Важный выбор
Детство всегда с надеждой обращено в будущее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Ни для кого не секрет, что с этого года в программу обучения общеобразовательных школ будет введен новый обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В связи с этим организаторы семинара в Покровской гимназии ставили своей целью поделиться с будущими преподавателями «Основ православной культуры» (это один из шести предлагаемых для изучения модулей) своим уже богатым опытом введения духовно-нравственной составляющей в ежедневный учебный процесс.
Воспользоваться опытом православной гимназии буквальным образом преподаватели ОПК едва ли смогут, так как их будущая аудитория — светская. Но зато они имели возможность преодолеть собственные страхи и предубеждения — на их глазах обычные учителя привносили в достаточно скучно поданные светскими учебниками уроки новые оттенки, одухотворяли их, заставляя посмотреть на привычные вещи под другим углом — с точки зрения православной традиции.
Это может стать мощным толчком для внутреннего развития будущих преподавателей ОПК, многим из которых еще только предстоит получить необходимые знания на курсах повышения квалификации учителей.
Время пролетит быстро, и 1 сентября они окажутся в роли людей, которые будут знакомить наших детей с Православием. Причем сделать это им предстоит настолько тонко, избегая множества подводных камней, провокационных ситуаций, неловкостей и пр., чтобы их никто не смог упрекнуть в недостаточной толерантности к представителям других религиозных конфессий и атеистам.
В то же время на них лежит огромная ответственность — показать мир православной культуры во всей его глубине, красоте и величии. Если они это сделают плохо, если на уроках ОПК будет скучно и тоскливо, это станет почти преступлением перед новым поколением, учитывая, что для кого-то из детей уроки ОПК в средней школе — это, возможно, единственный шанс приобщиться к культуре своих предков.
Воспитывать или образовывать
На наших глазах общеобразовательные школы постепенно снимали с себя воспитательные функции, на родительских собраниях большая часть времени стала отводиться обсуждению материального обеспечения жизни школы, зачитыванию официальных документов, учителя все чаще стали подчеркивать, что функция — воспитывать детей — с них снята официально, и теперь они называются просто кураторами.
Ситуация осложнилась и тем, что поколение, выросшее в тяжелейшее время потери нравственных ориентиров в нашем обществе, и в том числе в школе, вернулось в нее уже в качестве родителей, а иногда и учителей. Очень многие демонстрируют свою неспособность и нежелание давать детям самое элементарное воспитание, заменив его дорогостоящими развлечениями, искреннее считая, что, обеспечивая своим чадам красивое безбедное существование, они дают им самое главное в жизни. Обычные человеческие ценности ставятся под сомнение, и то, что когда-то впитывалось с молоком матери, перестало быть очевидным порой и для взрослых людей. И нередко приходится слышать от учителей, что самая большая проблема современной школы — это вовсе не дети, а их родители.
Появилась острая необходимость возвращения воспитательной функции в школы. «Приобщение младших подростков к традиционным морально-нравственным идеалам, ценностям, моральным нормам» — так формулируется одна из задач, которую предстоит решить с помощью курса «Основ религиозной культуры и светской этики». По сути это означает, что наши дети остро нуждаются в том, чтобы им кто-то, наконец, объяснил, «что такое хорошо и что такое плохо»
В качестве иллюстрации приведу выдержку из доклада заместителя начальника управления образования администрации Советского муниципального района Дрозденко И.В., прочитанного ею на межмуниципальной конференции «Основы православной культуры — актуальность духовно-нравственного воспитания в школе»: «Готовясь к сегодняшней встрече, мы сделали опрос 154 учащихся 5-х классов на предмет изучения их отношения к жизненным ценностям и сформированности духовно-нравственных понятий. Учащимся было предложено написать, как они понимают слова: Мудрость, Добро, Зло, Совесть и т.д. Кроме того, предлагалось из списка 10 желаний выбрать только 5. Среди желаний были те, что отражают нравственные ценности, и сугубо материальные желания. Особенностью опроса было то, что часть учащихся, принимавших в нем участие, только приступили к изучению курса в этом учебном году (таких было большинство — 131 человек или 85%), а 23 ребенка (15%) изучают «Основы православной культуры» уже более двух лет. Конечно, мы получили самые разные ответы. Были среди них и курьезные, как, например, такой: „Гордыня — это гордая девушка”, были и глубокие: „Совесть — это маленький сигнал внутри тебя, позволяющий определить, добро или зло ты делаешь”). Но в целом результат нас порадовал: в числе детей, изучающих ОПК не первый год, количество тех, у кого сформированы четкие представления о нравственных ценностях, оказалось на порядок больше, чем среди детей, только приступивших к изучению основ Православия».
Не выбрать «ничто»
Введение курса ОРКСЭ (в него входят шесть модулей — основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики) — это спасательный круг, который должен удержать на плаву российское общество, начавшее уже в буквальном и переносном смыслах терять свое будущее — своих детей.
Какой из шести модулей предпочесть для своего ребенка — этот выбор предстоит сделать родителям. Это зависит от традиций семьи, ее национального состава, личных предпочтений. Как правило, выбирать приходится из трех модулей — между основами одной из религиозных культур, основами мировых культур и основами светской этики.
Хотелось бы посоветовать всем родителям — прежде чем принять столь ответственное решение, познакомиться с учебниками, по которым их детям предстоит осваивать выбранный курс, поразмышлять о том, а что собственно даст их чадам знакомство с тем или иным материалом, и какое продолжение оно будет иметь в дальнейшей жизни ребенка.
Есть еще один очень важный момент — насколько готовы педагоги (а это учителя начальной школы, преподаватели-словесники, историки, географы) давать те или иные знания учащимся.
В нашей области уже накоплен большой опыт подобной работы, в некоторых районах преподавание «Основ православной культуры» проводится уже порядка 20 лет, есть хорошие методические наработки, которыми преподаватели охотно делятся друг с другом. Отдел катехизации и религиозного образования Покровской епархии ведет работу по распространению лучшего из наработанного за эти годы. Регулярно проводятся мероприятия по обмену опытом и повышению квалификации преподавания данного предмета. Покровская епархия охотно сотрудничает с руководителями образовательных учреждений, предоставляя им возможность углублять свои знания и опыт. Сейчас идет активная работа по документальному оформлению договоров о сотрудничестве штатных клириков епархии со школами, причем речь идет только о необходимой духовной и информационной помощи светским педагогам, а вовсе не замещении их священнослужителями — уроки ОПК не станут вероучительными, как этого боится часть родителей и учителей. Это хотелось бы особенно подчеркнуть.
Общение педагогических коллективов и родителей со священниками уже дало положительные результаты. В тех школах, где на родительских собраниях при выборе одного из шести предлагаемых для изучения модулей выступили представители Русской Православной Церкви, процент выбравших для своих детей предмет ОПК значительно вырос. Родители увидели, как много может дать их детям Православие, и как много дети могут потерять, не приобщившись еще в школе к культуре собственного народа. К тому же подготовленность преподавателей именно данного модуля достаточно высока.
В связи с этим хочется вспомнить, как в одной из статей, посвященных введению курса ОРКСЭ, педагог-противник ОПК не без злорадства отметил, что ОРКСЭ — это меньшее зло, чем ОПК, так как родители в своем большинстве из чувства самосохранения выбирают основы мировых религиозных культур и основы светской этики, то есть — выбирают ничто. Где у нас кадры, способные говорить с десятилетними детьми о мировых религиях, и что такое светская этика? Следовательно, ОРКСЭ — это очередная профанация, и скоро все вернется на круги своя.
От себя добавлю, что «круги своя» — «своя» для данного педагога, а для нас с вами — дорога в пропасть. Этого не должно произойти.
Интегрированные уроки
Но вернемся в гостеприимные стены Свято-Покровской православной классической гимназии. После торжественного открытия регионального семинара для преподавателей ОПК участникам мероприятия было предложено посетить уроки начальной школы, на которых преподаватели показывали, как нравственно-духовные ценности Православия можно интегрировать в материал, предлагаемый обычными светскими учебниками, такими как «Английский язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение». Это действительно было очень интересно и неожиданно. На английском дети вместе с учительницей говорили о трапезе Великого поста, тема урока была «Продукты». Весь урок прошел на английском языке, но было видно, что детям легко и интересно обсуждать выбранную тему, ведь трапеза Великого поста — это часть их собственной повседневной жизни.
На уроке по окружающему миру обсуждались эмоции и темперамент. Урок начался с чтения молитвы Оптинских старцев на начало дня, после чего очень просто было перейти к обсуждению положительных и отрицательных эмоций человека. Отдав должное малоинтересному для детей материалу учебника — поиграв в сангвиников, меланхоликов и прочих холериков, предоставив детям разобраться в причинах появления у них тех или иных чувств и эмоций, преподаватель поговорил с учениками о способах управления отрицательными эмоциями — с помощью молитвы и положительных движений души,
На уроке литературного чтения говорили о радости жизни в произведениях Некрасова, причем для разбора было взято стихотворение «Крестьянские дети». Помню, что во времена моего советского детства поэзия Некрасова воспринималась как исключительно депрессивная, и если и вызывающая чувство радости, то только от того, что мы, счастливые советские дети, живем не в те мрачные времена, когда русский народ изнывал под гнетом… и т.д. и т.п. Мне было очень интересно побывать на таком уроке и посмотреть, как у преподавательницы получится совместить Некрасова с радостью жизни. И, представьте, ей это удалось, причем безо всяких натяжек. А я поняла, что мои представления о великом русском поэте весьма ущербны.
Отдельно хотелось бы остановиться на уроке Закона Божия, посвященном Великой Среде Страстной седмицы. И хотя Закон Божий, как вероучительный урок, не входит в программу ОПК, и светские учителя не смогут воспользоваться методическими наработками преподавателя вероучительных дисциплин, все, кто присутствовал на нем, получили новое представление о том, каким может быть взаимодействие учителя со своими учениками. Многие испытали настоящее потрясение. На наших глазах происходило чудо — яркий, глубокий, сдержанно-эмоциональный человек, хрупкая девушка, проживала вместе с десятилетними детьми события Страстной седмицы. Дети были совершенно подготовлены к этому разговору, подготовлены всем предшествующим общением со своей учительницей, а она вовлекала души этих маленьких христиан в работу своей зрелой, глубокой, страдающей души. В общем, мы увидели то, чему нельзя научить, рядом с чем все методики и вспомогательные средства обучения кажутся ненужными и легковесными, но этот урок еще раз показал, чем может стать личность учителя в жизни человека.
К сожалению, побывать на всех уроках было невозможно чисто физически, но мероприятие достигло своей главной цели — учителям светских школ стало совершенно понятно, что в нашей области существует огромный и разнообразный опыт преподавания ОПК, что им есть к кому обратиться за советом и помощью. И они могут делать это совершенно уверенно — ведь речь идет о той интеллектуальной собственности, делясь которой бескорыстно и щедро, обогащаются все — педагоги, дети и их родители.
Елена Гаазе
6 апреля 2012 г.