Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Великое служение

У преподобного Сергия Радонежского по обещанию Господа было множество учеников. Многие из них рассеялись по всей земле для распространения заветов святого, а некоторые до гроба подвизались в родной обители — Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Среди последних — преподобный Никон Радонежский, чью память Церковь молитвенно чтит 30 ноября.


Будущий преподобный родился в 1350 году недалеко от Радонежа, в городе Юрьеве-Польском. С детства он слышал много рассказов о великом Радонежском подвижнике — преподобном Сергии — и мечтал стать его учеником.

Покинув родительский дом, Никон пошел в обитель преподобного Сергия, желая поскорее его увидеть и принять от него иноческий постриг. Но святой не принял его. Провидя в нем будущего великого подвижника, он решил испытать его смирение и терпение, отослав Никона к своему ученику — преподобному Афанасию Высоцкому, игумену Серпуховского монастыря. Юноша беспрекословно подчинился, приняв происходящее как волю Божию, хотя даже и не знал, к кому его направляют.

В Серпуховском монастыре молодой послушник учился молитве, изучал Священное Писание. Под духовным руководством преподобного Афанасия он находился до тридцати лет, а затем был рукоположен во иеромонаха. Игумен Афанасий любил святого Никона, но душа инока стремилась в пустынь преподобного Сергия. Получив благословение, Никон снова пришел к нему в обитель.

На этот раз Троицкий игумен с радостью принял окрепшего духовно святого Никона и через некоторое время даже поселил его в своей келье, что способствовало еще большему духовному росту молодого иеромонаха. Видя возрастание своего ученика, он возложил на него часть своих забот о братии, а впоследствии, за 6 месяцев до своей кончины (в 1392 году), полностью передал ему начальство над обителью.

Став игуменом, преподобный Никон поддерживал все, что было установлено учителем: любил молитву и пост, трудился наравне с братией, выполняя все наставления и заповеди Игумена земли Русской. Вскоре со всех окрестностей стали приходить к настоятелю люди за советами и духовной помощью. Тяготясь известностью и стремясь к безмолвию, он предоставил братии избрать другого игумена и ушел в затвор. В безмолвии он провел шесть лет. Когда же настоятель Савва отказался от должности, братия убедили Никона опять принять на себя труды игумена.

В конце 1408 года Русь постигло нашествие хана Эдигея. Во сне преподобному Никону явились святители Московские Петр и Алексий с преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Уже через три года обитель была восстановлена и стала еще основательнее.

Но более всего преподобный заботился об устроении душевного спасения себе и другим. По его указаниям в обители, кроме многих богослужебных книг, списаны были: два списка «Лествицы» с главами преподобного Григория Синаита, поучения преподобного аввы Дорофея, «Диоптра» Филиппа пустынника с ответами аввы Варсонофия и с наставлениями аввы Исихия.

Преподобный Никон обрел нетленные мощи своего любимого духовного отца, над которыми в 1422 году воздвиг каменный Троицкий храм «в честь и похвалу» основателю монастыря, в котором и по сей день покоятся мощи преподобного Сергия. Для украшения храма игумен Никон пригласил лучших иконописцев того времени — Даниила Черного и преподобного Андрея Рублева.

Преподобный Никон унаследовал духовные дарования своего наставника — дары прозорливости и чудесных исцелений. По Руси разнеслась слава нового Радонежского духоносца. Его почитали вельможи, князья и сам великий князь Василий Димитриевич. К нему стекались толпы людей со своими телесными болезнями и душевными недугами, он стал наследником преподобного Сергия в старчестве — духовном окормлении русского народа.

До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. Перед своей смертью он просил братию строго соблюдать устав иноческой жизни, заведенный в монастыре. В особенности завещал он непременно соблюдать установленный в обители чин молитвы дневной и ночной, нечасто выходить из обители, хранить терпение в искушениях, оказывать неукоснительное повиновение начальствующим в обители, ненавидеть праздность — матерь всех пороков, любить же трудолюбие, соединяя его с пением священных псалмов, любить безмолвие. Прилагая к этому и наставление о человеколюбии, преподобный Никон сказал: «Если возможно, не отпускайте от себя никого с пустыми руками, дабы незаметно не оказать презрения Самому Христу, явившемуся вам под образом просящего».

17 (30) ноября 1426 года святой мирно скончался и был погребен близ раки преподобного Сергия. Спустя некоторое время иеромонах Пахомий Логофет написал житие и службу преподобному Никону, а в 1547 году было установлено его общецерковное почитание. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, в которой сегодня под спудом хранятся и его святые мощи.

Найти для себя достойного наставника и всецело подчинить ему свою волю — в этом святые отцы Церкви полагают вернейший залог спасения души. Такой путь избрал для себя и преподобный Никон. Следуя своему великому учителю, он достиг спасения и просиял в Небесном Царстве.

Подготовила Наталия Бондаренко


Оставить комментарий
Поделиться в: