Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Навстречу друг другу

Батюшка в миру — явление хоть и частое, но всегда вызывающее изумление и интерес. Появляясь на улице, в больнице, в школе или еще где-либо, он оказывается в центре внимания. Окружающие всегда чего-то от него ждут. Чего? Об этом мы решили спросить мирян. А священников — о том, насколько ожидания ближних совпадают с той миссией, которая возложена на них Христом.

 

Сердце исповеди

Священник Игорь Сергеев, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса):

— Мне кажется, стоит начать с того, чего от священника ждет Господь. Священник на исповеди — только свидетель. Об этом он упоминает в молитве перед совершением таинства. Если человек перед священником-свидетелем называет свои грехи и намерен с ними бороться, то это уже условие его соединения с Церковью Христовой. От исповедующего священника Бог ждет осознания его собственной греховности. Он допустил до служения такого же немощного человека для проявления снисхождения к кающимся. Принимая исповедь, батюшка должен видеть свою причастность к похожим или аналогичным грехам и также каяться перед Богом.

Священник может давать какие-то советы исповеднику, если тот видит грех, а его причину не понимает. Это делается для того, чтобы верующий не ошибался в дальнейшем. По мнению архимандрита Тихона Шевкунова, задача приходского священника — помочь человеку понять волю Божию. Это касается и епитимий, которые – не наказание, а лекарство. Епитимия дается только по силам человека и только в том случае, если он не пережил глубокого покаяния, а серьезный грех может повториться вновь.

Таинство исповеди начинается не в храме, а в тот момент, когда верующий, оценивая себя по заповедям Божиим и требованиям совести, понимает свое несовершенство. Завершается таинство покаянным чувством, которое является сердцем исповеди. Для обретения этого чувства и дано время говения, молитвы, примирения и стремления к совершенному выполнению заповедей, которые очень высоки.

Иногда батюшка вынужден играть роль шлагбаума. При рукоположении архиерей дает священнику частицу Тела Христова и говорит: «Приими залог сей и сохрани его даже до пришествия Господа нашего Иисуса Христа, ибо в нем потребуется у тебя отчет». То есть священнику нельзя без разбора причащать людей. Если человек приступает к таинству без подготовки, то батюшка, из чувства долга и любви к ближнему, вынужден отложить Причастие.

От священника люди ждут, прежде всего, любви, сострадания, сочувствия и молитвенного соучастия в таинстве. Наставления священника бывают как уместны, так и неуместны. В этом случае нужно иметь взаимное терпение и снисхождение друг к другу. Не следует забывать правила исповеди: нельзя превращать таинство в беседу, в хвастовство и самооправдание, называть грехи других людей, объясняя свое падение, нельзя охлаждать его рассуждениями и даже спором, ведь очень жаль терять драгоценные моменты предстояния перед Богом. Хорошие советы и размышления на эту тему дал священник Александр Ельчанинов в статье «Беседы перед исповедью».

Пасхальной радости и искреннего покаяния от мирянина ждет священник. Если человек холоден и формально относится к происходящему, то это тягостно и для него, и для батюшки. Если человеку нечего сказать, то он начинает фантазировать, выискивать в себе то, что не является грехом и покаянного чувства не вызывает. У христианина должно быть время, чтобы поработать над собой и своей душой, и тогда ему будет что с чувством и размышлением сказать на исповеди.

Георгий Вячеславович Шматко, студент второго курса Саратовской православной духовной семинарии:

— Исповедь для меня — прежде всего признание. Бог — наш Отец Небесный. Мы любим Его, как дети, которыми и являемся. Через исповедь я предстою перед Богом таким, какой я есть. Обличаю немощи, прошу помощи для преодоления, потому что хочу перемениться и стать достойным любви Отца. Под епитрахилью остро ощущается, что есть возможность начать все с чистого листа и исправиться. После таинства участие Бога в моей жизни становится еще более явным. Ты получаешь заступление, находишь в себе терпение, но стоит только прекратить это взаимодействие, как ты опять сбиваешься с пути и во всей мере ощущаешь, как страшно быть блудным сыном. Поэтому я жду на исповеди, что священник или сам укажет на корни сорняков, которые я не замечаю, и тем самым даст мне дальнейшее направление в духовной жизни, или поможет ответить на вопросы, показывая проблему со стороны, которую я бы вряд ли смог увидеть.

«Идите и научите…»

Протоиерей Александр Милованов, настоятель Свято-Воскресенского храма г. Покровска (Энгельса):

— Когда священник приходит в школу, то первая и самая распространенная реакция окружающих — интерес. Для них это ново и необычно. Душа по природе христианка, как писал философ Тертуллиан, и поэтому все люди ждут встречи со Христом. С другой стороны, сталкиваешься с людьми, воспринимающими веру как некие путы, сковывающие и держащие в подчинении. Это последствия советского прошлого.

Система воспитания — это система убеждения и понуждения. Молодежь в большинстве случаев к убеждению относится или прохладно, или безразлично. Им требуется понуждение. Часто в этом деле педагоги ждут помощи от священника. И здесь важно не наломать дров. Приведу трагикомичный эпизод из пастырской деятельности. Однажды я встречался с учащимися восьмых классов и сразу заметил, что в классе царит какая-то напряженность. Не могу сказать, что дети были агрессивны, но диалог не строился, и желания общаться не наблюдалось. Выяснилось, что перед мероприятием учительница сказала детям, что «наконец-то нашелся человек, который на вас повлияет, и вы будете вести себя достойно». Естественно, эти слова были восприняты как вызов, попытка ограничить свободу и возможность самовыражения. Священнику не стоит начинать диалог с нравственных установок, навязывая религиозные убеждения, лучше познакомиться с педагогами и учениками. И если возникло доверие, то можно и о высоких духовных вещах поговорить.

Чего ждут от священника? Подтверждения стереотипов. Вот придет батюшка и займется морализаторством. Некоторые ждут наставления и назидания. Некоторым просто любопытно понаблюдать за ситуацией. Но всегда нужно быть готовым, что общество неоднородно и имеет свои воззрения. Тем не менее, диалог строить необходимо — он принесет благие плоды.

Батюшка всегда должен радоваться, когда идет в школу, да и в любое общество, потому что это возможность обрести новых друзей, союзников, встретиться с педагогами — неравнодушными людьми, которые столько сил и времени отдают детям. Священник не должен заниматься методической работой, а педагог — духовничеством. Только дополняя друг друга, мы сможем достичь результатов в воспитании и образовании детей. Но главная обязанность священника — возвещать о Царствии Небесном, о Христе. Господь говорит: Итак, идите, научите все народы… (Мф. 28, 19). Слова батюшки всегда оставляют след в душах слушающих, ведь благодать Духа Святого всегда с нами. Но это не значит, что мы не должны готовиться к встрече. Нам нужно интересоваться, чем живет школа, и давать ответы на любые вопросы, в том числе и острые. Если люди не получат их от священника, то будут искать в мутных глубинах Интернета.

Оксана Владимировна Баландина, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей» р. п. Степное Советского района:

— Школу и Церковь объединяет одна цель – формирование личности. Школа заинтересована в том, чтобы выпускник получил прочные знания, выбрал профессию. Именно по этим критериям определяется качество работы учебного заведения и труда учителя. Вольно или невольно общество оценивает личность высотой его профессиональных достижений. А разве менее важно то, каким станет человек? В аттестате нет графы «честность», «доброта», «отзывчивость». Качества, которые формирует Церковь, имеют вневременное значение и не зависят от «социального заказа» эпохи. Они универсальны. По ним сличали и выстраивали свою жизнь сотни поколений наших предков. И отказаться от них в угоду сиюминутной «успешности» было бы непростительной ошибкой. Сейчас, когда всеобщая коммерциализация, рациональность, желание от жизни взять все и сразу завладевают душами наших детей, очень важно, чтобы кто-то говорил им о смирении и нестяжательстве, духовной чистоте, о качествах, которые всегда ценились в русском народе. Кто поможет привнести новый взгляд, новое слово и отношение к привычным для нас понятиям, придать более глубокое содержание темам школьной программы, рассказать о национальных ценностях, основанных на христианской морали, о духовной жизни? Думаю, что это может сделать только священнослужитель. Беседы с ним, даже не частые, глубоко врезаются в память детей. Удивление и настороженность при виде человека в церковном облачении обычно быстро проходят и уступают место живому и неподдельному интересу.

Без иллюзий

Священник Алексий Талалаев, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса):

— Обычно священника приглашают в больницу или больной, или его родственники. Человек воцерковленный принимает свою болезнь, как подобает христианину, и уповает на Бога. Если недуг неизлечим и ведет к смерти, он обращается к священнику, чтобы достойно подготовиться к этому событию: исповедаться, причаститься, пособороваться. Человек нецерковный или его близкие приглашают батюшку только после того, как им кто-то предложит это сделать.

Иногда приход священника воспринимается как вторжение в частную жизнь. Если человек не хочет общаться, значит, и не нужно навязываться. Также бессмысленно выгонять пациентов против их воли на молебен, ведь невольник — не богомольник. Не должно быть никакого насилия над личностью. Как сказано в Библии: Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине (Ис. 42, 3). И священник должен это понимать. Психика больного уязвима, и если ему говорить о покаянии во всей полноте и строгости, то он просто замкнется. Он и так болеет, чувствует себя наказанным. Сказав ему, что он наказан за свои грехи, священник только оттолкнет его и от Церкви, и от Бога. А он должен подойти к больному с бо/льшей любовью, пониманием и осторожностью. Священник обязан проповедовать покаяние, грех называть грехом, но делать это нужно по-разному. Можно начать разговор с каких-то отвлеченных тем, а потом уже переходить к диалогу о покаянии. Многое человеку будет сложно понять, но роль священника и заключается в том, чтобы подсказывать, направлять.

Священник может и сам приходить в больницу для духовного окормления пациентов и персонала. На этом принципе основана работа Покровского епархиального православного общества «Милосердие» во имя святителя Николая Чудотворца. Батюшки общаются с людьми, совершают молебны. От подобных встреч больные ждут одного — исцеления. С этим желанием они идут и в храм. Они не понимают, почему заболели, а выздороветь хотят только для того, чтобы вернуться к прежним делам, в которых нет места Богу. Получается, что недуг заставляет человека обратиться к Творцу. Конечно, для священника главное — проповедовать Христа и Его учение, призывать людей к покаянию и молитве через любовь и милосердие. Батюшка не должен создавать иллюзий и давать чрезмерную надежду на чудо. Человека ждет вечная жизнь, и важно то, каким он в нее войдет. Поэтому больным нужно объяснять, для чего мы живем, и что настоящее чудо — вечная жизнь со Христом.

Жанна Артуровна Кузнецова, старшая медицинская сестра ЛОР-отделения МУЗ «Городская больница № 2» г. Покровска (Энгельса):

— Мне приходилось сталкиваться с разными пациентами: это люди с сердечными, неврологическими, онкологическими заболеваниями. Как правило, пожилые пациенты удивляются, увидев батюшку в больнице, но быстро переходят к открытому и душевному общению. Они ждут помощи, участия, совета, делятся проблемами. Но больше всего они ждут ответа на вопрос, который их мучает: за что им послана болезнь.

Больные онкологией с радостью принимают священника. Они охотно исповедуются и причащаются, потому что как никто другой знают, насколько дорог каждый день жизни. Они ждут чуда и видят в батюшке посланника Божия. Многие пациенты ставят иконки на тумбочки, учатся читать молитвы, а вот молодые люди к появлению батюшки в основном относятся с недоумением. Заметно, что им интересно, но они стесняются. Мне кажется, из-за того, что у них нет опыта общения со священнослужителем.

Помню, как я ждала прихода батюшки в больницу, чтобы он пособоровал мою дочку, которая умирала от рака. Пригласить священника мне посоветовал коллега. Я не знала, что это за таинство, не знала, как отреагирует дочь, ведь на тот момент она не верила в Бога. Мы с трепетом ожидали встречи, переживали, но когда увидели священника — с добрыми глазами, в скромной рясе, — на душе стало спокойно. Потом мы встречались еще несколько раз в больнице. Ему радовались все пациенты. Каждый хотел пообщаться, исповедаться и причаститься. Я считаю, что отделения, где находятся тяжелобольные, обязательно должен посещать священник. Он поддерживает пациентов, учит терпению по отношению к родственникам, сотрудникам, к своей болезни, знакомит с основами веры, и все это заметно отражается на их поведении.

Подготовила Дарья Хохлова

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: