Народный митрополит
Летом 1922 года весь Петроград следил за громким судебным процессом, где главным обвиняемым был один из самых уважаемых архиереев среди верующих петроградцев — митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. 13 августа Православная Церковь празднует его память.
Начало пути
Митрополит Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский) родился 29 апреля 1873 года в Олонецкой губернии (ныне деревня Андреевская Архангельской области) в семье священника. «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали», — писал о себе будущий митрополит. Наверняка тогда он даже не догадывался, что ему также предстоит пережить немало испытаний за свою веру.
Духовное образование Василий Павлович начал в Каргопольском духовном училище. Впоследствии как лучший выпускник Олонецкой семинарии получил возможность учиться в Санкт-Петербургской Духовной Академии за казенный счет. В 1895 году, на третьем курсе академии Василий принял монашеский постриг с именем Вениамин, а весной 1896 года был рукоположен во иеромонаха. Друзья за очень спокойный характер и немногословие называли его «молчальником».
По окончании академии в 1897 году со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую духовную семинарию. С 1898 года он инспектор Холмской, спустя год — Санкт-Петербургской семинарии. В 1902 году, после возведения в сан архимандрита, назначен ректором Самарской, а через три года — Санкт-Петербургской семинарии. Он пользовался общей и искренней любовью всех воспитанников семинарии. Архимандрит Вениамин вел такую жизнь, что его все без исключения считали истинным монахом и святой жизни человеком.
Любимый пастырь
Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен на более высокую ступень пастырского служения: 24 января 1910 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария.
Святительский сан Владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Его часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно обычный приходской священник. Невзирая на свое высокое положение, он охотно служил на рабочих окраинах, среди ночлежек и трактиров. Чуть ли не в каждой рабочей семье его знали лично.
Большое значение имела работа владыки по спасению падших женщин. Для этой цели в г. Санкт-Петербурге существовало «Общество Пресвятой Богородицы» на улице Боровая, где было большинство так называемых «домов терпимости». Это были настоящие вертепы разврата, где очень многие женщины погибали. Но благодаря проповеди и беседам владыки многие заблудшие раскаялись в греховной жизни.
Будучи членом всероссийского Александро-Невского братства трезвости, владыка также возглавлял ежегодные многотысячные ходы сторонников трезвости в Александро-Невскую Лавру, Троице-Сергиеву пустынь, г. Колпино.
Епископ Вениамин пользовался большой любовью и уважением среди верующих столицы, и в 1917 году свободным голосованием представителей народа и духовенства его избирают главой Петроградской кафедры. В марте этого же года его возводят в сан архиепископа, а за два дня до открытия Поместного Собора Российской Православной Церкви Святейший Синод возводит архиепископа Вениамина в сан митрополита.
Сразу же после своего избрания владыка Вениамин произнес слова, которые напечатали во всех газетах: «Я стою за свободную Церковь. Она должна быть чужда политике, ибо в прошлом она много от нее пострадала». Приступив к осуществлению своей программы, он все силы направил на защиту православного народа России от жесточайших гонений, воздвигнутых на него врагами Христовой истины.
Столь успешное восхождение по лестнице церковной иерархии, высокие должности и многочисленные ордена нисколько не влияли на простоту владыки Вениамина. Каждого, кто приходил к нему за советом и духовным утешением, он не отпускал без доброго напутствия и теплого слова. Приемная его всегда была полна народа. Евангельская простота святителя, отзывчивость, сердечность, доступность в сочетании с открытым лицом, тихим, проникновенным голосом и всё освещавшей улыбкой располагали к нему даже иноверцев.
Перед лицом смерти
Зимой 1922 года советская власть издала декрет о немедленной конфискации церковных ценностей под предлогом борьбы с массовым голодом. Их изъятие спровоцировало беспорядки и стало началом широкой волны судебных процессов над духовенством и верующими. В Петрограде в центре этих событий оказался любимый народом архиерей — митрополит Вениамин.
24 марта 1922 года в «Петроградской правде» было опубликовано письмо организаторов обновленческого раскола: они обвиняли духовенство в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. 29 мая 1922 года последовал арест митрополита Вениамина, а 10 июня того же года началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек.
Святитель Вениамин на процессе был, как и всегда, простым, спокойным, убеждающим в невиновности других людей. Перед лицом ожидавшей его смерти он, обращаясь к трибуналу, произнес: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе/, возложу на себя крестное знамение и скажу: „Слава Тебе, Господи Боже, за всё!“».
5 июля 1922 года трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне — профессор Юрий Новицкий и адвокат Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей. Предварительно они были обриты и одеты в лохмотья, чтобы нельзя было узнать, что расстреливают священнослужителей.
Сохранились сведения о последних минутах мучеников. Юрий Новицкий плакал. Его угнетала мысль, что он оставляет круглой сиротой свою единственную 15-летнюю дочь. Иван Ковшаров посмеивался над палачами. Архимандрит Сергий громко молился: «Прости им, Боже, не ведают бо, что творят». Митрополит Вениамин шел на смерть спокойно, тихо шепча молитву и крестясь.
Точное место захоронения архипастыря неизвестно. На Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в его память установлен кенотаф — символическая могила. В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил митрополита Вениамина к лику святых.
28 августа 2009 года у церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Санкт-Петербурга был открыт памятник святителю Вениамину, митрополиту Петроградскому. Безбожная власть страшно расправилась с владыкой Вениамином, но память о святом митрополите уничтожить не смогла.
Подготовила Наталия Бондаренко
13 августа 2015 г.