Слово епископа Фомы на Прощенное воскресенье
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодняшним богослужением мы с Вами вошли в поприще Святой Четыредесятницы, совершенно особого времени для всякого православного христианина, времени духовного обновления и покаяния, сугубых молитв и трудов ради долгожданной встречи с Воскресшим Спасителем.
Впереди нас ждут великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, строгие Литургии Преждеосвященных Даров, богословски насыщенные Литургии святителя Василия Великого, неисчерпаемая по своей глубине молитва преподобного Ефрема Сирина.
Но, прежде всего этого, устав Святой Церкви призывает верующих испросить друг у друга прощения, примириться с братьями и сестрами во Христе, не только с ближними, но и дальними. И это неслучайно. Замечательно пишет об этом уже упоминаемый нами преподобный Ефрем Сирин: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя».
Казалось бы, что может быть проще, чем сказать другому «прости меня». Но как по-разному произносятся эти слова, в зависимости от того, кому мы их говорим.
Где найти силы простить человека, который в самом деле причинил тебе большую боль? Как принять человека, который в отношении тебя проявляет несправедливость и досаждает тебе?
Мне кажется, что разгадка тайны прощения кроется в борьбе с собственным высокомерием и превозношением над другим. Эта тайна кроется в видении собственных грехов и глубинном понимании, что Бог прощает лично тебя. Как пишет о том апостол Павел: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4).
Кто-то из мудрых людей говорил: «Если посадить человека в тюрьму без всяких объяснение, он в глубине души будет знать, за что его посадили». Об этом же мы читаем и у нашего великого писателя Федора Михайловича Достоевского «Воистину всякий перед всеми за всех и за все виноват».
И те слова «Бог простит», которые мы сегодня так много раз будем говорить в ответ на испрашиваемое у нас прощение, значат ни что иное, как то, что я признаю себя грешником. Мы как бы говорим ближнему – я тебе не судья. В этом суть христианского прощения. Произнося слова «Бог простит», важно вложить в них искренне желание, чтобы Господь простил человека. Мы как бы говорим друг другу: «Я хочу, чтобы мы примирились, обрели мир между собой перед Богом».
Все тот же сирийский подвижник писал: «Кто ради Бога для сохранения мира переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе».
Еще один «инструмент», который может помочь нам простить обидчиков, это осознание того, что они являются нашими благодетелями. Это может звучать несколько странно, на первый взгляд. Но вслушайтесь в слова преподобного аввы Исаии: «Когда вспомнишь об оскорблениях и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших для тебя благ».
Но почему же они совершают нам благо? Всем нам хорошо известны слова Христа Спасителя: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6:14). Получается, что наши обидчики становятся виновниками нашего спасения. Если бы не было кого нам прощать, то возможно и Бог относился бы к нам не по Своей великой милости, но справедливости. А если Бог будет поступать с нами по справедливости, то все мы прекрасно понимаем, что из этого следует и куда это приведет.
Поэтому будем помнить парадоксальные слова аввы Исаии: «Чем больше кто согрешил против нас, тем более мы должны спешить к примирению, потому что он становится причиной прощения нам большего числа грехов». И еще: «Не будем же думать, будто мы, прощая ближнего, оказываем ему благодеяние или великую милость; нет, мы сами получаем благодеяние, извлекаем для себя великую пользу».
Давайте же, дорогие братья и сестры, будем изо всех сил стараться простить наших ближних. Особенно же тех, кто действительно досадил нам, кто причинил нам боль, ибо они воистину являются нашими благодетелями.
Будем прощать, ибо мы получили прощение от Бога, миловать, ибо мы сами помилованы человеколюбием Господним. Постараемся же и сами приобрести человеколюбие, пока есть для этого время.
И в сегодняшний день я, грешный, хочу испросить прощения у всех вас, кому чем-то досадил, кому быть может не уделил достойного внимания, за кого быть может не возносил достойные молитвы. Простите меня за слова, дела, помышления и все мои чувства. Аминь!
17 марта 2024 г.