Освящение хлебов на всенощном бдении: история и смысл традиции
Во время вечерни, перед пением стихир на стиховне, на середине храма поставляется столик с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем (растительным маслом). Диакон во время пения тропарей совершает троекратное каждение вокруг столика. По окончании тропарей он возглашает: «Господу помолимся». И затем священник, благословляя хлебы, читает молитву, в которой просит Господа послать и приумножить нам эти земные дары, а тех, кто их примет, – освятить духовно: «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей, и умножи сия во граде сем (или в веси сей, или во святей обители сей) и во всем мире Твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».
Традиция благословения хлебов в канун больших праздников на Руси сформировалась достаточно давно, еще до XVII века. И совершителем этого чина всегда являлся старший из священников, даже если на богослужении присутствовал епископ. Такая практика являлась отражением древней традиции, в которой сформировался этот чин.
Сейчас освящение хлебов на литии в канун праздника – это атрибут особого праздничного богослужения, и связан он с воспоминанием чуда умножения Спасителем пяти хлебов – прообразом евангельского события, когда Христос чудесным образом насытил пятью хлебами пять тысяч человек (см.: Мф. 14, 13–23; Мк. 6, 30–46; Лк. 9, 10–17; Ин. 6, 1–15).
Многие моменты нашего современного богослужения изначально имели практическое значение, которое впоследствии было утрачено. Так и с чином благословения хлебов.
Русская традиция освящать коливо указывает на то, что чин благословения хлебов и всех остальных продуктов был изначально установлен ради пропитания молящихся в храме христиан, т.е. ради того, чтобы они немного поели и укрепили свои силы во время продолжительного богослужения.
Хлеб, пшеница, вино и елей не зря выбраны Церковью: с ветхозаветных времен именно они составляли основной рацион древних израильтян (Втор. 11, 14,1 Пар. 12,41). После пришествия Христа, согласно 3-му и 4-му Апостольским правилам, только эти продукты можно было приносить к алтарю. Чин благословения хлебов предварял собой совместную трапезу христиан, главная практическая цель которой заключалась в утолении голода членов общины.
Современное благословение хлебов восходит к древней традиции палестинских монастырей V–XI веков. Накануне больших праздников монахи, многие из которых жили уединенно за пределами монастыря, приходили в обитель на богослужения. Вместе с ними приходили и паломники. Удаленность обителей не позволяла паломникам и затворникам вернуться к себе домой и прийти утром на Литургию снова. Кроме того, всенощное бдение тогда часто совершалось в прямом смысле слова всю ночь. Поэтому им предлагалась пища. Письменный памятник VII века «Повествование о путешествии отцов Иоанна и Софрония» рассказывает о существовании монастырской трапезы между вечерней и утреней.
Из этого сформировалась традиция благословлять и раздавать всем по куску хлеба и по чаше воды или вина, то есть ту пищу, которую не нужно было готовить, чтобы подкрепить силы молящихся. Благословляли и раздавали их также между двумя основными богослужениями всенощного бдения – вечерней и утреней. Именно в этот момент сейчас совершается лития с благословением хлебов.
Когда практический смысл традиции был утрачен, благословение хлебов дополнили символическим исхождением в притвор с небольшим блюдом и небольшим количеством продуктов на нем.
Относиться к чину благословения хлебов можно просто – радоваться и помнить, какие мы слабые христиане, что ради наших немощей сокращено всенощное бдение, и теперь мы вкушаем благословленный хлеб лишь символически, потому что дома еще ждет сытный ужин.
4 июля 2023 г.