Пение как Божие откровение
Мир, в котором мы живем, является творением премудрого и благого Создателя – Господа Бога. Господь создал этот мир прекрасным и гармоничным, так что всякий внимательный человек по красоте этого видимого мира познаёт и его невидимого Творца. Но и сам человек содержит в себе тайны, которые напоминают ему о Боге. Это и голос совести, обличающий злые поступки человека и награждающий миром за добрые. Это стремление творить и создавать, что делает его похожим на своего Создателя. Это и премудрое строение самого человека, тоже говорящее о Высшем Божественном Разуме.
Но есть в человеке еще одна неизведанная тайна, которая также напоминает ему о небесном мире, – это стремление петь. Наверное, нет ни одного человека на земле, у которого никогда не возникало желание спеть. При этом наличие слуха и голоса не имеет значения, душа сама непонятным образом стремится к пению и с радостью внимает ему. Что же это за таинственное явление человеческой природы? Откуда в человеке живет такое неудержимое стремление к пению?
Можно с уверенностью сказать, что пение – это не просто дар Божий, но это такой дар, который говорит о вещах небесных и уподобляет человека ангелам. И происходит это потому, что пение имеет своей Родиной Небо, и именно с Небес оно спустилось к нам на землю. И более того, пение существовало еще задолго до того, как на земле появился первый человек. Сам Господь сказал праведному Иову, что, когда сотворил Он звезды на небе, все ангелы воспели Ему радостную песнь хваления (ср. Иов, 38, 7). И поскольку стремление к небесному и радостному вложено в саму природу человеческой души, то и становится понятным такое сильное тяготение человека к пению.
Многие святые в Божественных откровениях видели на небе ангелов Божиих, славословящих Творца. Например, пророк Божий Илия был восхищен на небо и видел у престола Божия шестикрылых серафимов, которые взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» (Ис. 6, 3). Святой Игнатий Богоносец (II в.) видел на небе ангельские хоры, которые воспевали Бога попеременно. Именно после этого видения по примеру бесплотных сил он ввел в Антиохийской Церкви антифонное (поочередное) пение.
В 439-м году в Константинополе было страшное землетрясение, унесшее жизни многих людей. Царь Феодосий Младший (II) вместе с Патриархом и всем народом обратились к Богу с мольбой о прекращении этой напасти, которая обычно постигает людей за их грехи. Во время общего молебного пения один благочестивый отрок невидимой силой на глазах у всех был поднят на небо и через некоторое время невредимым опять опущен на землю. Он рассказал, что видел на небе ангельские лики, которые пели Богу: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Народ воспринял это как указание свыше и присовокупил к этой славословной триаде покаянное прошение: «Помилуй нас». После этого землетрясение прекратилось. С тех пор Трисвятая ангельская песнь навсегда вошла в богослужебный церковный обиход.
Начало Нового Завета, принесшего человечеству множество благ, из которых главное – вечное спасение, также тесно связано с ангельским пением. Когда родился Младенец Христос, то Господу было угодно не просто возвестить об этом пастухам, но и явить им многочисленное небесное воинство, славящее и воспевающее Бога: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14).
Сам Спаситель показал пример духовных песнопений. После Тайной вечери, отправляясь на гору Елеонскую, Господь воспел с учениками псалмы, чем освятил эту традицию на все последующие века (ср. Мф. 26, 30; Мк. 14, 26).
Таким образом, можно сказать, что пение действительно имеет неземное происхождение, оно было подарено человечеству Богом через Его верных служителей – ангелов. Неслучайно византийское пение, пришедшее на Русь из Константинополя, так и называлось – «ангелоподобное» или «ангелогласие». Человек же, переняв это ангельское делание (пение), научился использовать его и в земных целях, и простое чтение стихов превратил в пение. Благодаря этому появился новый вид искусства, который часто становился выражением национальной самобытности того или иного народа (напр., итальянское пение).
В древности израильский народ хорошо понимал важность пения и прилагал особое попечение о певцах, которых при храме служило несколько тысяч человек. По царскому повелению они получали специальное содержание (ср. Неем. 11, 23), имели для себя отдельные комнаты (ср. Иез. 40, 44). Во время баталий певчих ставили перед войсками, чтобы они пением воодушевляли своих соратников и наводили страх на вражеские полки (ср. 2 Пар. 20, 21).
Пение помогает с радостью выдерживать продолжительные церковные службы и лучше усваивать смысл богослужебных песнопений. Именно поэтому Иоанн Златоуст и говорит:
«Поскольку это утешение весьма близко к нашей природе, то, дабы дьявол не развращал людей сладострастными песнями, Господь установил пение псалмов, дабы из этого мы получали и удовольствие, и пользу» (Беседа на 41 псалом).
Не только в древности, но и во все времена человек стремился к пению. Кто-то пел так, как мог, а кто-то посвящал этому всю свою жизнь. Были и те, которые получали этот дар от Бога, например, преподобный Роман Сладкопевец. Он от Самой Божией Матери получил дар сочинять духовные песнопения и прекрасно их исполнять. Другим любимцем Богоматери был преподобный Иоанн Кукузель, который с детства обладал прекрасным голосом. Его пение изумляло не только людей, но и животных, которые как завороженные слушали его.
" Музыка благотворно воздействует
не только на людей и животных,
но даже на растения
Современные ученые пришли к выводу, что музыка благотворно воздействует не только на людей и животных, но даже на растения, которые быстрее созревают и обильнее плодоносят под пение или классическую музыку.
Но все же главным назначением пения является изменение человеческих душ. Интересно заметить, что видимым подтверждением благотворного воздействия пения на душу человека является исцеление и его плоти. Так, у человека, правильно занимающегося пением, излечиваются болезни дыхательной системы и голосового аппарата. Это еще раз подтверждает ту мысль, что пение призвано нести людям только благо и напоминать человеку о его настоящем небесном призвании.
Пение одухотворяет человека, возносит его мысль от земного к небесному, откуда и даровано пение человечеству. Пение является врагом уныния и отчаяния, помогает перенести тяжесть трудов, преодолеть душевную скорбь. Оно как бы обличает перед всеми внутреннее состояние человека, его душевный восторг. Неслучайно в таких случаях говорят, что не человек поет, а душа. Действительно, пение гораздо более глубокое понятие, нежели просто мелодия, состоящая из звуков. Оно и слушается не столько ушами, сколько сердцем, воспринимается всем человеческим существом.
Пение всегда привлекало к себе внимание человека. Если где-нибудь начинают петь, то очень скоро вокруг поющих собирается группа слушателей и с удовольствием внимает пению. Если же им знакомы и слова песни, то они обязательно стремятся подпевать. Так наша природа услаждается напевами и тянется к ним. Но привлекать к себе внимание пение будет только в том случае, если окажется достойным и качественным. Именно поэтому многие певцы стремятся к профессиональному уровню пения. Звонкий льющийся голос, четкое произнесение текста, легкость и свобода исполнения, а также красота и богатство тембра голоса – вот те признаки, по которым можно отличить правильное (профессиональное) пение от неправильного (эстрадного).
Пение матери успокаивает и усыпляет плачущее дитя. Поэтому на Руси, для которой была характерна любовь к пению, и был распространен обычай пения колыбельных песен.
Пение помогает преодолеть злобу, примирить враждующих и служит лучшим средством для объединения людей, так как является выражением общих мыслей и общего настроения собравшихся. Неслучайно в первые века христианства, когда у верующих было «одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32), христиане за богослужением пели все вместе «единеми усты и единем сердцем» (возглас на литургии). Это было возможно благодаря довольно простому в техническом и композиционном плане пению, а на Руси (до XVI в.) – знаменному и демественному (домашнему) напеву, которые исполнялись в один голос (унисон). Но с начала XVII века на Юго-Западе Руси появляется новое многоголосное пение (партесное), которое было противопоставлением католической (западной) практике употребления оргáнов в храмах. Многие известные композиторы внесли свой музыкальный вклад в это дело. Д.С. Бортнянский, П.И. Турчанинов, А.Л. Ведель, А.Ф. Львов, Г.И. Ломакин, М.А. Балакирев, Д.В. Аллеманов, Е.С. Азеев, А.Д. Кастальский, С.В. Рахманинов и мн. др. навсегда останутся в истории музыки как наиболее яркие представители этого вида творчества. Благодаря их трудам музыкальные произведения стали более торжественными и сложными, так что исполнять их всем храмом было уже невозможно. Ввиду этого певческая обязанность была поручена хору (клиросу), который оказался как бы выразителем молитвенного настроения верующих. Эта традиция осталась до сих пор. А напоминанием о древней традиции всеобщего пения служит совместное пение Символа веры и «Отче наш», а также возглашение для всех предстоящих гласов церковных песнопений, которые раньше пелись всем храмом.
Особенно важно это единство для семьи христианина. И здесь традиция общего пения в каждой «Малой Церкви» (семье) будет совместным молитвенным выражением религиозных чувств членов семьи, что послужит к большему духовному сплочению, нежели плотское родство.
Помимо того, что пение доставляет душе человека утешение и услаждение, оно призвано к врачеванию человеческой души от пагубных страстей и вредных привычек. Именно поэтому у всех народов музыка и пение использовались в важнейшем деле воспитания юношества. Пение обязательно входило (и сейчас входит) в круг наук, преподаваемых в школах, и является хорошим инструментом для насаждения моральных и эстетических качеств в молодых и ищущих сердцах.
Духовное пение (особенно знаменное) является настоящей проповедью о Боге. Оно похоже на приоткрытую дверь в духовный мир, через которую к нам, грешным, струится тихий свет вечности, просвещающий и освящающий всякого человека.
7 марта 2024 г.