни, а после смерти его тело более 20 лет было нетленным. До сих пор в Греции говорят: «Нет болезни, в которой святой Нектарий не мог бы помочь».

 

Счастье — внутри нас. Несчастье тоже

Несмотря на трудную жизнь владыка Нектарий, по словам современников, буквально светился добротой и радостью. Он был убежден: источник счастья (как и несчастья) находится в нас самих.

«Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя, – писал святитель, – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет…».

В 1904 году святитель Нектарий написал богословский труд «О познании себя» – руководство для тех, кто хочет навести порядок в своей душе. Изучив «человеческую природу и нравственные силы души» он в трех разделах («вера», «надежда», «любовь») описал особенности каждой добродетели и порока. Знакомясь с ними, человек, по замыслу святого, должен был лучше узнать себя, свои страсти и грехи, и осознанно обратиться к Господу для избавления от них.

В чем наша первая обязанность?

Святой Нектарий Эгинский

Вводная или, как сказали бы сейчас, мотивационная часть труда святителя Нектария читается так, будто ее писали для нас, людей из XXI века. Ведь за последние сто лет хаос в уме и сердце стал еще более распространенным состоянием.

«Чел­овек, не знающий себ­я, взволнован, он ве­дёт себя неприлично и не имеет почтения к Богу. Он постоянно напряжён как струна, он гордится тем, что представляет собой нечто великое, явл­яясь незначительным, он возвышается и ве­личается собой, хотя является последним из всех. Из того что он говорит открывае­тся его невежество и глупость», – так описывал святитель состояние современников.

Такой человек «колеблется по жиз­ни, спотыкаясь на ка­ждом шагу. Он спотык­ается, падает и разб­ивается, постоянно и ежедневно, взращивая в себе скорбь и го­речь, наполняя ими своё сердце и страдая из-за этого, и вооб­ще, живя неполноценн­ой жизнью, как будто он вовсе и не живёт».

Выход святой видел в том, чтобы посмотреть внутрь себя.

«Глубокое познание се­бя – это первейшая обязанность человека. Без самопознания он запутывается в собст­венных мыслях, он бу­квально охвачен свои­ми страстями, его му­чают и терзают порыв­истые желания, от ко­торых он сильно и бе­сцельно страдает. Всё по жизни у него ид­ёт не гладко, его жи­знь – это непрерывные забавы, занятость пустым и постоянные ошибки».

Не узнаешь себя — не встретишь Бога

Внутренняя неустроенность, по мнению святителя Нектария, не только мешает в повседневных делах, но и становятся препятствием для встречи с Господом:

«Кто безразличен по отношению к себе, тот безразличен и к Бог­у, а тот, кто безраз­личен к Богу, тот по­лностью безразличен к истине и природе вещей. Это одна из пр­ичин почему человек (не знающий себя – прим.ред.) ид­ёт по жизни подобно путнику, заблудившем­уся в пустыне.

В чем свойства истинной веры? 

Всякий кто не знает самого себя всегда согрешает против Бога, уходит от Него дал­еко, всё дальше и дальше, потому что не знает природы ве­щей и каковы они есть в действительности, он не в состоянии оценить их, и отличи­ть ничего нестоящего от стоящего от того, что не имеет ценности».

Познание себя для святителя Нектария – прежде всего, изучение своего нравственного состояния. Пока человек обращает внимание только на «симптомы» – беспокойство, страх, суетливость, тревогу и так далее, он не видит корень своих проблем, а значит, не может обратиться к Богу за их разрешением.

«Человек, который не стремится познать се­бя, игнорирует свое нравственное состоян­ие. И тот, кто игнор­ирует его, не понима­ет, почему он нравст­венно болен, что душа его ужасно страдает и ее покрывает мра­к. Но какое общение может существовать между светом и тьмой?»

Темный образ отчаяния

У раки с мощами святителя Нектария
У раки с мощами святителя Нектария. Фото: https://filoiperiigites.com/

Например, одна из страстей, которая разрушает самый фундамент духовной жизни – отчаяние. Из жития преподобного Нектария мы знаем, что он был глубоко верующим с детства, что все неприятности он переносил с доверием к Господу. В то же время ему были знакомы все грани страдания, в том числе, то состояние души, которое лишает надежды на Бога. Вот что писал святой:

«Отчаяние! Твое имя выражает отрицание всего, отрицание надежды, отрицание неба, отрицание Творца мира и это твое отрицание выражается в твоем непочтение к Богу, – писал святитель. Ты отказываешься от Его промысла и Его всемогущества и отрицаешь существования Спасителя Христа… Твоя работа – разрушение, и твоя миссия – уничтожение.

Ты мужественных соделываешь трусливыми, смелых соделываешь робкими, устрашаешь храбрых. Тех, кто уже состарился и идут к концу своей жизни, даже только имя твое уже обременяет мрачными мыслями. Молодых, находящихся в расцвете жизненных сил, ты стараешься запугать, девиц, стремящихся к порядочности и добродетели, ты бросаешь в отчаяние и предаешь разврату. Ты наводишь мысли о смерти на тех, кто не страдает, а несчастных страдальцев ты побуждаешь поднять свою руку против их собственной жизни».

Преодолеть это безнадежное состояние, по мысли святителя, можно через надежду на Господа. Но получить доступ к Божественной помощи можно только через установление порядка в своей душе, которое начинается с честного признания страсти – страстью, греха – грехом, отчаяния – отчаянием.

В ответ приходит божественное утешение: «Надежда на Бога дает жизнь тому, кто уже изнеможден от усталости и благодаря ей, человек с новыми силами восстанавливает свои напряженные нервы. Надежда на Бога устраняет мрачное и ужасное отчаяние и привлекает к человеку Божественную милость и спасение.

Надеющийся на Господа не ошибается. Его надежда никогда не умирает. Бог есть его ожидание и неутолимое желание его сердца. К Нему воздыхает его сердце весь день: «Господи, не медли, восстань, поспеши, приди и устрани всякую нужду из моей души, изведи из темницы душу мою. Я буду славить Тебя от всего сердца, Господи. Все мои слова которые выйдут из уст моих, направлены к Тебе».

Но вовремя обратиться к Господу со всей силой и искренностью может лишь тот, кто внимателен и трезв по отношению к себе:

«Если человек не хочет познать себя, то с Богом он даже не может и встретиться­.​ Бог открывается тем, кто име­ет чистое сердце и усиленно и с верой пр­осит об этом», – наставлял святитель.

священник Александр Сергеев (текст и фото), редактор Мария ХОРЬКОВА

Поделиться в: