Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Когда храм — дом родной

День православной молодежи неслучайно отмечается именно в праздник Сретения, ведь чем раньше случится встреча человека с Богом, тем лучше. О том, как происходила эта личная встреча со Христом в юном возрасте, о своем детстве и опыте жизни в православной верующей семье — в нашем разговоре с детьми священников.

На вопросы отвечают и размышляют: Варвара Ясиновская, ученица 10 класса, дочь настоятеля храма во имя святого Архангела Михаила с. Питерка протоиерея Сергия Ясиновского; студентки Екатерина, Александра, Елизавета Жулины — дочери настоятеля храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери р.п. Озинки протоиерея Стахия Жулина; студент Саратовской духовной семинарии Матфей Клементьев — сын настоятеля храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского п. Мокроус протоиерея Евгения Клементьева.

— Ваши первые воспоминания, связанные с храмом?

Варвара:

— Мы живем рядом с храмом в Питерке, для меня храм — второй дом. Одно из первых детских воспоминаний — приезд владыки на богослужение. Мне тогда было четыре года. Июньское утро, я сама проснулась рано, оделась, вышла во двор. Пели птицы, купола храма блестели в предрассветных лучах солнца, и меня охватило чувство радости, словно случилось чудо. До сих пор вспоминаю то летнее утро с большой теплотой и любовью, этот храм навсегда останется в моем сердце и душе.

Екатерина:

— Наша семья переехала из Саратова в р.п. Озинки в 2005 году, мы еще были очень маленькими. Первый храм, в который мы пришли, — храм во имя Царственных страстотерпцев. Здесь у нас появилась «наша няня» — Антонина Михайловна, пожилая прихожанка. Пока мама и папа служили, она с нами занималась, словно мы ее родные внучки. Здесь же начались первые занятия в православном кружке.

Став постарше, начали петь на клиросе. Запомнилось богослужение на Пасху, оно тогда потрясло своей торжественностью. Мы испытали невероятное ликование в душе. Папа, бабуля, мама и помощники трудились, чтобы детские рождественские и пасхальные праздники проходили увлекательно. Пересматривая старые фото, мы с улыбками вспоминаем эти счастливые мгновения нашего детства.

Матфей:

— Мне тоже из детства часто вспоминается именно служба на Пасху. Торжество из Торжеств, мы прославляем воскресшего Христа и, ликуя, обращаемся друг к другу: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». Непередаваемая душевная радость! А детство у меня прошло в поселке Мокроус, потом пономарил в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского.

— Семья священника в представлении мирян — пример дружбы, согласия. Получается ли соответствовать этому мнению или бывают недопонимания?

Варвара:

— Наверное, все зависит от воспитания. Мои родители никогда мне не говорили: «Ты дочь священника, поэтому должна вести себя так, а не иначе». Мы знаем, что есть правила, которым надо следовать, заповеди, по которым надо жить. И если ты воспитан в этой среде, ничего нет сложного. Когда у меня был непростой период, родители завели меня в комнату и долго со мной беседовали. Со временем это принесло свои плоды: я не боюсь папе с мамой в чем-либо признаться, ругать не будут, а состоится полезный для меня разговор. Именно словом, а не наказанием можно донести истину.

Матфей:

К сожалению, недопонимания бывают в семье, но, чтобы разрешить ситуацию, сразу же разбираемся в ней, затем просим друг у друга прощения.

Елизавета:

— Наша семья вместе дома, вместе в храме. Стараемся жить в мире, но не всегда получается. Бывали разные ситуации, недопонимания, обиды. Родители первые шли с нами мириться и нас учили прощать и просить прощения. Помогали найти общий язык со сверстниками. Старались, чтобы конфликты быстро решались. Спокойствие на душе, мир важны для каждого человека.

— Что вам безоговорочно запрещали в детстве, в юности?

Екатерина:

Ничего. Просто объясняли, какие серьезные последствия бывают от необдуманных поступков. Разъясняли, где и в чем мы ошиблись, были неправы. С нами общались, рассказывали истории из жизни, учили быть внимательными и наблюдательными. Советы и интересные беседы делали свое дело. Мы думали и делали выводы.

Варвара:

— Как любому подростку, которому родители желают только добра, есть запреты на нецензурную лексику, курение, алкоголь. Но у меня даже желания нет что-то пробовать, наоборот, я отговариваю своих одноклассников от плохих поступков. Я слушаю родителей — они для меня являются авторитетом.

Матфей:

— В школьные годы запрещали много времени находиться в Интернете, чтобы не проводил время впустую, а посты — в праздности.

— Вам запрещали верить в Деда Мороза? А читать «Гарри Поттера»?

Варвара (смеется):

Нет, Дедом Морозом был мой папа. Каждый год в новогоднюю ночь он уходил, якобы по срочным делам. И вскоре в дом приходил Дед Мороз. Взрослея, я понимала, кто на самом деле в костюме новогоднего персонажа. Мне была приятна такая папина забота — создать для нас атмосферу доброй сказки. А «Гарри Поттер» — это моя любимая сага. Мы смотрели фэнтези всей семьей, в том числе и «Хроники Нарнии», что было непонятно — обсуждали, проводили параллели с Евангелием.

Матфей:

— В Деда Мороза мне не запрещали верить. К сожалению, «Гарри Поттера» не читал, увлекался отечественной литературой.

Александра:

Наши родители сами любили сказки и для нас создавали сказку. Разыгрывался настоящий спектакль. Однажды, когда к нам пришел Дед Мороз, Лиза не узнала в нем дядю Олега, который трудился в храме. Она разрыдалась, а мы все слова стихов и песен забыли. Потом подарки стали под елкой находить. А один раз мы решили посмотреть, как этот добрый дедушка приходит с подарками. И, к нашему удивлению, увидели родителей, прячущих подарки. Но, чтобы их не расстраивать, ничего им не сказали.

Будучи уже школьниками, узнали, что прообраз Деда Мороза — святитель Николай. Фильм про Гарри Поттера смотрели всей семьей и вместе с папой обсуждали, когда герой поступил правильно, а в какой момент проявил не самые лучшие черты характера. Было очень интересно.

— Чему самому важному научили вас родители?

Варвара:

Любви к ближнему. Они растили нас и продолжают это делать с любовью. Я не видела и не слышала, чтобы родители ругались, ссорились, чтобы папа повышал голос на маму или на братьев. Это наша семейная гармония и пример для нас, как надо и как правильно жить. И в будущем, когда у нас уже появятся свои семьи, мы будем знать, как надо воспитывать детей.

Сестры Жулины:

— Вере в Бога, упованию на Него во всех трудных жизненных ситуациях. Научили добродетели послушания, взаимосвязи молитвы и труда, потому что молитва без труда — пуста, как и труд без молитвы — бесполезен. Все дела должны освящаться именем Господа, делаться ради Бога и для Его славы.

Матфей:

— Родители учили быть милостивым и жертвенным. Милостивым, чтобы можно было сострадать людям, а жертвенным, чтобы помогать нуждающимся.

— Как в религиозной семье возможна личная встреча с Богом?

Матфей:

Личная встреча с Богом — это когда человека касается благодать Божия. Происходит исцеление или исполнение просимого. Это чувство неземное и непередаваемое словами. Обычно такое происходит после богослужения, когда все мирские заботы утихают, тебе становится легко и радостно на душе.

Екатерина:

— Мы в храме с рождения. Наши родители посвятили свою жизнь Богу. Мы не видели ни ангелов, ни святых угодников Божиих, но неоднократно ощущали Его благодать своим сердцем. Думаю, это и есть встреча с Богом! В эти моменты хочется всех обнять, чтобы всем было так же хорошо!

— Как вы объяснили в школе, что ваш отец священник?

Варвара:

— Мне не пришлось объяснять. Папа 1 сентября поздравлял ребят на линейке, я прыгала выше всех от радости. Так все поняли, что этот священник — мой папа. Негатива со стороны сверстников по этому поводу никогда не было. А если надо готовить доклад на тему Русской Православной Церкви, то это делаю всегда я.

Екатерина:

Нам тоже не надо было ничего объяснять, всем было известно.

— Был ли у вас кризис веры в школьные годы?

Сестры Жулины:

— Кризис? Когда рядом папа, батюшка, который придет на помощь, поддержит, объяснит, то все проблемы решаемы.

Матфей:

— У меня был кризис в школьные годы. Когда наступало тяжкое время, старался молиться и не отчаиваться, верил, что Господь поможет. Искушения были всегда, но, когда ты с Богом, тебе становится легко и просто переживать житейские проблемы.

— Что бы вы изменили в поведении родителей?

Матфей:

Ничего, они мне дали все, что необходимо для жизни.

Сестры Жулины:

— Лучше наших родителей никого нет.

Варвара:

— И для меня родители — лучшие на свете.

— Что бы вы сейчас сказали себе ребенку?

Варвара:

Береги семью, самых родных людей, тех, кто поможет, подскажет, не оставит в беде, не предаст.

Матфей:

Старайся делать все по Божьей воле, прикладывай ко всему усидчивость, помогай всем тем, чем сможешь, воспитывай лучшие христианские качества — в будущем они пригодятся. Молись и никогда не унывай, Господь не оставит.

Людмила Питайчук
Поделиться в: