Рождение свыше
Таинство Крещения — первое, к которому обращается человек, уверовав во Христа. Сколько бы ни существовало книг, информационных брошюр и листовок, посвященных вопросам и ответам о Таинстве, ни одна из них не может заменить живого общения со священником. Особенно, если это касается Крещения младенцев и детей. Именно на эту тему наш разговор с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священником Игорем Сергеевым.
— Отец Игорь, скажите, что значит Крещение для любого человека?
— Человек, который еще не пришел к сознательной духовной жизни, к молитве и не пережил личную встречу с Богом, зачастую воспринимает Таинство Крещения как способ продемонстрировать свою причастность к определенной культуре. В данном случае, к русской. Интуитивно этот человек понимает, что Таинство Крещения — нечто большее, нежели просто культурная традиция. Но, к сожалению, во многих случаях дальше этого смутного понимания дело не идет. Возможно, в будущем человек изменит свое мнение. Для православного христианина, который стремится к совершенной духовной жизни, Крещение — очень важное событие. Господь говорит: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет (Ин. 10, 9). То есть войти означает — стать частью Церкви Христовой через Таинство Крещения, выйти — окончить земную жизнь, а обрести пажить — получить духовные блага, вечную награду и радость, которую Бог приготовил тем, кто любит Его.
Если говорить о младенцах и маленьких детях, то можно отметить, что часть крещаемых воспринимает совершаемое над ними Таинство спокойно и радостно, но в основном дети проявляют беспокойство. И, конечно, здесь вряд ли уместно какое-то размышление о глубоком внутреннем переживании. Таинство Крещения в этом случае совершается по вере родителей или восприемников.
Не очень часто приходится крестить подростков. Все же основная традиция — Крещение детей в младенчестве. Отсюда возникает вопрос: почему подросток до сих пор оставался некрещеным? Как правило, причиной является тот факт, что родители недавно пришли к вере и, соответственно, подросток до этого воспитывался не в системе христианских ценностей. Теперь, скорее всего, его подталкивают к этому шагу. И в сложившейся ситуации нужно проявить и красноречие, и доброе сердечное отношение, чтобы ребенок проникся чувством ответственности по отношению к Таинству. Но бывает и так, что дети сами чувствуют Божий призыв. В моей практике бывали случаи, когда ребенок или подросток самостоятельно, со всей серьезностью, верой и благоговением решал принять Крещение.
Личный выбор очень ценен, особенно, когда человек еще в юном возрасте воспринимает Крещение как важнейшее событие в своей жизни. Это всегда окрыляет священника, совершающего Таинство.
— Что есть духовное рождение в Крещении?
— Само Таинство Крещения является духовным рождением. Об этом говорил Христос в беседе с Никодимом: Истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия (Ин. 3, 3). Человек как потомок Адама и Евы поврежден грехом. Он отдалился от Бога, стал для Него чужим. А духовное рождение, которое возможно благодаря вере и Крещению, делает человека родным Богу. Приняв Крещение, мы присоединяемся к Церкви — невидимому духовному организму, вступаем на путь, ведущий в Царство Божие. Как говорит Господь: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Но все это достигается неприметным образом, постепенно. В течение сознательной духовной жизни человек должен сам прикладывать усилия, чтобы становиться причастником Царствия Небесного.
— В последнее время все чаще можно услышать мнение, что крестить новорожденных неправильно, ведь они еще не понимают, что такое вера, Бог. Как Вы думаете, почему это мнение так распространено, и согласны ли Вы с ним?
— Зачастую люди, будучи крещеными в младенчестве, с возрастом отходят от веры и евангельских заповедей, в результате чего становятся отрицательным примером, такой своеобразной антирекламой христианства. Это основной и довольно серьезный аргумент против совершения Таинства над младенцами. Католики ответили на него слишком схематично и логично. Они разделили Таинства Крещения и Миропомазания: сначала младенца крестят, а когда ему исполнится 7–12 лет, над ним совершают конфирмацию (Миропомазание), подтверждая, что он остается верным Богу. Ребенок получает дар Святого Духа и как бы обновляет обет, данный за него при Крещении.
Секты баптистов, пятидесятников и многие другие не крестят младенцев. Они убеждены, что правильно, по-апостольски понимают Священное Писание. И считают это своим преимуществом над православными. Но ведь Крещение младенцев — именно апостольская традиция. В книге Деяний святых апостолов сказано, что к ним приходили принимать Крещение целыми домами: вместе с родственниками, детьми и слугами. При этом не говорилось, что для детей делали исключение. В подтверждение можно вспомнить слова Христа: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14.) И действительно, в совершении Крещения над младенцами есть большой смысл. Ребенок с детства будет ощущать благодатность Святых Таинств, чувствовать смысл жизни, силу своих молитв и помощь святых угодников Божиих. Все то, что он поймет и усвоит в детстве, поможет ему или избежать каких-то ошибок в будущем, или же выпутаться из них быстрее и легче.
Конечно, ребенок не понимает, что такое Таинство Крещения, но ведь в этом возрасте он также не понимает, что ему необходимо для его же здоровья и пользы. Например, младенец не понимает, что ему полезна каша или теплая одежда в холодную погоду. Но, тем не менее, взрослые, исходя из своего опыта, решают все подобные вопросы за него. Потому что все, что родители делают для ребенка, делают ему только на пользу. Это касается и Таинства Крещения.
Остается только добавить, что мы, верующие, должны ценить, беречь и соблюдать апостольские традиции, в своих действиях опираться на лучший опыт двухтысячелетней истории Церкви Христовой.
— Существуют ли особенности совершения Таинства Крещения над младенцами и подростками?
— Да, существуют. И в основном они связаны с внешней стороной. Как правило, за воспитание младенца в православной вере поручаются родители и крестные. Младенцу нужен достойный пример христианской жизни и следования заповедям Божиим, который и должны ему подавать взрослые. В данном случае его родственники. Именно с них он копирует какие-то образцы поведения, мышления, опирается на их мировоззрение. Конечно, в большей степени это касается родителей, поскольку крестные только продолжают и поддерживают воспитание.
При Крещении младенцев священник всегда обращает внимание на отношение родителей и крестных к происходящему, насколько они понимают всю важность и ответственность совершаемого Таинства, насколько они тверды в своей вере. Иной раз приходится мириться с тем, что сами родители на момент Крещения ребенка вряд ли способны показать хороший пример жизни во Христе. Тем не менее, излишняя категоричность неуместна, а наша проповедь необходима. Если же родители или крестные еще не воцерковлены, то священник должен верить в возможность добрых перемен и исправления людей. Как это делал Христос.
Что же касается подростков, то, повторюсь, мысль о том, что подросток понял смысл Таинства, окрыляет священнослужителя. Главное преимущество детей — чистое и открытое сердце, которое готово воспринимать благодать Божию. Таким образом дети вдохновятся на дальнейшую духовную жизнь: станут настоящей паствой Христа и найдут ту пажить, о которой говорит Господь.
— Отец Игорь, скажите, как должен подготовиться к принятию Крещения подросток?
— Для начала родители или крестные вместе с подростком должны принять участие в огласительных беседах. Ведь очень важно, чтобы Таинство было принято с покаянием и верой.
С детьми семи лет и старше священник проводит предкрещальную исповедальную беседу. Ребенок оценивает свою жизнь по заповедям и по голосу совести. Покаянное чувство, возникающее в результате этой беседы, готовит его к принятию благодати, которая поддержит его на добром пути.
Также на огласительных беседах подросток изучает основные понятия православного вероучения. В качестве домашнего задания ребенку предлагается самостоятельно изучить первую часть книги протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий» и объяснение «Символа веры». В этом нет ничего трудного. Подросток сможет подготовиться. Детям постарше рекомендовано прочитать самое короткое Евангелие — от Марка.
Очень хорошо, если при подготовке к Крещению ребенок ходит в храм на богослужение. В храме человек встречается с Богом. В Священном Писании сказано: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Крещаемый должен почувствовать это, потому что личный таинственный опыт может быть важнее, чем самые прекрасные и тщательно подобранные слова. Достаточно вспомнить послов святого равноапостольного князя Владимира, которые, посетив православное богослужение, не могли понять, где они: на земле или на Небе.
В подготовке подростка к принятию Крещения важно участие и поддержка со стороны родителей и крестных. Как они должны ему помочь? Молиться за ребенка и подавать хороший личный пример серьезного отношения к вере.
— А как ребенку должен помочь в подготовке священник?
— Во время огласительной беседы священник должен не только правильно объяснить основы веры, но и заинтересовать подростка, найти для него ободряющие и вдохновляющие слова, чтобы тот держался христианской нравственности после принятия Крещения. Личный пример священника тоже необходим, ведь любое его дело, идущее вразрез со словами, может оттолкнуть человека от веры, храма и Бога. В этом плане уже для нас примером служат замечательные святые: преподобные Симеон Столпник, Серафим Саровский, блаженная старица Матрона Московская. Их слова всегда имели особую силу и значение для людей.
Беседовала Дарья Хохлова
22 января 2015 г.