Храму в Малом Перекопном — 190 лет
Тихо, спокойно и уютно в сельском храме. Солнечные лучи, проникающие через большие окна, высвечивают лики святых и делают храм удивительно светлым и каким-то неземным. В церковном хоре поют пять человек — это немало для сельского храма. По душе разливается молитвенное тепло, и мы вслед за прихожанами погружаемся в богослужение.
По окончании Литургии настоятель храма иерей Димитрий Волков в своей проповеди говорит о том, что только через благодарение Богу мы можем осознать и понять, насколько Бог возлюбил мир: «Когда человек постоянно благодарит, он тем самым устилает путь к Богу и смотрит на все окружающее благодарными глазами. Если человек постоянно ропщет, кого-то обвиняет, то он не сможет вместить в свое сердце Бога и соответствовать евангельским заповедям. Нам нужно почаще благодарить Господа за все: за то, что мы проснулись, помолились, пришли в храм, исповедовались и причастились, за то, что мы живы, и нас окружают любящие люди. Мы должны благодарить Бога за каждый прожитый час, за каждую минуту».
Батюшка также отметил, что в этом году храм в честь Святой Живоначальной Троицы празднует юбилейную дату: «На престольный праздник мы вместе помолимся, встретим день Святой Троицы, возблагодарим Бога за все великие милости, за такой красивый по архитектуре храм и благодатное состояние. В храме Господь дает нам великую радость, мы приобщаемся к благодати Божией».
История начинается с людей
По мысли святителя Иоанна Златоуста, «мы ходим в церковь не для того только, чтобы побывать здесь, но чтобы вынести отсюда великую и духовную пользу».
На одной из лавочек в храме сидит, как говорят сельчане, «самая молодая» прихожанка храма Фива Петровна Уницаева — ей 93 года. В Малом Перекопном она живет с 1962 года.
— Когда мы приехали в село, храм использовался под зернохранилище. Помещение было в плохом состоянии, — вспоминает Фива Петровна. — Я всегда молилась о том, чтобы храм снова стал действующим. И Бог услышал наши молитвы. Только посмотрите, какая у нас сейчас красота! Хочется быть здесь сутками напролет. Наш храм — это райский уголок!
Фиву Петровну сопровождает в Свято-Троицкий храм ее самая младшая дочь — Ольга Геннадьевна Кувыкина. Она была еще маленькой, когда их семья переехала в село.
— Помню, как приходили в храм за зерном. Однако взгляд все время падал на фрески. Они были повсюду: и на потолке, и на стенах. Мы, дети, так любили их разглядывать. На душе сразу спокойнее становилось, — делится Ольга Геннадьевна.
Радуют Фиву Петровну дети, внуки и правнуки. Одна из дочерей трудится на благо храма.
— Близких приобщаю к церковной жизни. У меня дома даже комната есть специальная, где много икон. Я захожу в нее, и у меня сразу глаза загораются. Молюсь всем святым. Обязательно читаю молитвы утром и в обед, — рассказывает бабушка Фива. — Хочется сказать спасибо всем людям, которые принимали участие в восстановлении храма. Мы любим всем сердцем наш райский уголок. С уважением относимся к батюшке. Отец Димитрий — хороший, умный и старательный священник. Дай Бог ему здоровья!
Приход Свято-Троицкого храма села Малое Перекопное — это одна большая семья. Прихожане всегда помогают друг другу, вместе наводят порядок в храме, организуют мероприятия. Частенько в теплой и дружеской обстановке они собираются за чашкой чая, чтобы просто пообщаться. Так получилось и в наш приезд.
— Присаживайтесь за стол, дорогие гости. Угощайтесь, — пригласила нас прихожанка храма Елена Николаевна Курбатова, которая активно участвовала в восстановлении Свято-Троицкого храма.
За несколько минут и мы становимся частью этой дружной семьи. Елена Курбатова с трепетом вспоминает, как храм вновь начинал жить и дышать.
— Когда стали заниматься восстановлением храма, хотели как можно больше собрать о нем информации. Мы сделали запрос в Самарский архив, и нам пришло дело с пояснительной запиской к проекту о расширении храма, — говорит Елена Николаевна, держа в руках то самое дело. — Изначально храм был однопрестольный. Он вмещал где-то 450 человек. Однако в те времена сельчан проживало много, поэтому возникла необходимость в расширении храма. Через какой-то период были пристроены престолы в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. Так храм стал трехпрестольным.
— Мы загорелись храмом. Ходили и собирали подписи за его восстановление с Шапошниковой Ольгой Алексеевной в 1996 году, — делится Елена Курбатова. — Кстати, моя прабабушка Пелагея Спиридоновна Вишнякова после закрытия храма в 1935 году собирала подписи за сохранение храма и была за это на 10 лет отправлена в лагерь, она была старостой церкви.
За чашкой чая все прихожане старшего возраста с улыбкой и теплотой вспоминают старосту храма Вениамина Тимофеевича Петрова. Человеком он был уважаемым. У него была мечта — восстановить храм.
— Многие жители села знали: если Вениамину Тимофеевичу что-то нужно, то он и до президента дойдет, — говорит Елена Николаевна. — Поэтому, собрав все необходимые документы, мы отправили деда (его в селе все так звали) к Вячеславу Викторовичу Володину, который в то время был вице-губернатором Саратовской области. Именно он и помог нам в восстановлении храма. Была оказана большая материальная поддержка. С Божией помощью дело пошло!
Этот момент помнят родные Вениамина Тимофеевича — дочь Татьяна Вениаминовна и ее супруг Геннадий Степанович Яблочников.
— Староста храма Вениамин Тимофеевич заключил соглашение с одной из строительных компаний, и восстановление храма началось. В каких-то делах мы ему старались помогать. Я тогда занимался фотографией и понимал, что нужно сохранить память о фресках. Хотелось, чтобы история продолжалась, — говорит Геннадий Степанович. — Умер Вениамин Тимофеевич три года назад, на следующий день после смерти своей супруги Любови Прохоровны. Пример Вениамина Тимофеевича повлиял и на мое мировоззрение и желание трудиться для храма.
Святыни храма
После чаепития Елена Николаевна Курбатова ведет нас по храму. Вспоминает, где и какие были фрески.
— Здесь была фреска с образом святой Елены, а на другой колонне — образ целителя и великомученика Пантелеймона. При входе сюжет фрески был посвящен притче о блудном сыне, — говорит Елена Николаевна. — Мы мечтали сохранить фрески, но помешали сырость и влажность. Когда рабочие приступили к штукатурке стен, то фрески просто начали осыпаться. Нам удалось сохранить лишь центральную фреску на куполе. Эта фреска очень похожа на купольную роспись в Храме Христа Спасителя в Москве.
— На сохранившихся фресках изображены такие важные церковные праздники: Воскресение Христово, Троица, Вознесение Господне, — дополняет настоятель храма иерей Димитрий Волков.
Святыни храма — это его иконы. В Свято-Троицком храме их немало: и старинные имеются, и много новых, приобретенных на средства самих прихожан.
— Когда храм закрывали, то многие прихожане забирали иконы себе и прятали, чтобы хоть как-то сохранить их. А потом, когда храм вновь стал действующим, вернули на прежнее место, — рассказывает отец Димитрий. — Вот одна из таких икон — известный образ Богородицы — Иверская икона Божией Матери. История этого образа и иконы очень похожи: на правой щеке Богоматери можно увидеть кровавый след. Согласно преданию, его оставили воины, которые выискивали и уничтожали иконы по приказу греческого императора Феофила. Они ударили по лику Божией Матери копьем, и из лика Девы потекла кровь. И в начале XX века икона пережила гонения и была чудесным образом сохранена.
В большом храме должны быть большие иконы, — уверен отец Димитрий. Немало икон было закуплено на пожертвования прихожан, потому что храм для них — любимое место.
— Когда началась специальная военная операция, прихожане решили собрать средства на икону святого великомученика Георгия Победоносца, — говорит отец Димитрий. — Также по инициативе одного сельчанина приобрели икону святителя и чудотворца Николая.
В этом храме удивляет своим масштабом и детальной резьбой деревянное распятие Иисуса Христа, которое привезли из Подмосковья. «Многие прихожане удивились, когда распятие привезли в наш храм. Кто-то, увидев скульптуру, даже пустил слезу, прикладываясь к ней», — говорит отец Димитрий.
«Рядом висит икона святого Архангела Михаила — она попала к нам необычным образом, — продолжает отец Димитрий.— На ней Архангел изображен со Священным Писанием, кадилом и копьем, которым поражает змея. Эта икона была выкуплена из ломбарда уроженцем села и подарена нашему храму в 2011 году на Рождество Христово. Для нас это большая радость! Многие паломники приезжают к нам и молятся перед старинными образами святых.
Когда все вместе
Прихожане храма активные, хоть их и не так много — 12–15 человек. По великим праздникам в СвятоТроицком храме собирается уже побольше людей — 70–90, так как приезжают из соседних сел.
— Здесь я служу 14 лет. Первое время было непросто. Сельчане к новому батюшке относились с осторожностью. Оказывается, до меня настоятели храма долго не задерживались, — говорит отец Димитрий. — Как-то ко мне подошла бабушка и спрашивает: «А почему вы, батюшка, так много служите?» Видимо, сельчане привыкли, что раньше у них богослужения совершались один раз в неделю. Мне хотелось приобщать жителей к Богу, чтобы они регулярно бывали на службах, все вместе молились и причащались. Сейчас все трудности в прошлом — у нас очень отзывчивые сельчане, всегда откликаются на просьбы.
Отец Димитрий приехал в село Малое Перекопное со своей семьей, тогда у них был годовалый сын. Сейчас в служении Богу ему помогают супруга Марина и пятеро детей.
— Моя супруга Марина поет в хоре, занимается пением с жителями в сельском клубе, готовит различные мероприятия к церковным праздникам, — рассказывает настоятель храма. — Как говорят, когда все вместе, то и дело спорится. Так и у нас. Постоянно на связи активные прихожане. Нужно провести в храме генеральную уборку — они тут как тут. Человек 10–15 всегда отзываются. Это большая радость для нас!
В великие праздники своими силами сельчане организуют мероприятия. К Троице и 190‑летию Свято-Троицкого храма прихожане планируют провести праздничный концерт. Ребята из сельского клуба уже придумывают сценки и разучивают песни.
— Помню, как мы праздновали 180‑летие храма. Тогда собралось 110 человек. К юбилею мы сделали буклетики и магнитики с изображением храма, освятили шестиметровый поклонный крест. У нас был большой праздничный концерт и крестный ход, — рассказывает отец Димитрий. — Не остаются без внимания и дни рождения прихожан — это наши общие маленькие праздники. Мы собираемся в храме, поздравляем именинника, дарим ему подарки и обязательно поем «Многая лета». На душе так радостно от того, что у нас такой дружный приход. Приезжают в наш храм и паломники. Например, иногда в гости заезжает семейная пара из Ростовской области — Сергей и Ксения. Они всем сердцем полюбили Свято-Троицкий храм. Бывает, присылают пожертвования, стараются внести свою лепту в развитие храма.
Заглядывают в гости и жители других сел — Березово Пугачевского района, Сухой Отрог и Перекопная Лука Балаковского района.
— Был такой интересный случай. На наши местные водопады приехала посмотреть одна семья. Ребенок издалека увидел храм и сказал родителям: «Папа, мама, поехали туда. Я хочу в храм», — рассказывает отец Димитрий.
Такое село будет жить
Прихожане уже разошлись по домам. Мы успели помолиться, познакомиться с приходом и внутренним убранством храма, а также поговорить с отцом Димитрием. Кажется, он так бы сутками напролет и рассказывал про этот, как говорят сельчане, «райский уголок». Выходим на улицу, чтобы полюбоваться живописным видом. Так тихо и спокойно… Не хочется уезжать, хоть и солнце клонится к закату, а часы поторапливают нас.
— Малое Перекопное — одно из старейших сел Балаковского района, — продолжает рассказ настоятель храма. — Раньше оно называлось Студенцы. То ли из-за студеной воды, то ли из-за студеного ветра. Здесь было много больших ферм, люди занимались сельским хозяйством. Главной достопримечательностью села был и остается Свято-Троицкий храм. В Самарском архиве мы нашли запись, что церковь в селе Студенцы сначала была деревянной, затем уже в 1833 году построили каменную. Также здесь располагались земское училище, библиотека. Село тогда было большое. Оно состояло из нескольких улиц и делилось на две части — русскую и мордовскую. Место, где находится храм, считалось русским концом, а восточной частью села был мордовский конец.
Снаружи храм не реставрировался, работы шли только внутри.
— Только посмотрите, какой он большой, величественный и благодатный. После службы так не хочется уходить из храма. Здесь можно уединиться, помолиться, почувствовать присутствие Бога. Тишина и покой позволяют вслушаться в молитву и понять, что Бог рядом и Он тебя слышит, — говорит настоятель.
Получаем благословение от отца Димитрия и отправляемся в обратный путь — домой. Отъехав на несколько километров, оборачиваемся. Вдали все так же виднеются храм и живописный Большой Иргиз, и нам вспоминаются слова святителя Иоанна Златоуста: «Бог устроил церкви в городах, как пристани на море, дабы мы, прибегая сюда от бури житейских смятений, наслаждались величайшею тишиною… Здесь, <в храме> не нужно бояться ни бурного движения волн, ни нападения разбойников, ни нашествия злодеев, ни силы ветров, ни засады зверей; это — пристань свободная от всего такого; это — духовная пристань душ».
Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 2 (2), март 2023 г.
Анна Викулова
8 июня 2023 г.