Местоблюститель Христов
Богослужение, выражавшее поклонение, похвалу и устремленность к Богу, берет начало со времен сотворения первых людей. Грехопадение превратило его в обряд жертвоприношений, совершаемых как благодарность или мольба о помощи и прощении грехов. Ветхозаветное богослужение было храмовым и синагогальным, и по велению Бога его совершителями пророк Моисей избрал первосвященника (своего брата Аарона), священников (сыновей Аарона) и левитов. С пришествием Христа появилась Новозаветная Церковь, в которой основой богослужения стало Таинство Евхаристии. Для его совершения, равно как и для управления созданной Церковью, Господь утвердил три степени священства: диаконскую, пресвитерскую и епископскую. Поговорим о последней.
Сокровенные тайны
В Священном Писании сказано, что Господь приобрел Церковь Кровью Своей (см.: Деян. 20, 28), стал ее краеугольным камнем (см.: Мк. 12, 10). Он — не просто Основатель и Глава. Он — сама Церковь.
Дав Церкви определенное устройство — паству и иерархию, в которую вошли Его преемники, будущие пастыри, называемые апостолами, — Господь учит поклоняться Ему в духе и истине. Он говорит, что будет там, где двое или трое собраны во имя Мое (Мф. 18, 20), учит молитве и Сам молится подолгу, возводя очи к небу, преклоняя колена и главу, преподает благословение, возлагает руки, защищает дом Божий, проповедует Евангелие и устанавливает Таинства. Он повелевает крестить уверовавших в Его Церковь, вязать и разрешать грехи и совершать в воспоминание Его крестной жертвы Божественную Евхаристию, заменяющую кровавые приношения, символизировавшие Агнца Божия.
О служении Господа апостол Павел пишет: уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа (Евр. 3, 1). Будучи посланником Бога, Он посылает на служение или пастырство, суть которого — учительство, священнодействие и управление, Своих учеников — апостолов. Таким образом, сама Церковь была названа апостольской и послана в мир, чтобы привести его к Христу.
С тех пор прошло много веков, а у христиан по-прежнему есть возможность обращаться к Евангельскому учению, проповедуемому во всех языцех (Мк. 13, 10) и участвовать в богослужении. Его внешний подробный и используемый до сегодняшнего дня чин сохранили и оставили в практике апостолы: вся благообразно и по чину вам да бывают (1 Кор. 14, 40), а письменно закрепили участники Вселенских и Поместных Соборов.
Самым главным в Церкви остаются благодатные Дары Святого Духа, полученные в день Пятидесятницы. Их апостолы тоже не только сохранили, но и передали преемникам через Таинство Священства. Сначала для помощи в богослужении и опеки нуждающихся апостолы учредили низшую степень церковной иерархии — диаконскую. Затем апостолы избрали пресвитеров, наделив их правом проповедовать, совершать богослужение и управлять церковными общинами.
Постепенно уверовавших во Христа становилось больше и больше, и апостолы уже не могли лично назначать диаконов и пресвитеров. Эти полномочия они возложили на представителей высшего церковного сана — епископов — искусных в Божественном Писании мужей. Так, святитель Ириней Лионский писал, что апостолы знали сокровенные тайны и открывали их только совершенным. А сообщали же их только тем, кому поручали церкви и передавали собственное служение, то есть весьма совершенным и неукоризненным во всех отношениях людям.
Исключительные права
Апостольское и епископское служение имеет тесную связь, так как в Священном Писании Сам Господь назван и апостолом, и епископом. Не без оснований сан епископа считается древнейшим. Об этом свидетельствует и святитель Игнатий Богоносец, живший в I веке. В послании магнезийцам он дает наставление слушаться властей — диаконов, пресвитеров и епископов, которым вверено служение Иисуса Христа.
По древней традиции в сан епископа возводят только священников, имеющих высший монашеский чин, — архимандритов. Епископов крупных областей и городов называют архиепископами, епископов митрополий и столичных городов — митрополитами, или экзархами (от греч. «глава»), помощников епископов, управляющих многолюдными епархиями, — викарными (от лат. «вместо») епископами, викариями, наместниками. В древних столицах — Риме, Константинополе, Александрии, Антиохии и Иерусалиме — епископов именовали патриархами (от греч. «отец» и «власть»). Впоследствии титул перешел к главам Поместных Церквей, в том числе и Русской. По благодатным дарованиям все епископы равны и их одинаково принято называть «архиереями», «иерархами», «святителями», «архипастырями» и «владыками».
Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Епископ представляет собою Лицо Христа и есть наместник Господа». В своей частной церкви или епархии епископ является местоблюстителем Христовым. Он — начальник всей подведомственной ему иерархии и паствы. Приняв от апостолов право рукополагать пастырей, архиерей дает им права и духовную власть, через которую он освящает и саму паству.
В трудах Симеона Солунского подчеркивается, что литургическая жизнь прихода зависит от архиерея, потому что без него не будет ни престола, ни антиминса, ни рукоположения, ни святого мира, ни Крещения, ни, следовательно, христиан. Он — главный учитель и для простых верующих, и для духовенства. Епископ учит вере и благочестию клир и народ. По силе Духа он — первый священнодействователь и совершитель семи таинств.
Архиерей возглавляет сонм священнослужителей при совершении Таинств Евхаристии, Священства, Крещения, Миропомазания, Покаяния. Используемый Греческими Церквями Архиератикон (архиерейский чиновник) содержит чин обручения и венчания. В византийском обряде, принятом и в Православной Церкви, привилегией архипастыря являются рукоположение во епископа (обязательно участие нескольких владык), пресвитера, диакона; хиротесии во архи- и протодиакона, протоиерея и протопресвитера, игумена и архимандрита, иподиакона, чтеца, певчего, свещеносца; награждения клириков за Литургией; освящение храма, антиминса, мира. А если епископ совершает богослужение или просто в этот момент находится в храме, то порядок службы изменяется.
Архиерей — правитель в епархии. Он имеет власть над клиром и может назначать на приходы, перемещать, награждать и взыскивать. Духовенство обязано выполнять его постановления и ничего не совершать в церкви без его разрешения. Епископ же должен следить за исполнением Божественных заповедей и наставлять паству, так как согласно 39-му апостольскому правилу ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их. «Без епископа ни Церковь Церковью, ни христианин христианином не только быть, но и называться не может. Ибо епископ <…> есть живой образ Бога на земле и, по священнодействующей силе Духа Святаго, обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение. Епископ столько же необходим для церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира», — заключают отцы Иерусалимского Собора 1672 года.
Небесная Евхаристия
Святитель Игнатий Богоносец писал: где епископ, там должен быть и народ, так же, как где Христос, там и кафолическая Церковь. Поэтому и в богослужебном собрании архипастырь занимает такое же место, какое занимал Христос среди учеников. Богослужение с участием епископа продолжительно, богословски насыщено и богато литургическим церемониалом. При его совершении архиерей предстает во всем великолепии своего сана — облачается особым образом, использует специальные атрибуты.
В богослужении все наполнено смыслом. Святейший Патриарх Алексий II отмечал: не только чин, или церемониал, но и внешний вид, внутреннее устройство храма — все продумано так, чтобы не оскорбляло ни слуха, ни взора и не отвлекало от устремления к небу, к Богу, к миру горнему. Чинопоследование архиерейской службы разработано детально, но не для того, чтобы развлечь нас. Оно является литургической школой, ведь все священнодействия имеют исторический аспект, а епископ выступает как отец и учитель, благодаря которому мы приобщаемся к небесной Евхаристии, тайнам Царства Божия.
Например, при совершении малого входа, когда иподиаконы и духовенство выносят свечу, посох, дикирий, трикирий и рипиды, а архиерей обращается к Богу: «Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость», — мы становимся свидетелями шествия, иконно, символически отображающего величественное и благоговейное сопровождение Ангелами Царя Славы. Это касается и великого входа. Когда «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным, предходят же Сему лицы ангельстии». Их снова символизируют иподиаконы и священнослужители, входящие в алтарь для совершения бескровной службы.
Торжественность архиерейское богослужение унаследовало от византийской соборной Литургии, сохранив элементы константинопольского императорского церемониала. Однако основа архиерейской службы — чин, восходящий к первым векам бытия Церкви. Об этом пишет протопресвитер Александр Шмеман: «Когда Литургию служит епископ, налицо и встреча его собранием, и облачение его посреди собрания, и невхождение в алтарь до малого входа, и, наконец, как бы повторное совершение им проскомидии перед великим входом. Неверно думать, что все это возникло из особой “торжественности”, свойственной архиерейской службе, против которой иногда раздаются голоса ревнителей “первохристианской простоты”. Как раз наоборот, архиерейская служба гораздо более сохранила и форму, и дух ранней евхаристической практики, и сохранила именно потому, что в ранней Церкви именно епископ был обычным предстоятелем евхаристического собрания».
Дарья Хохлова
24 марта 2015 г.