Готовимся к Рождеству с детьми
В нашей традиции есть представление о том, что к великим вехам ведет великий путь. А что значит «подготовиться к празднику»? Дети обычно отвечают: значит, привести все в порядок — надо дом убрать, украсить. А если мы при этом друг другу нагрубили, обидели, будет у нас праздник? Оказывается, еще душу в порядок надо привести. И поэтому Рождественский пост — это время приготовления души к радостному восприятию праздника. А для педагога, работающего с дошкольниками, — это возможность поговорить об очень важных вещах.
Звездочки радости
Ожидание делает праздник праздником. И это нужно использовать как определенный методический прием, наполняя занятие смыслами, связанными с содержанием праздника. И когда ребенок узнает эти смыслы, он становится на «ты» со своей традицией, он понимает пространство храма, понимает язык изображений.
Когда мы говорим с малышами, им сложно объяснить, что постом нужно стать лучше. Ведь каждый из них себя воспринимает хорошим. И неслучайно в Церкви принято исповедоваться с семи лет. Это значит, что для того чтобы мужественно сказать в семь лет о себе плохое, у ребенка к этому времени должно сформироваться четкое различение добра и зла и понимание, что зло не вне его, а что оно прорастает в его сердце и он хочет с ним бороться. Сколько у педагога дошкольного образования времени, чтобы воспитать это понимание? С трех до шести лет, у семьи — семь лет.
Поэтому с малышами мы говорим не о том, что нужно стать лучше за пост, а о том, что нужно мамины улыбки видеть чаще, чтобы радости в доме прибавлялось. И о том, что для этого нужно сделать, а что делать нельзя. Поэтому, готовясь к празднику, мы зажигаем звездочки на календаре Рождественского поста. Мы становимся на эту дорогу, чтобы к празднику принести радость. Перед ребенком открывается путь, большая задача, и жизнь становится осознанной.
В первый день Рождественского поста, 28 ноября, зажигается маленькая звездочка, которую еще надо отыскать. Но то, что она появилась на окошке студии или на потолке, это весть о том, что наступило особое время. А для педагога это повод для целого спектра видов деятельности вместе с детьми.
Звездочка зажглась, и это наш первый шаг к светлому празднику, который будет, когда мы сделаем 40 шагов. Мы идем к празднику Рождества. А что это за слово такое — «рождество»? День рождения. А что же это за День Рождения, который собирает столько людей по всему миру? Даже ночью люди приходят в храм, чтобы отметить этот праздник. И начинаем мы с беседы о Вифлеемской звезде, глядя на икону.
После беседы дети делают звездочки. Подмечают вокруг себя то, из чего соткана добрая ткань жизни, и учатся за это благодарить. Каждый день мы садимся с детьми в круг, ставим икону, зажигаем фонарик, создавая атмосферу доверительного общения. И обсуждаем: как мы готовимся к празднику? Зажигаем звездочки добрых дел на небе. А небо нарисовано на листке ватмана, там же снежное поле, по которому вьется дорога поста. Недели на ней отделяют верстовые столбики или елочки, мы можем двигаться по ней на саночках, а впереди нас ждет часовенка с закрытыми дверями. Но если открыть их и подглядеть, то можно увидеть икону Рождества.
Вестники праздника
Каждую неделю мы узнаем что-то новое о Рождестве. У каждого праздника есть свои вестники, мы делаем их своими руками. Первый вестник — звезды, которые позволяют нам говорить о чуде Вифлеемской звезды, о том свете, за которым встали и пошли мудрецы из дальних земель. И мы на эту звезду смотрим и помним о Том, Кого нам надо искать. Звезды выполняем в разных техниках. То есть не просто сделали звездочки и ангелочков, а объединили все в единый рассказ, провели системное занятие.
Следующие вестники — Ангелы. Если каждый сделает одного ангела и повесит его на обруч из ветвей березы, перевитый голубой лентой, то получится целое ангельское воинство. Мы обсуждаем с детьми, что за крылатые существа изображены на иконе. Это Ангелы, а «Ангел» значит «вестник». В Библии говорится о том, что Ангелы приносят людям вести от Бога. Рассматриваем иконы Благовещения, Рождества, Воскресения Христова, обсуждаем, какие вести принесли Ангелы, читаем Евангелие.
Наша приуготовительная к Рождеству традиция вся поющая, вся мелодичная. Ведь христославия — это не только те радостные песни, которые могут быть исполнены, когда праздник уже наступил. Есть множество христославий, которые не столь бодрые и танцевальные, потому их можно начинать петь уже постом. Они более мелодичны, напевны, и в них разворачивается вся история Рождества:
Пастухи у стада
В эту ночь не спали,
Святый Ангел прилетел к ним,
Из небесной светлой дали.
Страх объял великий
Тех детей пустыни.
Он сказал им: «О, не бойтесь –
Всему миру радость ныне.
Ныне Бог родился,
Людям во спасенье;
Вы пойдите, посмотрите
На великое смирение».
Нужно подобрать христославия, которые сопровождали бы занятия, помогали вам рассказывать истории, сплетать их между собой, чтобы не было отдельных уроков, а было единое занятие.
В вышине небесной
Много звезд горит,
Но одна всех ярче
Радостью блестит.
То звезда Младенца
И Царя царей –
В ясли Он положен
Матерью Своей.
И волхвы с востока
За Звездой идут,
И дары с любовью
Господу несут.
Мы делаем на рукоделье дары и беседуем о волхвах, которые всю мудрость свою сложили к ногам Младенца. Потому что Сам Бог пришел на землю. И мы с детьми тоже делаем дары тем, кого любим. Причем делаем это втайне от родителей, прячем подарки в шкатулки и мешочки. Дети это очень любят, но их нужно научить дарить, радоваться этому не меньше, чем когда подарок дарят им.
Обязательно обсуждаем с детьми: почему на Рождество наряжают елку? Потому что вечнозеленые ветви ели — это напоминание о том, в какую жизнь открывает дорогу Своим Рождеством и Воскресением Христос — в жизнь вечную, которой конца не будет. Со всех деревьев листочки опадают и напоминают нам о бренности. А елка говорит о вечности. Поэтому мы украшаем елки в храме и дома. Круг из веток ели, который принято делать на Западе, — тоже символ вечности, бесконечности. Напоминание: «Человек, ты в вечности живешь. Найди туда дорогу». Потому что есть два пути — принять Того, Кто нам эту дорогу открыл, или отвергнуть. И каждый человек свой путь выбирает.
Скоро наступит Рождество…
Прежде чем рассказать о Рождественском вертепе, который мы тоже делаем с детьми, хочу отметить, как важно ответственно отнестись к выбору вертепной истории. Очень часто преподаватели, почувствовав, что в нашей традиции заложено что-то такое, что им в помощь, начинают неизбирательно относиться к традиции. А ведь что такое культура? Это поле неоднородное, и растут там и прекрасные маки, и целебная мята, и чертополох, а пустоцветов сколько! В этом поле нашей культуры — и матерные частушки, и скабрезные анекдоты, и порой непростые отношения между старшими и младшими. Все это есть наряду со многими прекрасными и замечательными явлениями. Культура — это поле ценностей и смыслов, она помогает человеку быть человеком, народу быть народом. И нам, педагогам, надо брать то, что этому ядру ценностному не противоречит.
Сюжет традиционной вертепной истории, которую радостно выбирают многие педагоги, состоит в следующем. К царю Ироду приходит мать Рахиль и говорит: «Твои воины хотят убить мое дитя. Дай ему хоть три денечка пожить». А Ирод отвечает: «Да я и трех минут не дам». Мать просит два дня, потом один. Ирод отказывает и отдает приказ воину. Воин за сценой убивает дитя. Потом идет песня-плач Рахили. А потом эта сцена повторяется в зеркальном отображении, когда к Ироду приходит смерть. Царь просит три дня, два, один. А смерть подхватила царя и в ад унесла. Так вот, я убеждена, что эта история не для дошкольников. Потому что мы говорим о радости Рождества, о светлом празднике. Потому что наша православная традиция окрыляет человека, Небо ему открывает. Наша вера знает страх Божий, но не в том житейском, упрощенном понимании. А эта история не о радости. Ее можно рассказать уже более старшим детям, но не как основное повествование о празднике.
Рождественский вертеп тоже может помочь нам построить разговор с детьми. Как правило, преподаватели показывают на праздник вертепное представление. Но ведь вертеп — это тоже повод для целого ряда видов деятельности. После разглядывания иконы мы начинаем с детьми творить вертепное пространство. Взяли коробку из-под телевизора и большими кисточками начинаем раскрашивать. А в какие цвета? Можно разными, но интересно заглянуть в сегодняшний Вифлеем и узнать, что такое пещера, как она выглядит. Затем из коричневого пластилина прикрепляем бляшки и на них накладываем скорлупки от грецких орехов. А можем залить монтажной пеной и потом раскрасить.
Внутри выкладываем травку, плетем из нее коврики. Лепим барашков. Делаем ясельки и рассказываем о том, что это такое. Но Младенца там нет, Он там появится на Рождество. Вспоминаем, сколько осталось шагов до этого. Дети очень ждут.
Пастухи могут греться в вертепе, а вот волхвы двигаются потихоньку к вертепу, подогревая ожидание праздника. Дети спрашивают: «Ну, когда же?». А воспитатель напевает:
Падает снег, всюду светло,
Скоро наступит Рождество…
Когда дети чего-то очень ждут, оно должно наступить. Вот они приходят в группу на Рождественской неделе и обнаруживают вертеп преображенным. Воспитатель уже без них обвил гирляндой вертеп, золотой фольгой внутреннюю стенку обклеил и поставил икону Рождества. Не надо заполнять пространство вертепа куколками. У нас есть прекрасный образ, и пусть он у детей запечатлеется.
И ребенок видит: все сияет, пришли пастухи, волхвы, домашние животные смотрят на ясли. И мы с детьми встали и запели:
Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
«Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!»
Пастыри в пещеру первые пришли
И Младенца Бога с Матерью нашли,
Стояли, молились, Христу поклонились —
Днесь Христово Рождество!
А дальше и игры, и песни, и танцы…
5 декабря 2014 г.