Актерская игра — грех или не грех?
Раньше актеров называли лицедеями, а их работу считали греховной. Но всегда ли это так? Ведь спектакль или кино могут пробудить и хорошие чувства.
Когда я был маленьким, у меня появился интерес к самодеятельности. Мне нравилось играть в спектаклях, читать стихи со сцены. По литературе учителя мне всегда ставили пятерки за прочтение стихотворений наизусть. И все окружающие говорили: «Ваня, как у тебя хорошо получается декламировать, тебе надо быть актером!». В младших классах школы я всерьез задумался об этом и решил развиваться в этом направлении. Поступил в «Детскую школу искусств» на театральное отделение.
Сначала учеба шла легко и гладко. Но потом с каждым годом становилось тяжелее. Однако трудности меня не пугали, я продолжал заниматься дальше. Сейчас я в четвертом классе, следующий год будет для меня выпускным. Казалось бы, самое трудное позади, но все чаще я задумываюсь, не ошибся ли я с выбором творческого занятия. Не противоречит ли то, чему нас учат на театральном отделении, православию? Не грех ли играть на сцене? Не вредит ли душе актерская игра? Я много об этом думаю, разговариваю со старшими товарищами и священниками. И вот к каким выводам пришел.
Сам факт выступления на сцене, актерская игра — не грех. Главное, чтобы постановка, в которой ты соглашаешься участвовать, не несла в себе вреда, не вела зрителя к плохому. А наоборот, взывала к лучшим чувствам, пробуждала совесть, доброту, милосердие. Мы все читали сказки и знаем, что в них добро всегда побеждает зло. И если ты как актер рассказываешь такую сказку со сцены, какой же вред можно этим нанести зрителю и самому себе? Тебе радостно принимать участие в таком спектакле, и зритель тебя поддерживает аплодисментами, значит, и у него в сердце эта история отклик нашла. Главное — правильно выбирать роли. И злодея можно сыграть, если в итоге зло будет наказано, а герой-плохиш перевоспитается.
А еще я нашел, что те навыки, которые развивают в театральной школе, могут оказаться очень даже полезными в церковной жизни. Судите сами: есть специальные занятия, на которых у актеров развивают дикцию. Мы делаем дыхательную гимнастику, читаем скороговорки. Актеру очень нужна хорошая дикция, иначе зритель в зале его не услышит. А кому еще нужна громкая, чистая речь? Чтецу в церкви! Если чтец говорит неразборчиво, невнятно, люди его точно не поймут. А ведь чтение на церковнославянском языке — очень важное дело.
Еще в детской школе искусств есть уроки вокала. И умение петь тоже пригодится в церкви — пожалуйста, пой на клиросе. Так что, если человек желает служить Богу, он может делать это, применяя любые свои таланты.
Иван Тужилкин
15 декабря 2023 г.