Таинство рождения в жизнь вечную
Мы продолжаем беседы о таинствах Церкви с иереем Василием Куценко, клириком саратовского храма равноапостольной Марии Магдалины. Прошлая наша беседа была посвящена таинству Покаяния — отпущения грехов; сегодня же мы поговорим о том таинстве, с которого начинается жизнь христианина.
— Каков духовный смысл таинства Крещения? Проще говоря: зачем мы крестимся? Почему человек непременно должен креститься?
— Прежде всего, Крещение есть таинство. По катехизису митрополита Филарета (Дроздова), таинство — это «священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия». Таинство совершает не человек, но Сам Бог, человек — лишь Его орудие. Смысл же крещения святитель Филарет определяет так: «Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую». Иными словами, в крещении человек получает ту возможность жизни со Христом и спасения, которой иначе бы у него не было, потому что человеческими силами это не достигается. Крещение есть рождение в жизнь вечную; о том, почему человек непременно должен креститься, говорит Сам Христос в беседе с Никодимом: Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3, 5–7).
Крещение человека неотрывно от его веры. Вера во Святую Троицу, во Христа как Сына Божия — непременное условие и одновременно единственная причина принятия человеком крещения: Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16). Здесь речь, конечно, о взрослых, принимающих крещение сознательно и свободно. За младенцев этот выбор делают их родители и восприемники; они берут на себя ответственность за то, чтобы крещаемый младенец вырос христианином.
— В Новом Завете мы читаем о крещении Иоанновом, которое совсем не тождественно крещению в христианском смысле слова. Как они связаны, эти два священных обряда, можно ли сказать, что корни христианского таинства Крещения — в Ветхом Завете?
— Связь в данном случае очевидна. Иоанн крестил в покаяние (Мф. 3, 11), таинство Крещения также совершается «во оставление грехов», как говорится об этом в Символе веры. Крещение Иоанново готовило народ к встрече с Царством: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2) — так проповедует он. Но он же говорит приходящим к нему креститься — точнее, омыться — иудеям: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11). Христос, придя к Иоанну на Иордан и погрузившись в воды этой реки, освящает само естество воды, делает воду благодатной средой крещения, устраивает для всех нас, христиан будущего, крещальную купель.
— Слово «крещение» происходит от слова «крест». Но это — наш, славянский вариант. Какое слово произносил на арамейском Спаситель перед Своим Вознесением к Отцу, когда повелевал ученикам крестить народы во имя Отца, Сына и Святого Духа? (см.: Мф. 28, 19)? Связано ли этимологически это слово с крестом?
— Нет, не связано. В Евангелии употребляется греческое слово «баптизо» — «погружать, окунать». Но в русской традиции закрепилось именно слово «крещение». Это связано, во-первых, с евангельскими словами Христа: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34). Во-вторых, апостол Павел, объясняя смысл крещения, пишет о смерти и погребении Христа: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим. 6, 3–8). Это апостольское зачало входит в чинопоследование крещения.
— Расскажите немного о чинопоследовании этого таинства. Каковы в нем основные моменты?
— Крещение начинается молитвой на наречение имени: «Да знаменается свет лица Твоего на рабе Твоем сем (имя) и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениих его…». В старину, когда всех детей, родившихся в православных семьях, крестили сразу, а взрослыми крестились только переходившие в православие иноверцы, эта молитва называлась «на запечатление младенца», и ее было положено читать на восьмой день по рождении, причем ребенка в церковь приносила для этого повитуха, принявшая роды. Сейчас мы читаем эту молитву и даем крещаемому имя непосредственно перед крещением или (если речь о крещении оглашенных взрослых) накануне. Затем следуют огласительные молитвы: их чтение духовно готовит человека к таинству. После них читаются запретительные, или заклинательные, молитвы — совершается отречение от сатаны. Человек (если это младенец, то восприемник — за него) отрекается от всего греховного, злого, противоположного Богу. Далее крещаемый (или восприемник) отвечает на вопрос священника «Сочетаваеши ли ся Христу?» — «Сочетаваюся». И читается Символ веры.
Далее священник совершает освящение воды и призывает всех присутствующих к общей молитве: «О еже достойну быти нетленнаго Царствия в ней крещаемому, Господу помолимся. О еже быти ему сраслену и причастнику (по-русски: дабы стать ему [или ей] соединенным и сопричастным [или соединенной и сопричастной]) смерти и воскресения Христа Бога нашего, Господу помолимся. О еже сохранити ему одежду крещения, и обручение Духа нескверно и непорочно, в день страшный Христа Бога нашего, Господу помолимся…». Вместе с тем священник тайно, то есть не вслух, молится о себе как о недостойном и грешном совершителе таинства: «…низпосли мне силу с высоты, и укрепи мя к службе предлежащаго Твоего таинства, великаго и пренебеснаго: и вообрази Христа Твоего в хотящем паки родитися, моим окаянством». Мы слышим те же слова, что и на богослужении в праздник Крещения (Богоявления): «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих». Священник молится о том, чтобы крещаемый принял «почесть горнего (то есть высшего) звания» и был сопричтен «перворожденным, написанным на Небеси». За этим следует троекратное погружение в купель.
— С крещением неразрывно связано другое таинство Церкви — Миропомазание. Что оно дает человеку?
— Миропомазание — это таинство, в котором верующему при помазании особым благовонным составом — освященным миром — частей тела подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие его в жизни духовной — так говорит нам об этом катехизис митрополита Филарета. Миропомазание — не путать с традиционным елеопомазанием на утрене, которое таинством не является, — совершается один раз в жизни человека, непосредственно после его крещения. При этом священник произносит слова: «Печать дара Духа Святаго». Миро — знак благодатного дара Божия. Задача человека — сохранить этот дар.
После помазания миром священник и крестившийся трижды обходят вокруг купели или, если крещение совершалось на открытом водоеме, вместе возвращаются в храм. В самом конце чинопоследования совершается символическое пострижение волос — это символ посвящения человека Богу.
— Очень больной вопрос: масса людей в свое время крестились, не имея намерения в дальнейшем ходить в храм, вести благочестивую жизнь; и масса родителей точно так же крестит сегодня своих детей. Есть ли смысл в крещении, если человек совершенно не понимает, что и зачем он делает, воспринимает крещение как «дань традиции» или как некий магический оградительный обряд, ни к чему его в дальнейшем не обязывающий?
— В нашей епархии — полагаю, что и в других — давно уже исключено крещение без оглашения: мы готовим ко крещению взрослых, а также родителей и восприемников крещаемых детей. И это уже исключает полное непонимание. Но многие, увы, тем не менее крестятся главным образом «по традиции». Я более десяти лет веду огласительные беседы и спрашиваю у каждого из пришедших ко мне людей: почему вы решили креститься (или крестить свое дитя)? Ответы чаще всего такие: «Потому что все у нас в семье крещеные», «Чтобы ребенок не болел», «Чтобы у меня (или у ребенка) был ангелхранитель», «Чтобы всё было хорошо», «Чтобы быть с Богом». Последний вариант — ближе всего к истине, но встречается он редко. Да, оглашение необходимо. Но оно не решает всех проблем, потому что проблемы эти — в самом человеке, и вопрос в том, захочет ли он сам менять свое восприятие.
Но, как бы там ни было, если крещение совершено, оно считается действительным, и, согласно православному вероучению, оно не повторяется. Поэтому даже если человек крестился, не осознавая, что и зачем он делает, его нельзя крестить повторно, «по-настоящему». Но можно научить такого человека, рассказать ему о Христе, о Церкви, о том, для чего все-таки необходимо крещение. И если он это примет, совершенное некогда над ним таинство обретет смысл и действенность.
Газета «Православная вера», № 03 (719), март 2023 г.
22 мая 2023 г.