Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Свои чужие дети

 

«Однажды утром, листая ленту в социальной сети, я увидела сообщение одного саратовского священника. Он писал о том, что у троих детей умер папа, и они остались совсем одни. Я тут же позвонила мужу. "Мы должны их взять", — сказала я. Супруг сразу согласился». Так началась история семьи Николаевых, которые воспитывают шестерых детей — трое из них приемные.

С младшими кровными детьми, Екатериной и НиколаемС детства Маша знала, что когда выйдет замуж, они с мужем обязательно обвенчаются. Тогда девочка еще не понимала, что означает это церковное таинство, но откуда­то в ней жило убеждение, что без венчания семьи быть не может. Свою вторую половину Мария встретила в шестнадцать. Лев был старше на девять лет. Жили будущие супруги в одном селе, даже в одном доме, квартиры — через стенку.

— Мы никогда не общались, — вспоминает Мария Васильевна. — Лев старше, компании у нас были разные. И вдруг он обратил на меня внимание. Встречались мы недолго, решили, что друг друга хорошо узнали, и поженились. Лев сразу поддержал мое желание венчаться. Перед этим таинством меня окрестили. С детьми не торопились. Спокойно отучились, нашли работу, переехали в город. А теперь мы — многодетные.

Сегодня у Марии Васильевны и Льва Анатольевича трое кровных детей. Старший, Серафим, учится в военном училище в Рязани, а школьники Катя и Коля живут с родителями.

— О большем я и мечтать не могла: любящая семья, хорошая работа, храм, — продолжает моя собеседница. — После венчания я стала постепенно воцерковляться. Веру в Бога и в своих детях воспитала. По выходным мы все вместе ходили в храм, иногда ездили в родное село. Там тоже есть церковь, прихожане нас знают. В общем, обычная жизнь православной семьи. Но три года назад в соцсетях я увидела сообщение на странице одного священника. Зацепил заголовок: «У них не осталось ничего». Батюшка рассказывал, что у троих детей — двух братьев и сестренки — в 2014 году скончалась мама, а на днях умер папа. Рома, Илья и Ангелина стали сиротами.

Рома, Илья и Ангелина«Как это так? У моих детей есть всё, а у этих — ничего. Какое у них будущее? Как они будут жить дальше?» — в смятении думала я и решила позвонить мужу. Это было раннее утро, Лев только заступил на дежурство, а тут я со своими идеями. «Мы должны их взять», — сказала я супругу. И он, к моему удивлению, тут же, ни секунды не сомневаясь, согласился. Сейчас я понимаю, что это был совершенно спонтанный поступок, такие решения требуют осмысления, взвешивания. Но тогда мы действовали быстро и решительно. На следующий день мы уже были в администрации и просили отдать осиротевших детей нам.

В отделе опеки на Марию и Льва сначала посмотрели с недоверием — справятся ли? Семья, в которой росли Рома, Илья и Ангелина, считалась неблагополучной. Об этом специалисты несколько раз настойчиво говорили Николаевым, но те своего решения не изменили.

— Документы мы начали оформлять очень быстро, все закрутилось, завертелось. Однажды голосок сомнений все же прозвучал: а верно ли я поступаю? И тогда я начала усиленно молиться. Попросила Господа дать мне какой-то знак. Подумала так: если в процессе оформления документов возникнет какое-нибудь препятствие, значит, нет на это воли Божией. Тогда надо будет остановиться и отступить. Но препятствий не было. Перед нами будто открывались все двери, нам оставалось только войти.

Первый раз супруги Николаевы увидели Рому, Илью и Ангелину в центре для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Ребята встретили их очень холодно.

— Говорил в основном старший, Рома, на тот момент ему было 15 лет. Он сказал, что никуда с нами не поедет, что их заберет бабушка, они будут ее ждать. Бабушка детей действительно хотела забрать, но ей в опеке отказали. Дело в том, что на тот момент она уже была очень серьезно больна.

Старший сын Николаевых, СерафимПервая встреча не обескуражила Марию и Льва. Благодаря поддержке родных детей они не сомневались, что отступать нельзя.

— Наш Серафим тогда уже учился в другом городе. Он сказал, что это большое доброе дело, он полностью на нашей стороне. Коля и Катя даже обрадовались, что у них будут сестренка и братья. Мы с ними об этом долго разговаривали. Ведь нельзя такое решение принимать без участия родных детей.

Через три месяца после знакомства семья Николаевых пригласила Рому, Илью и Ангелину пожить у них несколько дней. Претендентов на усыновление обычно несколько, и органы опеки не запрещают детям ездить в гости к разным потенциальным опекунам.

— Однажды Рома позвонил и рассказал, что их зовут к себе в гости еще несколько семей. «Но мы не поедем, тетя Маша, — сказал мальчик, — мы уже к вам привыкли». Это было так приятно!

И вот наконец все формальности соблюдены, документы подписаны. Трое сирот стали приемными детьми Николаевых. И тут начались сложности со школой. Учебное заведение отказалось их принимать.

— В нас не верили. Говорили, что раз дети из неблагополучной семьи, то ничего путного из них не выйдет. Сначала я плакала, а потом снова стала молиться. И Господь меня услышал! Детей приняли. Прошло уже три года. Рома закончил школу и смог поступить в архитектурный колледж. Ангелина стала лучше учиться. А Илья теперь может рассказывать стихи! Раньше с этим были сложности: забывал слова, сильно стеснялся. Сегодня он может уверенно рассказать стихотворение из школьной программы.

Мария при первой же встрече обсудила с ребятами правила, установленные в их семье. Старательно учиться, спрашивать, если есть вопросы, разговаривать, ведь так можно лучше друг друга узнать и понять, — вот основы, на которых строится общение между старшими и младшими у Николаевых. Еще одно правило — посещать храм.

— Мы верующие, без храма жизни своей не представляем. Я об этом детям сразу сказала, когда мы ездили к ним знакомиться. Каково же было мое удивление, когда они сразу, без раздумий, приняли наши условия. Конечно, им порой не хочется рано вставать и идти в церковь, но если все идут, то и они тоже. Ведь если бы не Господь, их бы рядом с нами не было. Это я не устаю повторять.

Бывает ли сложно с приемными детьми? «Бывает», — признаётся Мария. Но все разрешается, если верить и молиться. Так, по молитвам, Николаевы обрели поддержку единомышленников — таких же, как они, приемных семей.

— Однажды, когда у меня в очередной раз опустились руки из-за каких-то неурядиц, мне позвонили из «Ассоциации приемных семей города Саратова». Сказали, что я могу приходить на встречи, могу обратиться к психологу при необходимости. Это было как глоток свежего воздуха. «Мы не одни», — подумала я.

У приемных семей схожие проблемы: бывает, что дети не слушаются, не уважают старших, отстраняются, замыкаются. Мария уверена, что если бы они не познакомились с людьми из ассоциации, им было бы намного труднее проходить испытания, которые неизбежны при взрослении любых детей, а когда дети приемные, все это протекает еще острее. Но не только опекунам сложно. Дети испытывают не меньший стресс.

— Я им говорила, что у них есть выбор: если их что-то не устраивает, они могут от нас отказаться. Ребята всегда отвечали мне, что и не думали так поступать. Мы порой долго, даже мучительно ищем выход из сложной ситуации. Я не перестаю молиться. И Господь помогает нашей семье.

Спрашиваю Марию: а свои дети не ревнуют родителей к приемным?

— Если возникают такие чувства, я родным деткам говорю, что я меньше любить их не буду. Объясняю, что Илье и Ангелине нужна поддержка. Ведь Катя с Колей лучше адаптированы к жизни, они с детства видели достойные примеры. У приемных детей этого примера не было. Откуда взяться хорошим манерам? Их не учили любить, смиряться, относиться с терпением к особенностям других людей, когда-то промолчать, уступить, в сложных ситуациях молиться. Ничего этого у них не было. И Господь сделал так, что на пути этих ребятишек в самый трудный момент появились мы. И наша задача, с Божией помощью, помочь Роме, Илье и Ангелине почувствовать себя нужными и любимыми. Это можно сделать, только если мы будем поддерживать друг друга, забудем о ревности, обидах и ссорах. Да, это нелегко, но с Господом — возможно.

Газета «Православная вера», № 11 (727), ноябрь 2023 г.

Поделиться в: