Важность деталей: образ Рождества
Рождество… Повторите это слово про себя. Какие образы рождаются в уме? Подарки, снег за окном, мерцающие огоньки гирлянд, запах хвои… Всем этим мы обязаны настоящему, абсолютно реальному чуду, произошедшему всего две тысячи двадцать четыре года назад. Хотите узнать о нем поподробнее? О, только не думайте, что это очередная зимняя сказка для чтения под пледом. Есть памятник искусства, почти ровесник этого самого чуда, который готов много поведать искушенному зрителю. Наш сегодняшний рассказчик — икона Рождества Христова.
Праздник обновления
Икона Рождества раскрывает сущность события — неоспоримый факт вочеловечения Бога и последствия этого события. По словам святителя Григория Богослова, Рождество Христово «не праздник создания, но праздник воссоздания», то есть обновления, освящающего весь мир. В Боговоплощении всякая тварь получает новый смысл своего бытия. Именно поэтому вокруг новорожденного Богомладенца мы видим представителей всего тварного мира, каждого — в подобающем Ему служении или, скорее — в благодарении.
Смысловым и композиционным центром иконы, конечно, является Младенец, повитый пеленами: Он лежит в яслях на фоне темной пещеры, в которой родился. На этом контрасте показаны нам две основные идеи праздника Рождества — радость всего мира, вызванная явлением в этот мир Всемогущего Бога, и «истощание» Бога ради спасения людей, Его «уничижение». Пещера также имеет двойное значение: это и вместилище Невместимого — Христа, и символ погребальной пещеры, в которую положили Его Тело после смерти на Кресте. Даже белые одежды Младенца напоминают нам о погребальных пеленах.
Исполнение пророчеств
В пещере, у самых яслей, мы видим вола и осла. Несмотря на то что в Евангелиях о них не упоминается, на всех изображениях Рождества Христова они находятся рядом с Богомладенцем. Так изображается исполнение пророчества Исайи: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет (Ис. 1, 3). Символично, что вол и осел являлись «чистыми» животными, которых приносили в Иерусалимском Храме в жертву: они, две ветхозаветные жертвы, склонили свои головы над Единой новозаветной.
Воплощение воли Божией
Не являясь центром композиции, наше внимание приковывает фигура Божией Матери. На многих иконах Рождества образ Богородицы — самый масштабный, в противопоставление крохотной фигурке спеленатого Христа, Который уничижил Себя Самого (Флп. 2, 7). Переоценить значение Пресвятой Девы Марии в Рождестве Христовом попросту невозможно. Воплощение есть не только дело Божией воли, но и свободной воли и веры Приснодевы Марии. Как первая Ева стала матерью всех живущих, так новая Ева стала Матерью всего обновленного человечества, обоженного через вочеловечение Сына Божия.
Положение Божией Матери преисполнено глубокого смысла: как правило, Она изображается возлежащей непосредственно возле Младенца на одре, но обычно уже вне пещеры. Иногда Ее изображают полусидящей, желая показать отсутствие у Нее обычных для рожениц страданий и, следовательно, на девственность рождества и Божественное происхождение Младенца. Но в подавляющем большинстве икон Рождества Христова Богоматерь написана в сильном утомлении: опираясь на локоть, Она развернулась в противоположную от яслей с Младенцем сторону, словно отдыхая от свершившегося чуда. Но это утомление — не результат обычных страданий во время родов: оно призвано напоминать нам о человечестве Младенца и о том, что в свое время Он пострадает на Кресте за род людской.
Величие и торжественность происшедшего, так же как и непостижимость акта вочеловечения Бога, подчеркнуты красным огненным ложем, обволакивающим Богоматерь.
О горнем мире
Итак, центральную группу иконы Рождества составляют Богомладенец и Его Пречистая Матерь. Давайте рассмотрим многочисленные детали, расположенные вокруг Них и свидетельствующие о самом воплощении и о его воздействии на весь тварный мир. В правом верхнем углу — ангелы, выполняющие двойное служение: обращенные кверху славословят Бога, а наклоненные вниз благовествуют пастухам (см.: Лк. 2, 10–11). Удивительный момент: горний мир входит в общение с простыми неискушенными людьми прямо в их обыденной жизни, делая их свидетелями совершившегося чуда. Пастухи искренне внимают ангельской вести; часто один из них играет на свирели, присоединяя тем самым человеческое искусство, музыку, к ангельскому хору. С другой стороны от пещеры — волхвы, ведомые звездою. Звезда будто нанизана на длинный луч, который указывает на пещеру. Он исходит из сферы, выходящей за пределы иконы — символическим изображением горнего мира. Звезда эта не только космическое явление, но и носительница вести о том, что на земле родился Небесный.
Звезда была тем светом, что был скрыт от евреев, но воссиял язычникам. Святоотеческое предание видит в пастухах начаток Церкви еврейской, а в волхвах — начало Церкви из язычников.
Откровение для всех
Тайна Боговоплощения была открыта неграмотным пастухам непосредственно от ангела; волхвы же, как люди науки, проделали долгий путь от знания относительного к знанию абсолютному. Дары волхвов, принесенные Младенцу — «искушено злато яко Царю веков, и ливан яко Богу всех; яко тридневному же мертвецу, смирну Бессмертному», — предрекают Его смерть и Воскресение. Интересная деталь: волхвов обычно изображают разных возрастов, чем подчеркивается, что откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта.
В нижнем углу иконы изображены две женщины, которые купают новорожденного Младенца, повивальные бабки, которых Иосиф привел к Божией Матери. Эта сцена основывается на Предании и своей повседневностью ясно подчеркивает человечество Младенца: Он, как и всякий новорожденный, подвержен естественным требованиям человеческой природы.
Еще одна деталь иконы подчеркивает, что в Рождестве Христовом «побеждается естества чин»: это праведный Иосиф. Он отдален от центральной части иконы. Перед ним, под видом сгорбленного старика-пастуха, стоит искушающий его диавол (иногда его изображают с маленькими рожками или с хвостиком). Значение праздника как «воссоздания» придает особый глубокий смысл присутствию диавола и его роли как искусителя. Здесь икона, основываясь на Предании, передает также и содержание некоторых богослужебных текстов, в которых говорится о сомнениях Иосифа и его душевных терзаниях. Это выражается на иконе его горестной позой и подчеркивается черным пятном пещеры, на фоне которой иногда изображается Иосиф.
Cопричастники чуда
Икона Рождества Христова наполнена Божественным смыслом, а также человеческими, мирскими и психологическими элементами: мы видим и человеческое знание — у пастухов, труд и искусство — у волхвов и естественное человеческое чувство — у Иосифа. Но жизнь мира изображена в ее соприкосновении с миром сверхъестественным, в силу чего всякое явление человеческой жизни находит свое место, осмысляется и просвещается.
Так, и икона, и тропарь Рождества возвышают наш ум и чувства к созерцанию и познанию тайны Боговоплощения, делают нас участниками духовного торжества и сопричастниками чуда. Надо лишь знать, как правильно их воспринять.
Евгения Вразовская
6 января 2024 г.