Отец чадолюбивый
Православная Церковь 24 февраля празднует день памяти преподобного Димитрия Прилуцкого, чудотворца, жившего в XIV столетии. Молитва, пост, любовь к уединению и праведная жизнь сделали его для многих учителем на пути спасения.
Будущий святой родился в начале XIV века в Переяславле-Залесском в семье благочестивых родителей из купеческого сословия. Когда мальчик достиг школьного возраста, родители стали обучать сына церковной грамоте. С тех пор его любимым занятием стало чтение духовных книг.
Торговые дела отца юношу не интересовали, душа его стремилась к небесным сокровищам. Сын почтенных и богатых родителей, умный и благовоспитанный, к общему удивлению окружающих отказывается от своей доли наследства в пользу родного брата, покидает родительский дом и вступает в число братства Переяславского Богородского Успенского монастыря.
В обители он стал усердно подвизаться в добродетельной жизни, за что вскоре был удостоен сана священства. В 1348 году преподобный переселился на западную окраину Переяславля. Здесь он построил храм во имя святителя Николая, а при храме устроил общежительный монастырь. К преподобному стали приходить как миряне, ищущие пострижения, так и иноки из других монастырей. Братия смотрели на своего настоятеля «как на Ангела Божия» и повиновались ему с сыновним расположением.
Во дни игуменства в Никольском монастыре у преподобного Димитрия завязалась искренняя дружба с преподобным Сергием Радонежским, подвизавшимся в 60 км от Переяславля.
Известно, что святой был одарен телесной красотой. Стараясь иссушить и умертвить плотскую красоту и суетные помыслы о ней, он вел еще более суровую и аскетическую жизнь. Но чем больше он усугублял воздержание, тем больше просветлялось его лицо, расцветая даже от сугубого поста. Оно сияло особой одухотворенностью, удивлявшей людей. Подвижнику даже приходилось прикрывать свой лик монашеским куколем, а с женщинами он старался вообще не разговаривать.
Так как обитель преподобного находилась в городе, то в воскресные и праздничные дни к богослужению приходило много горожан. Был случай, когда одна знатная женщина из любопытства захотела увидеть лицо настоятеля. Она тайком подкралась к келье преподобного и заглянула в окно. Заметив нескромность женщины, подвижник огорчился и с укоризной посмотрел на нее. Женщину охватил столь сильный ужас, что она упала в обморок. Монахи привели ее в чувство и отвели к крыльцу игумена. Женщина стала плакать и просить прощения. Преподобный Димитрий, взглянув на нее, сказал: «Неразумная, к чему тебе было видеть грешника, давно умершего для мира?». После этих слов он благословил женщину, и она смогла самостоятельно уйти домой.
Мирская слава для истинного инока — тяжелое бремя. Осознавая это, святой решил оставить родной город и свою обитель. Неподалеку от Вологды в уединенном месте преподобный решил создать первый на Русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. В 1371 году был воздвигнут деревянный Спасский собор и начала собираться братия. Святой, «как отец чадолюбивый», всех принимал с любовью.
По благословению игумена Димитрия в храме, по левую сторону от алтаря, было устроено особое место, отгороженное досками. Здесь он горячо молился Богу. Пост его был столь суров, что он по целым неделям не принимал пищи; лишь в праздники преподобный несколько ослаблял пост — вкушал малую просфору с теплой водой. Одежду подвижника составлял один только дряхлый тулуп из жестких овчин, который он носил бессменно в течение целого года, зимой страдая от стужи, а летом от зноя. Лишь после его смерти узнали, что под тулупом тело его было всегда перепоясано железными веригами весом 9,5 кг.
Спасо-Прилуцкая обитель находилась при большой дороге в Устюг, Пермь и к Белому морю. Такое положение монастыря побудило игумена развить странноприимство. По словам его жития, он был «нагим одежда, печальным утешение, бедным помогая и от напастей изымая, больных молитвою исцеляя, должников выкупая и сам долги отпуская». Нередко он покидал обитель, уходя в город для ходатайств перед властями «за обидимых и угнетенных». Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших.
К концу жизни у преподобного Димитрия открылся дар предвидеть будущее. Он сообщил братии о кончине великого князя Димитрия Донского за несколько дней до того, как весть об этом дошла до Вологды. Святой предупреждал родного брата-купца, чтобы тот не ходил торговать к язычникам. Брат ослушался и погиб.
Идя «скорбным и узким путем» подвижничества, преподобный Димитрий достиг старости и почувствовал близость своей кончины. Желая оставить после себя братии надежного руководителя, он назначил себе преемника — своего духовного сына и любимого ученика Пахомия. Когда же некоторые из братии спросили преподобного, где желает он быть похороненным, то смиренный подвижник отвечал: «Грешное тело мое бросьте в болото и затопчите там ногами».
В ночь на 11 февраля 1406 года иноки Спасо-Прилуцкой обители заметили, что по всему монастырю распространилось какое-то благоухание. Все тотчас же поспешили к жилищу преподобного, но нашли святого старца уже отшедшим: келлия его была полна дивного благоухания, а лик преставившегося подвижника сиял неземным светом, был покоен и тих, как у спящего. Погребен он был в созданной им церкви, позади правого клироса.
Сегодня мощи святого почивают в нижнем храме Спасского собора, освященного в его честь. У гробницы преподобного до 20-х годов XX века хранились его вериги (сегодня они хранятся в епархиальном церковно-археологическом музее при монастыре).
Смерть не положила предела милосердной деятельности преподобного Димитрия: и по сей день его святые мощи являются источником многих благодатных чудес и исцелений.
* * *
Святая обитель Русского Севера
Русский Север — обетованная земля православного монашества. Здесь же находится Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь — удивительно красивая обитель, окруженная могучей крепостной стеной с разноцветными башенками.
Именование «Спасский» монастырь получил по названию главного храма, а «Прилуцкий» — по местоположению при излучине реки. После многих разорений и опустошений Божией милостью и огромными трудами монастырь снова возрожден. По счастью, архитектурный ансамбль обители сохранился полностью. Мощные стены длиною около 950 м с пятью башнями огромных размеров окружают территорию площадью около 3 гектаров, на которой расположены храмы, а также жилые и хозяйственные постройки, возведенные в XVII–XVIII веках. Центр обители — собор Всемилостивого Спаса Происхождения Древ Креста Господня.
В середине XX века была проведена реставрация некоторых зданий. Сейчас в храмах устроены новые иконостасы, отремонтирована кровля на стенах и башнях. Близ алтаря собора находится колодец, ископанный преподобным Димитрием, с часовней над ним.
В обители хранится множество замечательных предметов церковной утвари и прекрасных икон. Сегодня большая часть этих сокровищ пребывает в Вологодском музее-заповеднике, однако и в самом монастыре имеются святыни, к которым стремятся паломники со всей России. Прежде всего, это, конечно, мощи преподобных Димитрия Прилуцкого и благоверного князя Иоанна Андреевича Угличского (в монашестве Игнатия Прилуцкого), сосланного великим князем Иоанном III в заточение в Вологду. Просидев свыше тридцати лет в тюрьме, он перед смертью принял постриг и был погребен в монастыре.
Есть в обители и чтимые иконы. Одна из них — икона Пресвятой Богородицы «Страстная», написанная иконописцами монастыря Кутлумуш на Афоне в память о несохранившейся келейной иконе преподобного Димитрия.
Из других вещей, принадлежащих преподобному, в обители сохранились деревянный восьмиконечный крест, собственноручно сделанный святым; другой крест, называемый Киликиевским, принесенный преподобным из Переяславля; фелонь — дар преподобному от князя Димитрия Донского; деревянные четки с перламутровой инкрустацией, игуменский посох преподобного.
Рассказывая о прошлом и настоящем монастыря, вспомним слова Патриарха Алексия II: «Мир приходит к стенам обителей, пытаясь найти там духовную поддержку, и монастыри наши своим молитвенным подвигом и доброделанием исцеляют душу народа. Дай Бог, чтобы возрождались святые обители по всему лицу земли нашей, ведь “молитвами иноков Господь содержит мир сей”».
Подготовила Наталия Бондаренко
23 февраля 2015 г.