Верный преемник апостолов
Многим может показаться необычным, что среди святых, почитаемых Русской Православной Церковью, есть римские папы. И действительно, до раскола христианской Церкви западные святые включались в православные святцы и почитались как защитники Православия от ересей. Среди них — священномученик Климент, папа Римский, чью память верующие чтят 8 декабря.
Будущий святитель родился в Риме в богатой и знатной семье, однако с детства воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Многие жизненные пути открывались ему. Но ни языческая религия, ни философия не давали ему удовлетворительного ответа на вопрос о том, что происходит с людьми после смерти.
Когда Клименту исполнилось 24 года, он услышал о пришествии Христа в мир и решил узнать подробнее о Его учении, для чего отправился на Восток. В Александрии он слушал проповеди апостола Варнавы, а в Иудее нашел святого апостола Петра, принял от него Крещение и присоединился к его ученикам. Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказались два его брата-близнеца, чуть позже он нашел и родителей. После этого чудесного события вся семья приняла христианство.
Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукоположил своего ближайшего ученика во епископа. На Римской кафедре епископ Климент находился с 92 по 101 год. Его добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг многих обратили ко Христу. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Язычники, видя успехи проповеди, донесли на святителя императору Траяну, обвинив его в том, что он хулит языческих богов. Император в гневе изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на пожизненную каторгу в Инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. В то время это было традиционное место ссылки христиан. Пораженный силой веры святого, он произнес ему вслед: «Бог, которому ты служишь всем сердцем, да поможет тебе в твоем изгнании». Многие из учеников святого последовали за ним.
Прибыв на место, святой Климент стал работать наравне с другими ссыльными. Каторжники работали в очень тяжелых условиях, практически не имея воды. Видя их страдания, святой помолился вместе с осужденными, и Господь явил ему место источника, из которого излился целый поток. Воды его обладали целительной силой. Это чудо привлекло множество людей. Каждый день в источнике крестилось по 500 человек и более. Прямо в каменоломнях был вырублен храм, в котором проповедовал святой.
За время, проведенное в ссылке, он создал в Херсонесе большую общину, насчитывавшую более 5000 христиан. В окрестностях города стараниями святого Климента было устроено 75 домовых храмов. Вскоре его апостольская деятельность в Крыму стала известна Траяну и вызвала страшный гнев императора. По его приказу в 101 году священномученик был утоплен. С якорем на шее его бросили в воды бухты, которая сейчас называется Казачьей.
Верующие стали молиться, чтобы Господь показал им тело святого мученика. Тогда море отступило от берега, и христиане увидели чудесную мраморную пещеру, где покоились его мощи. Ученикам тут же было дано откровение, что тело надо оставить здесь, а море теперь будет каждый год отступать на семь дней, чтобы верующие могли поклониться мощам. Все так и происходило до тех пор, когда в IX веке святыня стала недоступна для поклонения на целых 50 лет.
В то время Херсонес посетили равноапостольные учителя словенские Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия молиться об открытии святыни. После соборного служения на берегу в полночь на поверхности моря чудесно появились мощи святого. Святыня была перенесена в местную церковь Херсонеса.
Частицы мощей священномученика можно встретить в храмах по всему миру. Часть из них сразу же была перенесена в Рим, на родину святого, где и по сей день сохраняется в римской базилике святого Климента. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий лично передали мощи папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование. По мнению некоторых церковных историков, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской Церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке.
После захвата Херсонеса равноапостольным князем Владимиром в 988 году глава святого Климента была перенесена в Киев «на благословение себе и на освящение всем людям» как святыня вселенского значения, которая освящала деятельность князя по христианизации государства.
С XIII века мироточивая глава святого хранится в Дальних Пещерах Киево-Печерской Лавры. Частице мощей от честной главы священномученика также можно поклониться в Инкерманском Свято-Климентовском монастыре в Крыму.
* * *
Любовь не допускает разделения
Священномученик Климент одним из первых написал о важности апостольского преемства в своем «Послании к Коринфянам», которое древние христиане почитали наряду с новозаветными текстами.
Поводом для его написания послужили дошедшие до Рима известия о бесчинствах в среде коринфских христиан. Святой Климент обращается к христианам Коринфской Церкви как начальствующий, желая навести порядок в их делах. Как следует уже из первой главы, «немногие дерзкие и высокомерные люди» разожгли «неприличный и чуждый избранникам Божиим, преступный и нечестивый мятеж». Далее святой Климент пишет: «Люди бесчестные восстали против почтенных, бесславные — против славных, глупые — против разумных, молодые — против старших».
Конкретнее смута описана в XVII главе: «Постыдное, возлюбленные, и чрезвычайно постыдное и христианской жизни недостойное слышится дело: твердейшая и древняя Церковь Коринфская из-за одного или двух человек возмутилась против пресвитеров». Таким образом, смута проявилась в бунте против законно избранных священнослужителей, которых бунтовщики требовали отстранить от служения. Автор напоминает коринфянам, что церковная власть исходит от Бога через
Иисуса Христа, что преступно восставать против существующей законной власти и что священная иерархия одна может передавать власть в Церкви. Он порицает зачинщиков смуты и требует повиновения своим словам.
Святой Климент увещевает коринфских христиан преодолеть разделения и возвратиться к братолюбивой жизни. Призывая присоединиться «к невинным и праведным», он пишет: «К чему у вас распри, гнев, несогласия, разделения, война? Не одного ли Бога и одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати излит на нас, не одно ли призвание во Христе? Для чего раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела и до такого доходим безумия, что забываем, что мы друг другу члены?».
Святой Климент также говорит о необходимости для христиан искать не своей, а общей пользы, а виновникам раздора напоминает, что они должны «иметь в виду общую надежду. Ибо провождающие жизнь со страхом и любовью лучше хотят сами подвергнуться неприятностям, нежели подвергнуть ближних своих, и охотнее на себя примут осуждение, нежели на преданное нам доброе и святое согласие».
Необходимость единства Церкви, обеспечиваемого церковной иерархией, — одна из важнейших идей послания. Обосновывая важность церковного единства, святой Климент подводит к мысли о том, что любовь, соединяющая нас с Богом, «не допускает разделения», а «без любви нет ничего благоугодного Богу».
Подготовила Наталия Бондаренко
8 декабря 2014 г.