Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

О вере, патриотизме и военной подготовке

О Русском военно-патриотическом клубе «Патриот», созданном по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, известно немало. С февраля 2010 года деятельность клуба, где уделяют особое внимание Православию, истории Отечества, военной и физической подготовке, привлекает внимание СМИ. Но еще больше — внимание родителей и детей. Почему? Возможно из-за того, что здесь заботятся о полноценном нравственном воспитании. О своеобразии клуба и воспитательном процессе рассказывает председатель Совета военно-патриотического клуба «Патриот» игумен Нектарий (Морозов).


— Отец Нектарий, расскажите о деятельности клуба «Патриот».

— Идея создания клуба лежала на поверхности, ведь у нас давным-давно образовался вакуум в нише, которую прежде занимало огромное количество подобных организаций в ушедшем в небытие Советском Союзе. То есть постоянная работа по патриотическому воспитанию велась. Другой вопрос: на чем она была основана и каковы были ее плоды. Об этом можно говорить долго, но факт, что этой работой занимались.

На протяжении последних лет все чаще и чаще говорят, что надо заниматься развитием патриотического воспитания. Необходимость подобной работы неоспорима. И я хотел ею заняться, как только оказался в Саратове, но поначалу не удавалось найти готовых к этой подвижнической деятельности единомышленников. Позднее я познакомился с офицерами службы специального назначения управления ФСКН России по Саратовской области. У них мои мысли нашли живейший отклик. Затем я встретился с начальником управления, генерал-майором А. А. Ивановым, и он согласился предоставить для занятий помещения базы подготовки спецназа, а также пошел на то, чтобы его сотрудники выступили в качестве тренеров и педагогов. Вопросы финансирования взял на себя С. Г. Курихин, директор фонда «Православие и современность» и депутат Саратовской областной думы. Так появился клуб «Патриот». Первыми воспитанниками стали ученики воскресной школы храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Постепенно клуб разрастался.

Программа клуба довольно проста. Из теоретических дисциплин у нас преподают Закон Божий и историю Отечества. Закон Божий предложен в форме, доступной еще не воцерковленным детям. С течением времени мы переименовали второй предмет, ведь наша задача — не учить историю, а выбирать эпизоды, которые послужат воспитанию патриотических чувств. Сейчас предмет называется «Основы патриотического воспитания».

Есть также практические дисциплины. Поскольку занятия проходят на базе спортивного центра спецназа при УФСКН и при участии действующих офицеров, ребята занимаются строевой, огневой и высотной подготовкой, учатся работать со снаряжением при спуске и подъеме. При этом отрабатывается навык работы в команде, ведь одного воспитанника страхует другой. Основной спортивной дисциплиной избран рукопашный бой — вид спорта, культивирующийся во всех спецподразделениях, в том числе и в армии.

Одна из задач «Патриота» — подготовка молодых людей к службе в армии не только физически, но и морально, и, насколько получится, духовно. Воспитанники должны быть готовы защищать себя, близких и страну как на поле сражения, так и в повседневной жизни.

У каждого подобного клуба есть присущее ему своеобразие. Если говорить о «Патриоте», то его особенность в том, что с ребятами занимаются действующие офицеры, хотя в других военно-патриотических клубах, как правило, работают сотрудники, вышедшие на пенсию. И я благодарен генерал-майору Александру Алексеевичу Иванову за такую возможность. Дети, глядя на офицеров, видят в них, а не в «героях» глупых и пустых фильмов, идеал мужчины, воина и защитника.

В тренерский состав входят офицеры спецназа, а в преподавательский — священники. Все же лучше, чтобы нецерковные ребята (а их очень много) хотя бы таким образом общались со священниками. Естественно, педагоги должны быть людьми определенного склада: ведь можно хорошо знать свое дело, но не иметь то самое необходимое чувство любви к Родине, то есть чувство патриотизма. И как тогда его донести до детей?

— Чем занимаются и чему учатся воспитанники, посещая военно-патриотический клуб?

— Чему учатся ребята — зависит только от них, потому что каждый выносит что-то, необходимое именно ему. Порой они выносят очень важные жизненные уроки.

В любой семье существуют проблемы с дисциплиной, послушанием. К сожалению, немногим родителям с момента рождения ребенка и по мере его возрастания удается сохранить глубокий сердечный контакт, который позволяет не кричать и наказывать, а обеспечить доверие к папе и маме. С другой стороны, должна присутствовать ответственность родителей, и тогда ребенок будет их слушаться, понимая, что это хорошо и правильно. Теперь представьте, что в клуб приходит избалованный, непослушный ребенок, и кого он тут видит? Офицеров спецназа, которые, естественно, не любезничают, а командуют в довольно жесткой и строгой манере. Если же с дисциплиной возникают проблемы, то воспитанник тут же, скажем так, будет с пользой для себя наказан. Поэтому, безусловно, от занятий есть эффект.

Сейчас в клубе занимается около 300 человек. Со временем у нас сформировался основной состав, постоянно посещающий клуб, тренировки, сформировалась и сборная команда, которая регулярно участвует в спортивных соревнованиях. Еще у нас появилась небольшая театральная группа, занимающаяся постановкой любительских спектаклей, преимущественно на религиозные сюжеты. Также у клуба «Патриот» есть филиал в саратовской гимназии № 108 (Ленинский район), где занимается приблизительно 60 человек.

— Патриотическое воспитание — часть программы. Что для Вас «патриотическое воспитание» и чему Вы хотите научить детей?

Патриот_мальчик с эмблемой.jpg— Мне хочется научить воспитанников любить Родину. Но сначала ее нужно узнать, увидеть, насколько она красива, невзирая на все, что заставляет думать иначе.

Россия — не просто территория, на которой мы живем, а страна с уникальной историей и неповторимым характером, присущим ее народу. Сегодня об этом не принято задумываться. Человек рождается, идет в детский сад, школу, поступает в вуз, но его личное отношение к стране и ее истории может так и не сложиться. Мы стараемся это отношение сформировать, сделать так, чтобы человек узнал то славное, яркое, достойное любви и уважения в истории страны, что существует и сейчас.

Помимо прочего, задача клуба — готовить тренерский кадровый резерв. Это полезно и воспитанникам — в дальнейшем они смогут получить тренерскую работу, возможно, в таких же клубах, как и «Патриот». К сожалению, пока что наш клуб — это максимум того, что мы смогли осилить самостоятельно. Участвуя в круглых столах и пресс-конференциях, посвященных патриотическому воспитанию, я обязательно говорю, что мы рады помогать и методически, и организационно тем, кто готов заняться подобной работой. К сожалению, сегодня никто не горит желанием заниматься воспитанием патриотических чувств. Не так давно открылся военно-патриотический клуб «Декабрист» в поселке Целинный Ершовского района, взявший за основу нашу программу. И мы благодарны за это директору ЗАО «Декабрист» В. В. Гришанову, выступившему в качестве инициатора и взявшему на себя все финансовое обеспечение клуба.

— Хотелось бы окончить беседу вопросами о воспитанниках клуба. Можете ли Вы сказать, насколько глубоки их религиозные и патриотические чувства?

— Не существует шкалы, позволяющей оценивать ребят и их чувства, способные проявиться в определенных ситуациях. А эти ситуации — жизненные испытания. Я могу говорить лишь об общем уровне. И хочу отметить, что ребята, пришедшие в «Патриот» три-четыре года назад, стали ближе к вере и не только гораздо лучше узнали историю своего Отечества, но и приобрели к нему более определенное отношение. Мы достигли некоторых результатов, но впереди много работы, ведь что такое четыре года для существования клуба? Совсем небольшой промежуток времени.

— Отец Нектарий, как Вы считаете, Вам удается доносить до воспитанников то, что Вы хотите?

— В значительной степени удается, хотя это очень трудно, потому что современная семья и школа дают детей, неспособных учиться и воспринимать информацию, чем-то интересоваться. Бывает, начнешь с ними разговаривать, и в какой-то момент их взгляд становится отсутствующим. Дети привыкли смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, а теперь им сложно сконцентрироваться на чем-то серьезном и сложном. В итоге мы пришли к тому, что для проведения уроков по «Основам патриотического воспитания» чаще всего приходится брать короткий фильм или даже нарезку и показывать ребятам, чтобы вызвать живой интерес, а потом побеседовать.

В день годовщины снятия блокады Ленинграда в клубе показывали фильм, посвященный этой теме. Многие не понимали и спрашивали, почему жители города ели клей, варили подошвы от обуви. Но постепенно, благодаря работе клуба, это непонимание проходит.

Знаете, пессимист — человек, считающий, что все настолько плохо, что хуже и быть не может. А оптимист считает, что хуже может быть и будет. Так вот, я оптимист и думаю — глупо не замечать трагических отрицательных черт нашего времени и, не замечая, не пытаться с ними справиться. Говорить, что этих черт нет — хуже всего. Их нужно осознавать и бороться с ними, ведь человеку, который берется за дело, Господь обязательно посылает много утешений. Со стороны они могут казаться маленькими, но для делающего утешения будут великими. Поэтому, возвращаясь к «Патриоту», скажу, что мы не ставим задачу «притащить» ребят в храм. В храм вообще нельзя «тащить». Наша задача — создать условия, в которых дети смогут узнать о Церкви, самостоятельно помолиться и обратиться к Богу, а потом прийти в храм и, может быть, там остаться. Ведь человек должен идти в храм только тогда, когда у него рождается такое желание.

 

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: