Святитель Феофан: богослов и проповедник Евангелия
Со святителем Феофаном Затворником нас разделяет более ста лет, но порой он кажется нашим современником. По его книгам мы знакомимся с основами духовной жизни. Его изречения – мудры и понятны, глубоки и всегда актуальны, а толкование Священного Писания помогает понять смысл притчей и заповедей Христа. Один из дней памяти святого приходится на 29 июня. И к этому дню мы решили напомнить нашим читателям о нескольких трудах святого богослова.
Для образования и воспитания
Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился в многодетной семье, его благочестивые родители, иерей Василий Тимофеевич и матушка Татьяна Ивановна, происходили из потомственных священнических семей. С детства будущий владыка обладал природной сообразительностью и светлым пытливым умом, искренне любил храм и молитву. Позднее святитель напишет, что «самое могучее средство правильного воспитания детей – это церковность».
Получив блестящее образование, он – богослов и подвижник – искренне болел за души соотечественников, поскольку во второй половине XIX века в Россию с Запада хлынули различные ереси, безбожные материалистические учения, революционные веяния, отвергающие Бога. В моду входил атеизм. В книге «Письма к разным лицам о разных предметах жизни и веры» святитель Феофан пишет: «...Нас увлекает просвещенная Европа! Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие. И оттуда уже они к нам переходят...».
Ищущим спасения
Будучи преподавателем в Санкт-Петербургской духовной академии, святитель Феофан очень серьезно относился к составлению своих лекций. По смирению, не полагаясь только на свои силы, конспекты лекций он показывал очень уважаемому им архимандриту Игнатию (Брянчанинову), который в целом одобрял эти тексты. Впоследствии эти конспекты легли в основу наиболее известной книги лекций святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики», которая еще при жизни святителя переиздавалась пять раз. Труд этот – о православном образовании и воспитании (в том числе юношества). В этой книге показаны «...три ступени жизни человека во Христе, которые по свойству их можно назвать так: первую – обращением к Богу, вторую – очищением или самоисправлением, третью – освящением...». Автор разъясняет смысл нашей веры, значение таинства Крещения для человека взрослого и для младенца, описывает путь совершенства в Боге, а также характер борьбы с внешними и внутренними врагами христианина: «...Человек весь страстен до обращения. По обращении дух, исполняясь ревности, является чистым. Душа же и тело остаются страстными. Когда начнется их очищение и врачевание, они упорствуют и восстают за свою жизнь на гонящий их дух. Эти восстания совершаются более чрез телесные и душевные силы и поражают дух, поколику им усвояются эти силы...». Но в ослаблении духа повинным бывает не одно тело. И душа привносит сюда свою негативную роль: «...В сущности, потребности тела нашего просты и бесстрастны. Посмотрите на животных: не объедаются, лишнего не спят, удовлетворив плотскую потребность в свое время, затем целый год остаются спокойны. Это лишь душа, забыв свои лучшие стремления, настроила себе из простых потребностей тела множество противоестественных стремлений, ставших, по безмерности своей, противоестественными и телу...».
В эти же годы он написал ранние свои сочинения: «Краткое учение о Богопочитании», «Поучение к говеющим во святой Великий пост» и др. В своем исследовании «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения» автор указывает, что каждому человеку в деле спасения нужно иметь опытного руководителя и духовного отца: «Как новорожденному дитяти нельзя жить без матери, которая печется о нем, лелеет его, пестует, так и новорожденному в духе и обратившемуся существенно нужны на первый раз ...руководитель и руководство... без чего могут не принести плода самые добрые начинания».
Все более ответственными становились послушания будущего святителя. После частых перемещений с места на место он был призван на Тамбовскую, а затем на Владимирскую кафедру в епископском сане. Но владыка всю жизнь стремился к уединению и ученым занятиям, чем и обусловлен был в 1872 году его уход в затвор в Успенском Вышенском монастыре.
На все случаи жизни
Вся его литературная богословская деятельность разделяется на два периода: до ухода в затвор и после. В уединении святой Феофан Затворник провел 22 года, и во время затвора родились его самые известные труды.
«Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия». Автор раскрывается здесь как выдающийся толкователь Священного Писания. Толкования его отрывков представлены на каждый день так, что читатель может перемежать чтение Писания и чтение толкований на протяжении всего года. Как правильно устроить свою внутреннюю жизнь, как готовиться к исповеди и Причастию, как возрастать в молитве, какие полезные для души книги читать – обо всем этом и многом другом в своих письмах святитель Феофан с любовью наставляет читателя. Фактически перед нами – очерк духовной жизни, проводимой в напряженной борьбе со страстями ради чистоты сердца.
«Письма о христианской жизни» – это размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, о конечных судьбах человечества.
Перевод труда преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань» – труд этот давно стал излюбленным чтением православных. Книга повествует о той невидимой битве, которую каждый христианин ведет с врагами своего спасения. В книге обозревается поле этой битвы, излагаются методы ведения борьбы, раскрываются способы использования духовного оружия, которое есть в нашем распоряжении.
Монументальный перевод «Добротолюбия» – наставления или «путевые заметки» идущих к Богу древних подвижников IV–XV веков, принадлежащие к разным монашеским традициям и богословским школам, изложены более доступным для современного читателя языком.
«Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» – сборник представляет собой письма, писанные им девушке, желающей под его руководством познавать духовную жизнь. Эта переписка вдохновила святителя последовательно и всесторонне освещать цели и пути христианской жизни, а книга впоследствии стала жемчужиной духовной литературы.
«Псалом 118» – как писал сам автор: «...Тут сокращенно все отцы и все учение о духовной жизни...».
Девять книг «Толкований посланий апостола Павла» – святитель смотрит на Слово Божие не только как на источник теоретических религиозных знаний, но и как на живое и действенное руководство в нравственной жизни.
Каждое толкование святитель Феофан начинает историческим обзором о городе и Церкви, к которой адресовано послание апостола, о поводе к его написанию, содержании и цели, месте и времени написания, после чего следует подробное и пространное толкование послания.
Узнав о великом подвижнике, люди со всех уголков стали письменно обращаться к нему за советами. Святитель Феофан, не нарушая своего затвора, не отказывал никому в наставлении. Ежедневно он писал порядка сорока ответных писем. В них он выражал отеческую заботу к одним, других наставлял, вразумлял, отвечал на вопросы о христианской жизни, утешал в скорбях, предостерегал от заблуждений.
Выдающийся русский писатель, богослов и публицист-проповедник оставил нам огромное духовное наследие. Множество книг, десятки статей и тысячи писем по праву называют духовным сокровищем Русской Православной Церкви.
29 июня 2023 г.