Искать сотворчества с Богом
Человек не должен жить на земле праздно. Господь видит в каждом из нас Своего друга, помощника и со-работника, способного приумножить красоту и многообразие тварного Божиего мира, увидеть глубочайшие, сущностные связи различных сторон Бытия. А это значит, что перед каждым человеком стоят непростые задачи: найти свое призвание, постоянно развиваться, служить ближним, да и просто добывать хлеб насущный. О том, как верно выбрать и пройти этот путь действительно вместе с Богом, рассуждаем со священником Кириллом Панкрашовым.
– Отец Кирилл, Вас не так давно рукоположили в священный сан. Ко Христу Вы пришли уже взрослым человеком, с жизненным опытом. Расскажите немного о том, как произошла Ваша встреча с Богом и что помогло Вам понять, что Ваше призвание – священство.
– В течение многих лет у меня к Православию не было никакого интереса, но определенный духовный поиск был. Изучал разные религии, много чем интересовался – гороскопами, психологией, эзотерикой, всегда чувствовал, что в этом мире есть какая-то особая тайна. Но ни во что глубоко не вникал, Господь уберег. Интересно, что на тот момент я не молился, но Бог все равно меня вел по жизни и во многом помогал, особенно, когда в чем-то раскаивался внутренне, за что-то совесть меня обличала, всегда на это чувствовался отклик – божественная помощь приходила.
Со временем в голове накопилось много вопросов, а в жизни – трудностей. Тогда-то внутри меня и прозвучал дерзновенный вызов: а есть ли ответ на все мои вопросы и решение всех задач в христианстве? Тогда я решил отправиться в монастырь в Подмосковье. Интересно, что поездка та, совершённая еще не совсем осознанно, была полна разных «чудесных совпадений», имя которым – Промысл Божий. Тогда начались мои первые шаги на пути воцерковления, со временем Господь привел и в алтарь. Было много искушений и преград на пути к священству. Мы часто находимся в состоянии заблудшего сына, но не обретаем решимости пойти назад, к Отцу. Мы можем топтаться на месте, анализировать: «Да, я в аду, я в грехе». Но нужна решимость, и Господь ее вознаградит. В определенный момент я четко понял, что если свою жизнь закончу у Престола с Чашей в руках – это будет лучшая для меня участь.
– Сейчас у молодежи пора сдачи экзаменов, поступления в вузы, ссузы, у кого-то – начало работы. Как юному человеку правильно вступить во взрослую жизнь и не ошибиться с выбором? Что бы Вы посоветовали от жизненного и пастырского опыта?
– Анализируя судьбы многих людей, я понимаю, что в первую очередь молодым нужно искать призвание. Если ставить во главу угла большой заработок – мало что толкового в итоге выйдет. Трудолюбивый и терпеливый человек всегда найдет себя и дело по душе. Главное – не лениться. А то иной раз творческий человек надумает себе, что он очень нужен и востребован и может создавать шедевры, но при этом не хочет просто выполнять рутинную работу. А это страсть лености и гордыни, потому что ты считаешь себя достойным лучшего. И на эти поиски себя могут уйти годы, а то и вся жизнь.
На деле нужно просто начинать работать, а через терпение и труд Господь уже подскажет и укажет призвание. Работая на разных работах, мы сдираем с себя стружку гордости, обретаем смирение, приучаемся к режиму и ответственности, развиваем мышление, учимся правильной коммуникации и решению конфликтов.
– Многие знакомые среднего возраста жалуются на выгорание. Нередко слышу: «Здесь я от всего устал(а), развития нет, что-то нужно поменять, но не знаю, чего хочу». Как им быть?
– Как правило, если у человека работа требует креативного подхода, определенного творчества, смекалки, постоянного поиска путей решений задач, то он не выгорает. Кому-то это и не требуется, кого-то устраивает абсолютно рутинная и монотонная работа, но человек развивается благодаря хобби, отвлекается на спорт, увлечения, прогулки или труд в саду. Не обязательно работу же ставить во главу угла и искать от нее утешения и удовлетворения. Работа – это, в первую очередь, наш способ исполнить заповедь Божию «В поте лица своего будешь добывать хлеб свой», это источник дохода, а не источник утешения. Скорее всего, если человек не доволен своей работой, он просто не доволен собой, жизнью. Возьмите дальнобойщика, который десятками лет крутит баранку. Но он не может иначе заработать, а потому и не кидается из стороны в сторону в поисках призвания. Христос – Единородный Сын Божий, и то работал, плотничал, и всегда говорил, что надо трудиться, и показывал пример.
Если у человека нет конфликтов и явной вражды, подлости на работе – это уже неплохо. Если еще при этом и оплата такая, что на жизнь хватает – то и вовсе прекрасно. А если при этом хочется еще и невероятное счастье и эмоции испытывать – это уже своеобразное «гортанобесие». Бывает, что человек ищет себя, меняет по пять-восемь мест работы в год, а толком нигде не закрепился и не добился ничего, навыков не обрел. Это то же, что жить в блуде и постоянно менять избранника или избранницу. Господь человеку дал таланты для определенной работы. И важно зачастую даже не где ты работаешь, а со Христом ли ты работаешь, с молитвой ли, по совести ли или с желанием спихнуть все на кого-нибудь. Раньше, когда строили мосты, по завершении проекта на готовый объект загоняли инженеров, и по мосту пускали транспорт с тяжелым грузом для проверки качества. И люди работали на совесть. А духовно и культурно развиваться можно и на самой простой работе – стоишь на заводе, у конвейера, а в наушниках слушаешь книги или лекции. Если человеку кажется, что он не развивается, то, повторюсь, этот внутренний застой не связан с работой, причина неудовлетворенности в другом, возможно, в том, что человек не примирился с Богом. Но все же важно не бояться пробовать новое: на ищущее и горящее сердце Господь откликается горячо.
– Позволительно ли христианину искать карьерного роста и высокой зарплаты?
– Сегодня часто построение карьеры связано с постоянными сделками с совестью, особенно, когда работа идет в большом, конкурирующем коллективе. Это все не обходится без зависти, гордости, вранья. В конечном итоге, если человек ищет не служения, а роста ради тщеславия или денег, то, даже добившись этого, он не будет счастлив. Потому что придется прийти к этому всему нечестным путем. Если человек живет только ради своего, простите, брюха, если он не настроен служить и помогать ближним, то никакая работа его не сделает довольным жизнью и не принесет спасения душе.
Что касается зарплаты, то в Писании сказано, что трудящийся достоин пропитания. Господь землю дал нам для возделывания, для труда, для употребления всех Его благ на благо нашей земной жизни. Один мой знакомый, ныне уже покойный, часто внутренне не соглашался с поговоркой о том, что деньги – зло, что они якобы портят человека. «Деньги не портят человека, деньги – это ключик от потаенной двери его сердца. Если в его чулане гадости, то он этими деньгами все раскрывает, все вылазит наружу. А если у него сердце богатое и доброе, то и средства он будет использовать на благо», – так он рассуждал. Деньги, хоть малые, хоть большие – это инструмент, который можно применить по-разному. При этом мы должны помнить, что Господь в Евангелии ответил юноше на вопрос о том, как достичь Царствия Небесного: Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21). Также Господь сказал: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19, 24). Но это не значит, что никто из людей обеспеченных не достоин спасения. Просто владение большими средствами – это тоже ответственность перед Богом, богатство подразумевает хлопоты, обязательства. Владелец, к примеру, крупного предприятия постоянно вынужден жить с калькулятором в голове, голова забита финансовыми вопросами, и он волей-неволей, даже если он очень добрый и щедрый человек, прилепляется к этим цифрам сердцем. А где наше сердце должно быть? У какого богатства? Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6, 20), – говорит Христос. К тому же, имея большие средства и возможности, человеку легко уйти в излишества и загубить свою душу насыщением страстей. Нужно быть очень мудрым и внимательным человеком, чтобы «справиться», правильно распорядиться богатством.
– Что такое самореализация с христианской точки зрения?
– В этом модном слове очень легко заблудиться, потому что в нем присутствует корень «сам». Как это сам?! Без Бога? Я – сам? А дело в том, что где «Я», там и гордыня и целая куча грехов. А сейчас идет внушение людям значимости и важности их «Я». Но это возвышение своего эго отделяет человека от общества. В самом слове «самореализация» отсутствует и намек на Промысл Божий, вы его там не найдете. Выходит: «Я сам себя реализовываю». А даже если логически порассуждать, то такого быть не может. Ведь создал, на эту землю привел, из небытия нас воззвал Господь. Но если слово «самореализация» изменить на «реализация талантов», то здесь уже можно говорить о синергии, о сотворчестве Бога и человека. Если человек, чувствуя в себе талант, призвание, идет за Господом, если направляет себя на служение, то он будет доволен своей жизнью, будет чувствовать себя на своем месте. А если он проходит жизненный путь под лозунгом «Я сам», то рано или поздно он упрется в огромную «стенку» по имени Бог и преодолеть ее не сможет. Всегда в жизни есть какие-то моменты, которые выходят за грани нашего понимания происходящего, в которых мы не можем видеть ни решения, ни выхода. Взять хоть те же скорби, утрату близких. В парадигме «Я сам» мир подчиняется человеку, но мы же знаем, Кто стоит за его (мира) созданием и существованием. Если хочешь в этом мире реализоваться и быть со Христом в вечности – будь честным с собой, не бойся трудиться, ищи служения, но помни, что мы не всегда можем узнать волю Божию, хоть без нее и волос не упадет у нас с головы.
20 июня 2023 г.