Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Держи свой ум во аде и не отчаивайся»

«Любит душа моя Господа, и как скрою огонь сей, который согревает душу мою? Как забуду милости Господни, в которых душа моя познала Бога?» — эти слова принадлежат преподобному Силуану Афонскому. Юношей он пришел на Святую Гору и остался там навсегда. В глазах братии он был «просто хорошим монахом», опыт его напряженной духовной жизни, оставшийся неявленным для современников, открылся лишь после блаженной кончины подвижника. И этот опыт содержит универсальный совет для спасения души, данный преподобному Самим Господом: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся». Эти слова, данные старцу как программа духовной жизни, приспособленная к его конкретному состоянию, имеет и для нас ценность как средство от главных духовных недугов — гордыни и отчаяния, которые возможно победить лишь взращиванием двух важнейших христианских добродетелей — смирения и упования.

Выбор пути

Симеон Иванович Антонов (будущий старец Силуан) родился в 1866 году в селе Шовск Тамбовской губернии в крестьянской семье, в которой было семеро детей. Жили Антоновы бедно, но дружно.

С раннего детства Симеон работал вместе со старшими, помогал отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. Он даже вынужден был оставить сельскую школу, проучившись в ней только две зимы, потому что был нужен дома.

В жизни Симеона были две важные встречи, которые привели юношу к монашеской жизни. Его отец — Иоанн Антонов — любил принимать странников. Однажды он пригласил в гости книгоношу. Семья святого была благочестивой, но неграмотной, поэтому отец стремился узнать что-то от образованных людей. Но гость, на удивление, стал доказывать, что Бога нет. Симеон подумал: «Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога». Когда гость ушел, мальчик сказал отцу: «Ты меня учишь молиться, а он говорит, что Бога нет». На это отец ответил: «Я думал, что он умный человек, а он оказался дурак. Не слушай его».

Много лет спустя, когда Симеон работал столяром в имении князя Трубецкого, он услышал от кухарки, что та побывала на могилке у подвижника Иоанна Сезеновского. Она говорила о его святой жизни и чудесах, происходящих по молитвам на его могилке. Некоторые из присутствующих подтвердили эти рассказы, и все говорили, что Иоанн был святой человек. Слыша эту беседу, Симеон подумал: «Если он святой, то, значит, Бог с нами, и незачем мне ходить по всей земле — искать Его», и при этой мысли юное сердце загорелось любовью к Богу.

После этого Симеон стал много молиться и почувствовал сильное желание стать монахом. В то время он даже просил отца отпустить его в Киево-Печерскую лавру, но отец категорически ответил: «Сначала кончи военную службу, а потом будешь свободен пойти».

Повинуясь, Симеон вернулся к своей обычной жизни. Было ему в ту пору девятнадцать лет. Благочестивое намерение вскоре оставило его, и он, как многие его сверстники, поддался соблазнам мира.

Но Господь не оставил Симеона. Как-то ночью после очередного гуляния юноше приснился сон, в котором он со стороны увидел, как в него проникает «злосмрадный змий». Почувствовав страх и отвращение, он проснулся и услышал голос Божией Матери: «Ты проглотил змия во сне и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть на то, что ты делаешь».

Два этих события помогли юноше выбрать путь. Он почувствовал глубокий стыд за свое прошлое и начал горячо каяться перед Богом. Решение по окончании военной службы уйти в монастырь вернулось.

Военные годы

Военную службу Симеон отбывал в Петербурге, в лейб-гвардии, в саперном батальоне. Уйдя в армию с живой верой и глубоким покаянным чувством, он не переставал помнить о Боге. Он был честным и добросовестным солдатом, хорошим и верным другом.

Любовь к Богу проявлялась в каждом его слове и действии. Однажды в какой-то праздник Симеон пошел с друзьями в столичный трактир. Пока сослуживцы пили и весело общались, юноша в основном молчал. Когда его спросили, почему он ничего не говорит, он ответил: «Я думаю: сидим мы сейчас в трактире, едим, пьем водку, слушаем музыку и веселимся, а на Афоне теперь творят бдение и всю ночь будут молиться; так вот — кто же из нас на Страшном суде даст лучший ответ, они или мы?» На что другой его сослуживец сказал: «Какой человек Семен! Мы слушаем музыку и веселимся, а он умом на Афоне и на Страшном суде».

Покинув Петербург, Симеон приехал домой и пробыл там всего одну неделю. Попрощавшись с родными, он уехал на Афон.

Монашество

В русский монастырь святого великомученика Пантелеимона юноша прибыл осенью 1892 года. По традиции, вступая на путь монашества, новоначальные должны были провести несколько дней в полном одиночестве, письменно изложить свои грехи и исповедать их духовнику. Брат Симеон отнесся к этому очень ответственно. В таинстве Покаяния он хотел освободить свою душу от всего, что тяготило ее, и потому, ни в чем себя не оправдывая, исповедал все деяния своей жизни. Духовник сказал ему: «Ты исповедал грехи свои перед Богом и знай, что они тебе прощены... Отныне положим начало новой жизни... Иди с миром и радуйся, что Господь привел тебя в эту пристань спасения».

Послушником Симеон был терпеливым и послушливым. В монастыре его любили, часто хвалили за исправную работу и хороший характер, и ему это было приятно. Так начало зарождаться тщеславие. Симеону стали являться бесы. Иногда они говорили ему: «Ты теперь святой», а иногда: «Ты не спасешься». Брат Симеон спросил однажды беса: «Почему вы мне говорите по-разному?». Бес насмешливо ответил: «Мы никогда правды не говорим». Это очень смутило инока, поэтому он начал много молиться, изредка прерываясь на короткий сон. Господь явился святому в храме во время службы, брат Симеон почувствовал облегчение и помощь, впервые за долгое время он испытал пасхальную радость в утомленной душе.

Через 15 лет со дня явления преподобному Господа его ум вновь омрачился диавольскими нападениями, душа потеряла мир. Со временем эти страдания усилились мучительными борениями с бесами, по ночам отрывавшими его от непрестанной внутренней молитвы. В одну из таких ночей он воззвал ко Господу: «Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?» — «Гордые всегда так страдают от бесов», — был ему ответ. «Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа?» И снова в сердце прозвучал ответ Бога: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Таким образом, монаху открылось, что корень всех грехов — гордость, а Бог есть Смирение, и потому желающий найти Бога должен научиться быть смиренным.

Даже будучи в преклонном возрасте, когда физические силы практически оставили его, святой продолжал напряженно молиться. Молитва звучала в его сердце независимо от времени и места. Молился святой за живых, усопших, родных и далеких, обо всех в мире.

 

Ксения Алексеева
Поделиться в: