Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Церковь для наших детей

Религиозное воспитание детей — задача сложная. Тем более она непроста в обществе, где прерваны традиции семейного церковного воспитания и образования. Сегодня родителям и педагогам воскресных школ приходится заново искать ответы на вопросы: как воспитать в детях живую веру, как научить их молиться? И тут на помощь приходит наследие русских эмигрантов. Сегодня мы знакомим наших читателей с замечательным педагогом С. С. Куломзиной и ее работой «Наша Церковь и наши дети».


Педагогика — призвание всей жизни

Софья Сергеевна Куломзина (урожденная Шидловская) родилась в Санкт-Петербурге в 1903 году в семье последнего вице-председателя царской Думы. Она покинула Россию вместе с семьей в 1920 году. В 1932-м Софья вышла замуж за инженера Никиту Куломзина, у них родились три дочери и сын.

Всю свою жизнь Софья Сергеевна посвятила педагогике. Она училась в Германии и США, принимала участие в религиозно-философских собраниях, которые проводили протоиерей Сергий Булгаков, С. Л. Франк, Н. А. Бердяев. До конца 40-х годов Куломзина жила во Франции, полностью отдав себя работе с детьми в Русском студенческом христианском движении. Оставаясь во Франции в годы нацистской оккупации, она оказывала посильную помощь советским военнопленным.

После переезда в США в 1948 году С. С. Куломзина основала Комиссию по православному образованию и с 1954 года в течение почти 20 лет преподавала в Свято-Владимирской духовной семинарии в Крествуде религиозную педагогику.

В последние годы жизни Куломзина принимала активное участие в духовном возрождении новой России, являясь президентом ассоциации «Религиозные книги — для России». Она автор многих книг, в том числе «С нами Бог», «История Православной Церкви», «Закон Божий». В возрасте 77 лет Куломзина опубликовала свои воспоминания под названием «Много миров: русская жизнь». В России изданы: «Наша Церковь и наши дети», «Семья — малая церковь», «Закон Божий», «Рассказы о святых».

Вера в семье

Книгу С. С. Куломзиной «Наша Церковь и наши дети» можно найти в продаже, есть она на многих сайтах в Интернете. Это небольшая по объему и очень емкая по содержанию работа, в которой читатель найдет много мудрых советов, точных наблюдений о семье, о воспитании детей.

«Я убеждена, что любовь и гнев могут сосуществовать. Если вы никогда не сердитесь, значит, что-то неладно в вашей любви. Муж и жена любят друг друга, считают другого достойным любви, и поэтому не могут оставаться равнодушными к тому, что противоречит такому отношению. Иисус разгневался на торговцев в Храме именно потому, что любил людей, т. е. и этих самых торговцев. Гнев, порожденный любовью, — необходимейший элемент супружеских отношений; брак — это не общество взаимного поклонения. Скажу более: я не вижу ничего дурного в боязни разгневать мужа или жену. В каком-то смысле супруги становятся совестью друг друга». Такие размышления показывают, что автор — человек глубокий, привыкший рассматривать жизнь в духе евангельских истин.

Семья для Софьи Сергеевны — не просто способ сосуществования людей, она видит, какие важные задачи ставит перед человеком каждый день. «Повседневная жизнь, и особенно жизнь семейная — это возможность установить отношения с подлинным „я” в человеке. Она помогает добраться до подлинной сути личности, отказаться от отождествления всего неподлинного, временного и злого с истинной сущностью любимого человека. Каждый день жизни дается нам для того, чтобы обрести хотя бы частицу добра и радости, которые являются сутью вечной жизни. Чтобы обрести добро в жизни, мы призваны каждую минуту быть творцами».

Сегодня многие родители, бабушки и дедушки любят жаловаться на тотальное непослушание детей. В книге вы найдете совет, как попытаться решить эту проблему. «Вся семья, включая родителей, должна следовать одним и тем же правилам и запретам. Важно, чтобы в доме установилась общая атмосфера дисциплины. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут, должна царить четкая иерархия ценностей. Одна старая няня, всю жизнь возившаяся с детьми, рассказывала о двух семьях, в которых ей пришлось работать: „В одной все запрещалось, а на самом деле можно было делать все, что хочешь. В другой можно было делать все, но уж если что-нибудь было нельзя, так взаправду нельзя”».

И конечно, для верующих родителей актуален вопрос: как научить детей молитве? Одним заучиванием молитвословий задачу явно не решить. Софья Сергеевна советует: «Лучший способ приобщить ребенка к опыту молитвы — это молиться вместе с ним. Все начинается с молитвы родителей над новорожденным; для матери это, возможно, величайший молитвенный опыт. С этой минуты и закладывается основа для ежедневного участия ребенка в молитве».

Как бы нам ни хотелось переложить ответственность за религиозное воспитание на священника, на педагогов воскресной школы, но семью в этом деле никто не заменит. «Церковные праздники для детей — настоящее торжество, если их отмечают и дома. Только дома ребенок получает подлинное удовольствие и радость в праздничный день. Праздничная Литургия совершается в храме, значение праздника объясняют в школе, но праздником для детей он становится дома». Автор приводит пример необычного семейного праздника: «Бабушке очень хотелось, чтобы дети почувствовали праздничное настроение в день Рождества Богородицы. Родители внуков были на работе, сами дети — в школе; в храм пошли только бабушка и дедушка. К возвращению детей из школы бабушка сменила икону на кухне иконой Богородицы, зажгла перед ней лампаду, испекла пирог с надписью: «С днем рождения!» — и поставила его на стол. Удивленные дети спросили, у кого день рождения, и этот вечер стал для них настоящим праздником».

57577ad5424663ae83b5ecb359ef8277[1].jpgЧто делать, если не все члены семьи готовы всю жизнь построить по заповедям Божиим? «Семья даже в самые трудные времена — это „малая церковь”, если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник ее. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь один-единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается свидетелем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни».

Вера как личный выбор

Воскресная школа при православном храме была для русских эмигрантов продолжением семьи, а сама приходская община позволяла сохранить культурную и национальную идентичность. Поэтому для педагога работа в воскресной школе была настоящим служением. «Вы не сможете рассказать детям о Воскресении Христа, если смысл этого события не стал частью вашей собственной жизни, если религиозный смысл этого события не вошел в Вашу душу. Вы не можете открыть детям смысл Пасхи, если душой и сердцем вы не были с женами-мироносицами, с Иоанном и Петром, если вы не задыхались от бега, не произносили вместе с Марией: „Господи!..” Если вы учите христианству, то христианство должно пронизывать глубины вашего сердца», — пишет Софья Сергеевна.

В наши дни перед настоятелями храмов стоит задача найти педагогов для воскресных школ. Как выбрать их, кому доверить такое важное послушание?

«Приходскому священнику важнее всего подобрать талантливых учителей для церковной школы. Такой учитель должен отвечать трем условиям:

1. Он должен иметь хотя бы минимальный, но подлинный опыт участия в церковной жизни. Другими словами, его православная вера может быть несовершенной, но должна быть искренней.

2. Он должен находить общий язык с детьми.

3. Он должен обладать способностями к развитию и совершенствованию как педагог».

Много в работе и советов для коллег-педагогов: «Когда мы работаем с классом, необходимо делать записи о каждом ребенке, о реакции детей, их поведении и участии в работе класса. Такие заметки помогут учителю наладить общение с каждым ребенком. Слишком часто мы увлекаемся содержанием урока, стремимся перегрузить детей информацией. Внимание обращаем лишь на тех учеников, которые нам помогают, а пассивные выпадают из поля зрения. А ведь внимания учителя, общения с ним значительно больше требует ребенок робкий, замкнутый или безалаберный хулиган». За такими советами мы видим опытного педагога, цель которого — не сумма знаний, а воспитание.

Этой цели не достигнуть без постоянного совершенствования педагогов. «Стоит упомянуть еще одну форму подготовки учителей — скромную, но весьма полезную: регулярные встречи учителей одной школы или даже одного отделения школы, и лучше тех, чьи ученики принадлежат к одной возрастной группе. Полезным может стать обсуждение своих проблем, планирование занятий, оценка результатов, взаимное посещение занятий. Ценность таких встреч возрастет, если время от времени члены группы будут делать доклады о какой-нибудь прочитанной ими хорошей педагогической или богословской книге».

Некоторые советы автора звучат удивительно злободневно, хотя и написаны несколько десятилетий назад в другой стране. «Ушли времена, когда можно было надеяться, что церковный быт, традиции народной жизни смогут воспитать в детях веру и благочестие. Не в наших силах воссоздать общий церковный уклад жизни. Но именно теперь на нас, верующих родителей, ложится обязанность воспитывать в наших детях личную, самостоятельную веру. Если ребенок сам, своей душой и своим умом, в меру своего детского развития верит, знает и понимает то, во что он верит, лишь в этом случае он может эту веру противопоставить враждебному окружению».

В небольшой статье невозможно, конечно, перепечатать всю работу этого талантливого педагога. Да и ненужно. Наша цель — побудить читателя открыть эту работу и найти в ее авторе мудрого и доброго собеседника.

Подготовила Марина Шмелева


Оставить комментарий
Поделиться в: