«Молись Богу, от Него – победа»
Крест, Евангелие, Чаша, крестильный набор, складень, карманные иконы и молитвословы для воинов… Все это берет с собой настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Березовке священник Александр Казейкин, отправляясь в командировки вместе с военнослужащими. Батюшка духовно окормляет личный состав одной из частей и за последний год уже несколько раз навещал своих прихожан в местах выполнения боевых задач. Наша беседа с отцом Александром о том, какова роль священника в армии, в чем особенность проповеди среди военнослужащих, роли молитвы и о том, как в нечеловеческих условиях остаться человеком.
– Отец Александр, военные священники не носят погоны, не берут в руки оружие, но находятся на передовой вместе с бойцами: благословляют перед боем, поддерживают молитвой, духовно наставляют и, конечно, рискуют своей жизнью. Не каждый готов нести такое служение. Как избирают этот путь?
– По воле и Промыслу Божиему. Но не забывайте, что у многих, кто окормляет военнослужащих, военное прошлое, есть священнослужители, которые прошли горячие точки. Испокон веков Церковь и армия жили рука об руку. Армия являлась физической защитой государства, а Церковь – духовной. И когда молодые люди уходили на службу, то их благословляли их матери, за них молились священнослужители. На сегодняшний день отрадно то, что создан целый институт военного духовенства.
– У Вас уже есть опыт, Вы не один год являетесь настоятелем войскового храма. Как же священнику заслужить доверие солдат и офицеров?
– Часто говорят, что в окопах атеистов не бывает. Это подтвердит каждый военнослужащий. Сегодня у меня с ними открытый, искренний разговор. Но для того, чтобы такие отношения сложились, потребовалось время. Я помню, как в начале своего служения в воинской части ловил на себе взгляды удивления, недоумения. Ведь в армию приходят абсолютно разные молодые люди. И, как в любом социуме, мы встречаем людей, находящихся на разных этапах: кто-то уже воцерковляется, кто-то крещеный, но ни разу не был в храме, а кто-то еще и без креста. Со временем в части стали привыкать к моему присутствию.
Каждый понедельник на общем построении совершаю молебен на начало благого дела. Сами военнослужащие приходят перед командировкой, просят помолиться, а по приезду обязательно заходят в храм – поблагодарить Бога, что вернулись здоровыми и невредимыми, показывают сохраненную в боях иконку, которую я дал перед дорогой.
Проповедь слова Божия должна звучать везде, в том числе и в армии. И если священник живет нелицемерно, искренне заботится о людях, то и военнослужащие относятся к нему с уважением. Нередко священники совершают богослужения прямо на позициях, в окопах, под обстрелами, за личное мужество их тоже уважают.
– Как Вы рассказываете солдатам о вере?
– Проповедь среди военнослужащих имеет свои особенности. Я всегда вспоминаю слова апостола Павла: Для всех я сделался всем (1 Кор. 9, 22). Хорошим примером для объяснения вероучения Христа служат притчи. Для военнослужащих важны примеры доблести и стойкости, поэтому мы говорим о воинских добродетелях и о том, каким образом их можно было бы в себе воспитать. Например, верность присяге, честь, товарищество.
– А кого Вы ставите в пример молодым воинам?
– Святой Александр Невский, талантливые полководцы Дмитрий Донской, Александр Васильевич Суворов. Они – герои не прошлого, а настоящего, потому что их опыт, пример их жизни востребованы и сейчас. В первую очередь вспоминаются слова святого благоверного князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». И побеждает не тот, кто сильный, а тот, на чьей стороне Бог. И Суворов восклицал: «Мы – русские: с нами Бог!». Позже эти слова повторял и Михаил Кутузов.
– Для нашей страны сегодня новые испытания – идет специальная военная операция. Для военного священника свои задачи – духовная безопасность…
– На Рождественских чтениях, на которых мне довелось побывать в этом году, приводилась статистика: ежемесячно более ста священников отправляется в зону СВО. Кто-то едет в командировку на несколько дней, кто-то на несколько месяцев. И везде командиры говорят: «Приезжайте чаще!», так как с прибытием священника нормализуется моральная, нравственная, духовная обстановка в коллективе. Само присутствие священнослужителя в подразделении меняет людей в лучшую сторону. Военнослужащие перестают сквернословить, а если случается вырваться бранному слову, то братья тут же оплошавшего поправляют. Некоторые бойцы подходили и говорили: «Батюшка, мы себя людьми почувствовали, потому что с нами разговаривают на нормальном языке». Я объясняю, что свои уста надо держать чистыми, а мат – язык нечистой силы, и ругающийся приобщается к этому злу и призывает на себя несчастья.
Все священники отмечают, что после того, как бойцы искренне раскаялись и исповедались в грехах, которые тяготили душу, приняли участие в Литургии, причастились, они легко идут в бой. И каждый из них получит свою награду – либо звезду Героя на земле, либо Царствие Небесное.
– Часто приходится убеждать воинов бороться в своем сердце с такими чувствами, как ненависть к врагу и озлобленность?
– Зачастую в зоне боевых действий военнослужащие оказываются морально не готовыми к столкновению с яростью, враждой. Попадая в такую атмосферу, человек оказывается деморализован. Военный священник помогает людям не просто выжить, а остаться человеком в условиях, которые этому не способствуют. Наша задача – чтобы люди, державшие в руках оружие, вернулись домой с нормальной психикой и продолжили мирную жизнь. Я рекомендую прочитать книгу протоиерея Димитрия Василенкова «На войне». Отец Димитрий – уникальная личность. Он совершил более 60 командировок в горячие точки. В том числе на Северный Кавказ, в Грузию, Сирию, на Донбасс. Его книга как раз о том, как вести себя в критической ситуации, что помогает не ожесточиться и насколько важны правила духовной безопасности. В первой части книги он приводит список необходимых вещей, которые нужны мобилизованному. Вторая посвящена тому, как не впасть в соблазны, видя ужасы и зверства. Любой грех, любой поступок, совершаемый человеком, сказывается на его душе и на теле. На войне это особенно заметно, поэтому надо правильно выстроить не только полковую жизнь, но и духовную. Опять же Суворов очень точно сказал: «Неверующего солдата учить, все равно, что ржавое железо точить».
– Вы привозите и раздаете бойцам пояса с известной молитвой «Живый в помощи Вышняго…». Считается, что 90-й псалом – молитвенное оружие воинов. Существует мнение, что это крепкая защита в трудных обстоятельствах, так ли?
– Военнослужащие – люди довольно суеверные и к некоторым христианским атрибутам относятся как к амулетам. Здесь очень важно перебороть заблуждения и объяснить, чем же является тот же самый 90-й псалом. Это не оберег, а напоминание о Боге, в руках Которого находится наша жизнь. Этот пояс – призыв к молитве: чтобы в трудную минуту, когда мысли путаются, страх сковывает и не знаешь, что делать, можно было достать и прочитать псалом и вернуть себе собранность. Главное, о чем нужно помнить – верующий человек никогда не будет оставлен Богом. Снова вспоминается Суворов: «Молись Богу, от Него – победа».
– В семьях мобилизованных тревожатся за своих мужей, сыновей. Как родным пережить вынужденную разлуку, чем себя поддерживать?
– Молитвой, она доступна всегда. В любую минуту родственники могут молиться Богу и Божией Матери о том, чтобы они были рядом с их родными, хранили и берегли, помогали им на передовой. Господь и так всегда с теми, кому трудно, плохо, больно, опасно. Но молитва – это способ и родным быть вместе со своими дорогими людьми. Как в Евангелии сказано: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).
18 мая 2023 г.