Обитель крепка молитвой
В истории Покровска монастырей никогда не было. Но все изменилось в последние дни прошлого года. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви монашеская женская община при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы была преобразована в монастырь, а настоятельницей назначена игуменья Георгия (Кузенкова). С ней мы беседуем о ее пути к вере, о том, чем сегодня живет монастырь и какие преобразования будут в новой обители.
— Матушка Георгия, расскажите, пожалуйста, откуда Вы родом, о своей семье.
— Я родилась в Москве, в интеллигентной семье: папа — народный артист России, мама — художник-оформитель. Наша семья не была религиозной, никто в храм не ходил, икон в доме не было. Бабушка с дедушкой жили далеко, поэтому меня и двух братьев не помогали воспитывать. В семье я никогда не слышала ни о Боге, ни о святых, никаких духовных книг не читала. После школы поступила в педагогический колледж, получила профессию — учитель русского языка и литературы. И в этом колледже со мной училась подруга, которая пела в церковном хоре в одном из московских храмов. Она меня и воцерковила, начала рассказывать о Боге, открыла для меня Москву православную. Я была некрещеная, и подруга, узнав об этом, настояла на моем крещении. Я мало что понимала тогда и спросила ее только: «А это хорошо?». В ответ она одобрительно кивнула. Потом она объяснила мне, что это за чин, как все будет происходить. Я уже начала молиться утром и вечером, готовилась к таинствам Исповеди и Причастия. Крестилась в 1995 году, мне был 21 год.
— Как родные отнеслись к выбранному Вами пути?
— На тот момент уже прошло пять лет, как из-за болезни ушла мама, папа отнесся к моему крещению с пониманием. Я ездила в паломнические поездки, побывала в Дивеево и поняла, что хочу трудиться не в школе, а в храме. Вначале я просто помогала во славу Божию в московских храмах. В Покровском монастыре, где находятся мощи святой блаженной Матроны, тоже трудилась. Я жила на Таганке, недалеко от монастыря, поэтому удобно было туда ходить. Мыла полы, чистила подсвечники, наводила порядок на приусадебной территории. Спустя какое-то время с одной инокиней мы стали убираться в храме, ездили вместе за просфорами. Она меня наставляла духовно и, наверное, горячо молилась за меня. Она же помогла мне устроиться трудницей в Сретенский мужской монастырь. Тогда туда попасть было почти невозможно. Это уже был 1998 год. Вместе с другими женщинами трудилась на кухне посудомойкой. В те годы монастырь восстанавливался, наместником был владыка Тихон (Шевкунов). Я была так счастлива, мне больше ничего не надо было.
— Как же Вы оказались в Калужской области?
— В Ступинском районе был мужской скит, и одно время там подвязалась братия Сретенского монастыря. Позже владыка Тихон этот дом с кельями, с домовым храмом решил передать в женские руки, чтобы в дальнейшем организовать приют для детей-сирот. Вчетвером мы там прожили послушницами четыре года, трудились, молились, научились вычитывать службы, петь на клиросе. Мы все имели педагогическое образование, но опыта организации приюта ни у кого не было. Поэтому владыка отправил нас в командировку в Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь в Малоярославце. Много лет назад в обители открылся приют, где о детях хорошо заботятся. Сестры стараются сделать все, чтобы девочки не чувствовали себя обездоленными и несчастными, их воспитывают духовно, устраивают праздники, вместе с ними работают на послушаниях, вместе делят все радости и скорби. За неделю, которую мы там провели, я всей душой и сердцем полюбила монастырь и захотела там остаться. Мое желание поддержала игуменья, владыка Тихон дал согласие и благословил. Пока перевозила вещи, остальные мои московские напарницы тоже решили подвизаться в монастыре. Так мы там и остались на 15 лет. Нашу четверку так и называли — «сретенские». Я была послушницей, инокиней, монахиней, несла разные послушания. Больше десяти лет я была старшей по коровнику и по скотному двору.
— В 2018 году по благословению правящего тогда архиерея владыки Пахомия Вы прибыли в Покровск. Для Вас это было, наверное, неожиданностью?
— Признаюсь, это был непростой переход в новый этап. Но меня очень тепло встретили в епархии, владыка Пахомий очень поддерживал, рассказывал о традициях, об истории города. Я посетила много храмов и увидела, насколько крепка в людях вера, сколько они делают на своих приходах. Меня это порадовало и приободрило. А когда посетила новый Успенский храм, в котором предстояло организовывать общину, пришла в восторг от его красоты, благоустроенности трапезной, будущих келий для сестер. Эти дни для меня показались раем, и я приступила к делу.
— С образованием Успенской обители что-то изменилось? Как сегодня протекает монашеская жизнь?
— Сейчас в монастыре помимо меня живут две монахини — Манефа и Арсения, одна инокиня и две послушницы. Все уже в возрасте, а монахиням далеко за 70, поэтому трудовых послушаний у них мало. В саду, огороде, быту нам помогают прихожане. По внутреннему уставу у нас есть изменения. Больше времени сестры уделяют молитвенному деланию, духовному возрастанию. Продолжаем традицию чтения Псалтири и скоро по благословению владыки Фомы начнем читать Неусыпаемую Псалтирь. Круглосуточное непрерывное чтение по очереди разделим между монахинями, послушниками и прихожанами обители. Еще одна радость для сестер — появление духовника, окормлять теперь наш монастырь будет иеромонах Герасим (Шевцов).
— А Вы намерены привнести в эту обитель что-то из традиций Свято-Никольского Черноостровского монастыря?
— Одна из них уже появилась: у сестер новое послушание — откровения помыслов. Сестры мне пишут о своих согрешениях, ошибках, рассуждениях. Это помогает им узнать себя, понять, как жить в монастыре. Ведь никто из них не жил никогда в обители. До пострига монахиня Манефа трудилась на приходе в Красном Куте, Арсения — в Мокроусе, помогали настоятелям в строительстве храмов. Сестры все благочестивые, но монашеского жития не знают. Поэтому сейчас упор идет на то, чтобы они научились монашеским традициям, как обращать внимание на свое сердце, на свои мысли, как учиться молиться. И наши паломнические поездки в другие женские монастыри Саратовской области тоже этому способствуют.
— Матушка, что для Вас значит игуменство?
— Прежде всего — это радость. Именно Господь подвел меня к тому, что это случилось. Это Его воля, и я до сих пор считаю, что во всех сферах мне еще надо учиться и учиться. Все эти годы были даны мне непросто так, а для духовного укрепления. Я училась общаться с мирскими людьми, со священноначалием. Меня многому научила мирская жизнь, ведь для меня это было все ново, я же несла в монастыре обычное послушание. Мне не досталось строить зданий, но Господь сподобил строить духовный фундамент обители, и чтобы он был крепок, нужен монашеский внутренний подвиг, молитва, сокрушенное, смиренное сердце. Игуменский крест — это действительно крест, в прямом смысле слова. Нужно просить у Господа терпения нести свои немощи и немощи других — это главное.
— Нужна ли какая-то помощь монастырю и принимаете ли вы трудников, послушников, паломников?
— Принимаем женщин-трудниц с бесплатным питанием и проживанием, мужчин-трудников на помощь в течение дня с бесплатным питанием, без ночлега. Большое количество трудников или паломников сразу не сможем разместить. У нас свободны только четыре комнаты, паломники живут по очереди. Поэтому желающим приехать к нам лучше сначала позвонить и обговорить свободную дату. Мы, конечно, рады всем гостям, тем более с наступлением теплого времени года забот и работ у нас прибавляется.
В следующем, 2025 году исполнится 10 лет с момента освящения Свято-Успенского храма. С нашим ктитором Алексеем Сергеевичем Михайловым мы уже обсуждали планы по благоустройству территории, установке детской площадки, лавочек. Он настроен на то, чтобы обитель стала украшением, достопримечательностью города, и люди могли здесь отдохнуть сердцем и душой.
Дорогие братья и сестры!
Все желающие могут за себя и своих близких помолиться вместе с сестрами Свято-Успенского монастыря, который находится по адресу: Саратовская область, г. Покровск (Энгельс), пос. Хлебной базы, ул. Центральная, 42.
В монастыре можно подать записку о молитвенной помощи и заказать Псалтирь о здравии и об упокоении на разные сроки. Чтение Псалтири проходит в храме в течение всего дня. Более подробно обо всем можно узнать по телефону: 8-917-212-18-24 (игуменья Георгия).
21 марта 2024 г.