На благо Церкви
Православная Церковь 28 декабря чтит память священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Живший в эпоху гонений на Церковь и обновленческой смуты, сподвижник святителя Тихона, богослов святоотеческого направления, он всю свою жизнь посвятил благу Святой Христовой Церкви.
Будущий архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье сельского священника. Мать умерла рано, воспитанием детей занималась ее незамужняя сестра — учительница приходской школы. Маленький Володя сам научился читать и в 5 лет уже прочитывал часы в храме.
В дальнейшем Владимир Троицкий получил превосходное духовное образование. Окончив в 1906 году Тульское духовное училище, он с отличием завершил курс Тульской духовной семинарии и поступил в Московскую Духовную Академию. Окончив в 1910 году академию со степенью кандидата богословия, он остался при ней в качестве профессорского стипендиата.
28 марта 1913 года исполнилось давнее желание Владимира Троицкого. Он был пострижен в монашество с наречением имени Иларион. В переводе с греческого это имя означает «ясный, веселый». Таковым и был святитель. Всю свою жизнь он сохранял поразительную жизнерадостность и любовь ко всему, что было ему дорого и близко, — к Церкви, к России, к академии, и этой бодростью он заражал, ободрял и укреплял окружающих.
В дальнейшем архимандрит Иларион приобрел большой авторитет и как воспитатель учащихся духовной школы, и как профессор-богослов, и как знаменитый церковный проповедник. Коллеги и студенты любили его и называли «академическим столпом». Сама внешность святителя располагала к нему людей: по воспоминаниям современников, будущий архиепископ имел «сильный облик чисто русского человека… богатыря, одухотворенного глубоким интеллектом и чистой благородной душой».
После избрания на Патриарший престол святителя Тихона, архимандрит Иларион становится его верным помощником. 12 мая 1920 года он был хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. Тогда же Владыка Иларион был назначен наместником московского Сретенского монастыря. Молодой епископ говорил: «Церковное послушание беру на себя и я, восходя на эту кафедру. Ведь только Церковь дает смысл и цену земному бытию; только служение Церкви, по моему верованию и убеждению, дает смысл и цену нашей земной деятельности…»
Важнейшим полем деятельности Владыки Илариона стала борьба с обновленчеством. На тот момент обновленцам принадлежало большинство храмов, в раскол ушла половина епископата, десятки тысяч священников. Святитель Иларион со всей ясностью показал, что обновленчество — не просто раскол в Церкви, а скверна перед Богом. Это отрезвило очень многих.
Деятельность Владыки Илариона не могла не привлечь внимания властей — один за другим последовали аресты. А в конце 1923 года он, в то время уже архиепископ, был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения с трехлетним сроком пребывания. «Надо побыть в этой обстановке… так не опишешь. Это воочию сам сатана», — так охарактеризовал владыка атмосферу лагеря.
Однако и в этой обстановке он не терял бодрости духа. Его огромная внутренняя сила проявилась с первых же дней пребывания в лагере. «Соловки, — говорил он, — это замечательная школа — нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения и трудолюбия». Многие архиереи, монахи считали, что на Соловках невозможно вести подлинно монашескую жизнь. Но святитель Иларион утверждал — то место, куда поместил человека Господь, и является наиболее благоприятным для спасения.
Когда истек срок заключения, власти не хотели выпускать Владыку на волю. Против святителя было возбуждено новое уголовное дело. Кроме того, от него пытались добиться сотрудничества и присоединения к Григорианскому расколу, в цели которого входила организация раскольнического движения в Русской Православной Церкви. Категорический отказ архиепископу Илариону не простили. «Сколько вы имеете срока на Соловках? — спросил его агент ГПУ. — Три года?! Для Илариона три года?! Так мало?». После этого архиепископу добавили еще три года. Особым совещанием при коллегии ОГПУ 14 октября 1929 года он был приговорен к высылке в Казахстан. Но на этапе Владыка заболел сыпным тифом. Помочь ему было уже невозможно. Перед смертью, в бреду, он часто повторял: «Вот теперь я совсем свободен, никто меня не возьмет…». 28 декабря 1929 года в возрасте 43 лет святитель отошел ко Господу.
Владыка Иларион был прославлен в лике местночтимых Московских святых 10 мая 1999 года, а на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года был причтен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Мощи священномученика пребывают в Сретенском монастыре.
Один из биографов священномученика Илариона писал: «Бог возжелал иметь этого безупречно чистого человека у Себя святым и взял его к Себе в благопотребное время, предоставляя делать дальнейшие ошибки, грехи и преступления тем, кто на это был способен и ранее».
* * *
Богословие жизни
Священномученик Иларион, будучи одним из самых ярких и талантливых церковных деятелей XX века, оставил нам в наследие глубокие и вдохновенные литературные труды, которые вошли в золотой фонд библейской науки.
«Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» — так можно охарактеризовать направление и дух деятельности священномученика Илариона. Что такое Церковь в его представлении? Это живой организм, где люди объединены во имя любви к Богу и человеку.
Еще в академии он написал и опубликовал работы «Христианство или Церковь», «Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету», «О церковности духовной школы и богословской науки», «О необходимости историко-догматической апологии девятого члена Символа веры», «Триединство Божества и единство человечества», «Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве» и другие.
В свободные от преподавания часы святой Иларион писал магистерскую диссертацию на тему «Очерки из истории догмата о Церкви». Для него не существовало формального знания, а богословие было прямо связано с жизнью, и без него невозможно было обходиться ни одного часа.
К 75-летию со дня преставления святителя Илариона Сретенский монастырь издал трехтомник его сочинений, куда вошли практически все его работы, известные на сегодняшний день. Сборник открывается большим предисловием, посвященным жизни святителя, а все статьи и работы сопровождены комментариями.
Одним из лучших его творений считается наиболее известное и самое вдохновенное его сочинение «Христианства нет без Церкви». Владыка утверждает: вне Церкви христианство может быть лишь мечтанием и собранием невыполнимых нравственных предписаний, т. к. силы для следования Христовым заповедям подаются только в Церкви.
Священномученик Иларион стал также одним из авторов «Послания Соловецких исповедников» или «Памятной записки Соловецких епископов». «Послание» содержало принципы сосуществования Церкви и безбожной государственной власти, продолжая линию политики, которую вел Патриарх Тихон. Составители «Послания» заявили о систематических гонениях на Церковь в Советском Союзе и обличили ложь обновленчества. Они призвали к последовательному проведению в жизнь закона об отделении Церкви от государства, о желании Церкви действовать без государственных чиновников.
К сожалению, тяжелое время для Церкви не дало священномученику Илариону раскрыть в полноте свой потенциал. Но даже за короткое время жизни его вклад в богословскую науку оказался весомым. Владыка Иларион сохранял верность своей церковной позиции, верность Христу. Это стоило ему свободы и в конце концов жизни.
Подготовила Наталия Бондаренко
28 декабря 2014 г.