Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«НОВАЯ ТВАРЬ ВО ХРИСТЕ»: КАК ИИСУС ИЗМЕНИЛ НАС И НАШ БРАК

Протоиерей Иосия Тренхэм с 1998 года служит в храме в честь апостола Андрея Первозванного в городе Риверсайд американского штата Калифорния (Антиохийская Православная Церковь). Женат, имеет 10 детей. Автор ряда книг и статей. Известен как поборник традиционных ценностей, в том числе в публичном пространстве.

Брак в Кане. Евангелие. Конец. XIII в. Монастырь Иверон, Афон

«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Наконец-то мы подошли к Святому Евангелию и христианскому образу жизни! Наступила полнота времен, и Бог послал Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Как все изменилось! Ни один аспект человеческой жизни не остается таким, каким он был до прихода Христа. Все умерло вместе с Ним, и все воскресло и преобразилось в Нем. Все для нас было искуплено, преображено, обожествлено, возвышено и, одним словом, стало христианским.

Когда Иисус пришел на землю, Он нашел нас хромыми, слабыми и немощными, и Он усовершенствовал наши тела и вернул их в здоровое состояние, точно так же, как Он исправлял, формировал, улучшал и исполнял ветхозаветный закон. Преподобный Ефрем Сирин описывает некоторые целебные действия Воплощения Христа на человеческую природу в своем 37-м гимне о девстве:

«Его тело заново смешалось с нашими телами, и Его чистая Кровь излилась в наши вены, и Его голос – в наши уши, и Его сияние – в наши глаза. Все от Него смешалось со всеми нами благодаря Его состраданию, и поскольку Он очень любит Свою Церковь, Он не дал ей манны ее соперника. У Него был живой Хлеб, который она должна была вкушать. Пшеница, оливки и виноград, созданные специально для нас, – все это символически служит Тебе тремя способами. С помощью трех лекарств Ты излечил нашу болезнь. Человечество стало слабым и печальным и угасало. Ты укрепил его Своим благословенным Хлебом, и утешил его Своим трезвым Вином, и обрадовал его Своим святым миром».

Бог стал человеком, мост через пропасть преодолен, посредничество осуществлено, праведность доведена до совершенства и продемонстрирована на земле, смерть побеждена, дьявол повержен, грех искуплен, проклятие отменено, ад разрушен, Христос воскрес, Богочеловек вознесся, рай открыт, человеческая плоть воссела на небесах, престол Давида занят, Царство установлено, демоны попраны, а человек удостоен большой чести. «С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог»!

Воскрешение девства и брака

Новизна христианского человека явно проявляется в его браке и сексуальной жизни. С искуплением и возвышением человеческой природы пришло искупление и возвышение всего, что с ней связано, включая брак. С Воскресением Иисуса Христа пришло воскресение святого девства, утраченного при грехопадении. Все невыразимо славные евангельские реалии, перечисленные выше, спровоцировали огромные перемены в нашем образе жизни.

С земли на Небеса

В Евангелии основное внимание сосредоточено уже не на земле, как это было в Законе, а на Небесах. Пока Иисус не уничтожил смерть и на земле не было установлено Его Царство, обещание небесной награды было неясной мечтой и лишь мотивирующим фактором для народа Божиего, вот почему в Законе Господь вдохновил Свой народ обещаниями земного благополучия и безопасности. Прочтите книгу Второзакония (гл. 27–29) или Левит (гл. 26). Там вы найдете как благословения, так и проклятия Ветхого Завета. Те, кто подчинялся закону, получали огромные земные награды: долгую жизнь, иммунитет от телесных болезней, благоприятную погоду, обильные урожаи, безопасность в городах, гражданский мир, защиту от диких животных, многодетность и победу в войнах. Нарушители Закона, с другой стороны, получали мучительные земные проклятия: внезапный ужас, чахотку и лихорадку, бесплодные поля, неурожаи, поражение в войнах, гибель скота и детей, и все это как «отмщение за завет» (Лев. 26: 25). Вы видите акценты? Земные вещи.

Иисус не так учил. Вместо постоянного обращения к земным благословениям и проклятиям Он апеллировал к реальностям рая и ада и к высшей мотивации из всех – любви. Господь обещал Царство, великие награды и «добрый ответ» на Своем Страшном Судилище. На самом деле, никто не говорил чаще и в большем количестве выражений о реальности вечных наград, о рае и аде, чем Сам Господь любви. Почему Иисус так много говорил об аде? Потому что Он не хочет, чтобы кто-нибудь туда попал. Он призывал Своих учеников «искать прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33) и вообще не беспокоиться о земных вещах. Своим примером и учением Он научил нас презирать земные награды и наказания, как взрослые больше не ценят детские игрушки. Мы должны не бояться убивающих тело, а бояться более Того, кто может и душу и тело погубить в геене (Мф. 10: 28). Христиане должны устремлять пристальные взоры на награды Царства и на ужасы адского огня.

В отличие от иудеев, христианам не обещали, что их тела, дети и домашний скот будут совершенно здоровыми, преуспевающими и плодовитыми. Христиане не тратят свою жизнь на то, чтобы обладать в земном смысле землей обетованной, или полными амбарами, или цветущими полями, или иметь защиту от болезней, или много земных потомков, хотя все это остается благословением от Бога. Христианам обещано другое, и они должны быть всегда готовы к прямо противоположному в этой жизни. Наш удел – гонения, «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3: 12). Наш удел – страдание, «Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1: 29). Наш удел – святое мученичество: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8: 34–35). Мы не зря носим крестики на груди! Мы готовимся умереть за Христа. Смерти больше не боятся; скорее, сейчас к ней относятся с презрением, что было продемонстрировано бесчисленными мучениками, которые украсили Церковь своей кровью за последние 2000 лет.

Мученики и верные христиане, которые готовы стать мучениками, показывают, что они ищут не земных наград, но наград настолько более высоких, чем те, которые предлагались верующим в Ветхом Завете, насколько Небеса выше земли. Согласно cвятому апостолу, мы благословлены во Христе «всяким духовным благословением в Небесах» (Еф. 1: 3). Поскольку Иисус обитает на Небесах, то Небеса находятся там, где наше сердце, наш разум и наша надежда. «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа Иисуса Христа» (Флп. 3: 20). Мы стремимся не иметь много детей и благоденствие на земле, а тоскуем по самому раю. Мы стремимся не к приумножению денег, а к стяжанию Святого Духа (ср.: Лк. 11: 13). Мы сосредоточены не на видимых и временных вещах, а на невидимых и вечных (ср.: 2 Кор. 4: 18). Надежда народа Божиего – это уже не долгая жизнь на земле, а вечная жизнь в Царстве Божием (ср.: Ин. 17: 3).

От ребенка к взрослому

Эти новые небесные устремления христиан прочно укоренены и поддерживаются новой евангельской этикой, установленной Самим Иисусом. Закон Нового Завета, «Закон Христов» (ср.: Иак. 1: 25), является более строгим моральным кодексом, чем Ветхий Завет. Закон Христа приводит Закон Ветхого Завета к исполнению (ср.: Мф. 5: 17–20). Таким образом, религиозные законы в Новом Завете намного строже, чем в Ветхом. В отличие от эпохи Ветхого Завета, мы, верующие Нового Завета, поднялись на «более высокую вершину и “раздеваемся” для более сурового спортивного состязания. Ибо что еще заповедано нам, как не то, чтобы мы жили подобно этим умным и бестелесным силам?». Сейчас, в эпоху Церкви, мы соревнуемся в добродетели с ангельскими силами, и это имеет огромные последствия для брака, девства и сексуальной жизни.

От иудея к христианину

Эта новая и высшая цель жизни в Христианской Церкви проповедуется Иисусом, потому что теперь человек сам обновился и возвысился. Не только Воплощение Иисуса, Его безупречная земная жизнь, смерть, сокрушение ада, Воскресение, Вознесение, сидение одесную Бога-Отца и ниспослание Святого Духа на всякую плоть в День Пятидесятницы в корне искупили и возвысили человеческую природу, но и благодать Божия, излитая на человечество, значительно преумножилась. Божественная помощь, посланная человеку в Новом Завете, огромна, ибо мы стали причастниками самого Божеского естества (2 Пет. 1: 4). Мы мистически соединены в тесном общении со Святой Троицей. Бог в нас, и мы в Боге: такова христианская жизнь (ср.: Ин. 14: 23). Этот союз Бога и человека осуществляется, поддерживается и углубляется Святыми Таинствами, установленными Самим Христом и совершаемыми в Его Теле, Церкви, «домостроителями таин Божиих» – Святыми апостолами и их преемниками (1 Кор. 4: 1). Мы больше не живем в тени и с прообразами Святых Таинств, как праведники Ветхого Завета. У них был прообраз Крещения, когда они крестились в Моисея в облаке и в море, а у нас есть настоящее Крещение. У них был прообраз Евхаристии, когда они ели манну в пустыне и пили из скалы, которая сопровождала их, но у нас есть настоящая Евхаристия (Ср. 1 Кор. 10:1-4). Однако эти прообразы, будучи всего лишь тенями грядущих славных Таин и указателями на них, не принесли людям радикального возрождения. Они все еще находились в ловушке сексуальной распущенности, за что в один день Господь попустил 23 000 из них погибнуть (см.: 1 Кор. 10: 8–9).

«Наше тело до пришествия Христа было легкой добычей нападок греха. Ибо после смерти в него также вошел большой рой греховных страстей. И по этой причине было нелегко упражняться в подвигах добродетели. Ибо не было ни Духа, который мог бы помочь, ни Крещения, которое могло бы умертвить страсти. Но, как какая-нибудь лошадь, которая не слушается узды, оно действительно бежало, но часто оступалось, а Закон тем временем объявлял, что следует делать, а чего нет, но не передавал участникам забега ничего сверх словесных увещеваний».

Теперь конец века сего настал для нас. Мы крестились во Иисуса Христа и в этом Крещении мистически соединились со Христом, получили полное отпущение грехов и родились свыше от воды и Духа. Мы умерли для ветхого человека, который был порабощен похотями, и соединились с Воскресением Иисуса в нашем Крещении, чтобы могли ходить в обновленной жизни (ср.: Рим. 6: 3–4). Мы запечатлены Святым Духом Божиим обетования в Миропомазании, нашей личной Пятидесятнице (ср.: 2 Кор. 1: 21–22). Вкушая Тело и Кровь Иисуса во время Святой Евхаристии, мы пребываем в Нем и имеем вечную жизнь (ср.: Ин. 6: 50–58).

Таким образом, человек был облагорожен и получил больше божественной помощи, но в то же время нравственная планка была поднята на абсолютно новую высоту. Вот как мы должны понимать Его заповедь о том, что наша праведность должна превосходить праведность книжников и фарисеев (ср. Мф. 5: 20). С увеличением благодати приходят и все более тяжкие испытания. Христос преобразил наши способности, дав человеку крылья, не меняя фундаментального человеческого естества. Это подобно тому, как железо соприкасается с огнем: железо приобретает свойства огня, сохраняя при этом свою природу. С пришествием Святого Духа плоть человека стала легче, «всецело духовной», «распятой во всех частях» и «летающей на тех же крыльях, что и душа». Это преображение сделало возможным самоотречение и превратило голод, побои и тюрьмы в безболезненный опыт. Образ жизни Ветхого Завета, включая такие сферы, как брак и сексуальная жизнь, ниже человека Нового Завета. Святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Поскольку мы были удостоены более обширного и совершенного учения, поскольку Бог больше не говорил через пророков, но “в последние дни сии говорил нам в Сыне” (Евр. 1: 2), давайте покажем беседу, гораздо более возвышенную, чем у них, и соответствующую оказанной нам чести. Странно было бы, если бы Он так умалил Себя, что предпочел говорить с нами больше не через Своих служителей, а Своими собственными устами, и все же мы не показали бы ничего большего, чем в прежние времена. У них был учителем Моисей, у нас – Господь Моисея. Давайте же тогда проявим небесную мудрость, достойную этой чести, и не будем иметь ничего общего с землей».

Давайте не будем иметь ничего общего с землей! Теперь мы увидим, как христиане выразили свою новую жизнь в возвышении брака и хранении святого девства.

Поделиться в: