«Страсти по Матвею»: не побояться любить
Немного эпатажная афиша, не менее эпатажное название – «Страсти по Матвею». Стоит ли смотреть? Ведь так не хочется, чтобы вскользь, походя, с поверхностной насмешкой говорили о самом дорогом. Посмотрела и не пожалела. Пожалуй, это один из самых лучших фильмов о настоящей любви, которые мне довелось посмотреть за последнее время. О той, что в нас пока нет, но так хочется, чтобы была…
Отчаянно новое – о вечном
В фильме есть и шутки, и смех, но очень добрый, без цинизма. А вот поверхностности нет, более того, картина начинается как легкий юмористический рассказ, а заканчивается как светлая драма – со слезами, но слезами радости на глазах. Если кратко о сюжете – это история выпускника семинарии и алтарника, которому срочно – за месяц – нужно найти невесту и жениться.
Картина начинается как легкий юмористический рассказ, а заканчивается как светлая драма – со слезами радости на глазах.
Рассказ начинается как гротескная шутка, но с каждым, довольно неожиданным, оборотом сюжета набирает глубину. И потому становится размышлением на тему: «Быть или существовать? Плыть по течению или делать выбор, любить или изображать?»
Судя по всему, фильм откликнулся не только мне. На кинофестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» в 2023-м году картина «Страсти по Матвею» получила Гран-при в номинации «Лучший фильм». Также за роли в этом фильме свои награды получили актёр Денис Власенко – первое место в номинации «Герой нового сезона» – и Валери Зоидова – первое место в номинации «Героиня нового сезона». Фильм также попал в лонг-лист кинопремии «Золотой Орел» за 2023 год, причем в нескольких номинациях.
«Одновременно всем близкий, но необычно поданный сюжет столкновения долга, семьи и традиций с собственными чувствами через трогательные и образные диалоги-проповеди героев проникает в самое сердце и сохраняет состояние интриги до последнего кадра. Красивая геометрическая композиция кадра, необычные ракурсы, художественное видение образа, замечательное музыкальное сопровождение, посыл, трогающий до слёз, – это что-то отчаянно новое в современном русском кинематографе», – пишет в своей рецензии кинообозреватель Рената Белялова.
Из личного опыта – о личном
Это дебютная картина режиссера Сергея Ильина, но по всему видно, что в выбранной теме он не дилетант. В юности Сергей сам алтарничал, прототипом героя стал его друг, который также искал невесту, только не месяц, а на протяжении нескольких лет.
Об этом как-то не принято говорить и долго рассуждать, но проблема есть, и немалая. Пожалуй, ни в одной профессии нет такого серьезного условия – женись, чтобы служить. Или прими монашество. И выбор этот часто нужно сделать в юном возрасте. Хорошо, если все совпало – или к монашеству душа лежит, или есть девушка по сердцу, которая готова разделить тяготы пастырского служения. А если нет? Выбирать по расчету? Вообще не выбирать и на годы отложить служение? Выбрать что-то еще, но как же призвание?
С другой стороны, каноны Церкви мудры. Определиться со своей дорогой до принятия сана – очень правильно. Священник, даже очень молодой, должен стать отцом для своей паствы. А отец и жених, выбирающий пару на приходе, – это, как говорится, две большие разницы. Поэтому речь не об отмене или хотя бы критике канонов. Речь о Промысле Божием и свободной воле человека. Да и в целом – о свободе, которая порой может стать довольно тяжким бременем.
Еще одна, и даже более животрепещущая, проблема – разводы в семьях священнослужителей. По канонам, второй брак для пастыря невозможен, и опять-таки не поспоришь – жизнь священника, его семьи должна быть образцом. Но что же делать, если что-то пошло не так? Отец Федор – добрый, искренний, трогательный. И никак не желающий соглашаться на развод со своей супругой: ей-то хорошо – она может второй раз выйти замуж. «Отпусти ее», – советует Матвей. «А мне что остается?» – «Любовь».
Чего душа просит?
«Каждый из нас боится встретить любовь… Настоящая любовь приходит в нашу жизнь и требует отречься от всего ветхого, она безжалостна ко всему поддельному. И тем она прекрасна. И я призываю вас не бояться любви, потому что если вы с Богом, то и бояться нечего»,
– эти прекрасные слова отец Иоанн Тихомиров, настоятель большого прихода и, судя по всему, благочинный округа, говорит в самом начале фильма. Он обращает их к венчающимся, не подозревая, что очень скоро и его самого, и всю его семью ждет проверка – а сами-то вы не боитесь этого настоящего?
Отец Иоанн мечтает, чтобы сын его – выпускник семинарии Матвей – продолжил его дело (судя по всему, маститый настоятель именно как к делу начинает относиться к своему служению). Да не просто продолжил, а стал в очень скором времени настоятелем крупного прихода. А это значит, что в еще более скором времени Матвею нужно жениться.
В зрительских рецензиях встречались мнения, что таких деспотичных батюшек не бывает. Ну, во-первых, бывает, а во-вторых, не такой уж он и деспотичный. И ничего специфически священнического я в этой истории не вижу. Будто нет отцов – спортсменов, ученых, политиков, бизнесменов, – которые уверены, что лучше детей знают, в чем их призвание. И даже не ошибаются порой, и вроде бы правы, но…
«Я, может, впервые в жизни что-то почувствовал…», – говорит сын.
– «Не надо мне этой Санта-Барбары здесь. Есть долг, семья и традиции. А потом уже может быть то, что ты почувствовал», – взрывается отец.
«Нормальное православное знакомство. Потому что ты хороший парень, будешь классным мужем, а я – отличной женой», – развивает мысль продуманная и правильная девушка Варвара.
Как по мне, она в своем циничном трезвомыслии и есть самый деспотичный персонаж (в очень выразительном исполнении Ольги Бодровой). Но добрые создатели картины дают и ей шанс на покаяние в финале.
Послушный сын отправляется на поиски будущей супруги. Авторы фильма, конечно, не смогли пройти мимо типажа «Хочу быть матушкой» (как будто «Хочу быть батюшкой и готов жениться на первой встречной» – менее комичный персонаж). И даже встречает вариант – «Не хочу быть матушкой». Но тут в его мир врывается Агата – дерзкая, неправильная, запутавшаяся и отчаянно красивая.
«Матвей, вы послушайте, чего душа просит. Она ведь родом оттуда, где земных причин нет. Я вот послушала, и вам тоже надо», – говорит Матвею девушка, которая на днях уезжает в монастырь.
И кажется нам, что плюнет сейчас Матвей на все условности, запреты и… Но это только кажется.
Любовь не по правилам, всегда не по правилам
Для Агаты Матвей и вся его жизнь – это свод устаревших «нельзя».
«Если любовь, то только по правилам Ⅰ века. Ну, такой стиль», – объясняет она Роберту, с которым у нее современные, то есть свободные отношения.
Молодой человек всегда может объяснить, что такое не созависимые отношения, гиперопека, свобода:
«Зачем чем-то ради кого-то жертвовать (и слово-то какое-то грустное)? Почему нельзя просто получать удовольствие?» – «Потому что любовь – это не только про тебя, но и про другого», – не заученно, по-настоящему ответит ему Матвей.
«Счастлив ты, счастлив и человек рядом с тобой, поэтому выбирать надо себя», – звучит девиз жизни не по правилам. К слову сказать, подшучивают в фильме не только над православными – авторы тонко проходятся и по модным увлечениям:
«Хочет на психолога пойти учиться». – «Психолог… Все, потеряли барышню».
Для Матвея мир Агаты – пугающий, опасный по неискушенности и привлекающий той самой свободой. Но он умеет быть в нем искренним и несмешным.
«Вы все очень классные, все стильные и модные. Правда. Я столько модных людей в одном месте никогда в жизни не видел. Это, наверняка, оттого, что вы слишком следите за собой. Это неплохо. Но бывает так, что когда слишком следишь за собой, то не замечаешь людей рядом».
По благословению отца он таки произносит свою первую проповедь, только не в храме, а на модной вечеринке, потом – в еще более приватном кругу, за рюмкой. И, как это ни странно, ни возмутительно даже, – ее слышат. Именно после слов Матвея приходит Агате простая мысль: «Роберт, а ты можешь представить такую ситуацию, когда бы ты меня выбрал?»
Далее комедия стремительно превращается в драму – не так легко жить не по правилам, выбрать могут и в ущерб тебе, и будущему ребенку. И пересказывать ее сюжет я не буду, потому что совершенно неожиданный – для всех ее участников – финал надо пережить лично. И порадоваться за создателей фильма, которые смогли так по-доброму отнестись к каждому из его героев. Особенно к Матвею, который смог «лица не потерять».
«Полюбить – это как умереть и воскреснуть. Все старое умирает, а новое рождается».
А еще полюбить – это значит поверить в настоящее, в «любовь нелицемерну», в жизнь не по схеме (православной или новомодно-психологической). На очень важных словах в благодарственных молитвах по Святому Причащению запинается Матвей, предлагая нам услышать их совершенно по-новому.
Хочется верить в лучшее и учиться любить. И слышать в жизни своей такие простые, но такие точные слова отца Федора:
«Порой не узнаем мы настоящее, вечное, верное и гоним, гоним его от себя, не понимая, что это и был Бог, что вот это и была любовь».
13 февраля 2024 г.